15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
Синергетика - наука о самоорганизации и самоорганизующихся системах. Такие системы обладают новыми свойствами не присущими объектам изучения традиционных наук. Синергетика рассматривает нелинейные, неравновесные, неустойчивые открытие системы, обменивающиеся с окружающей средой материей, энергией и информацией. Положения синергетики особенно важны для человека и общественных систем, где самоорганизация является одним из фундаментальных свойств.
На основе синергетики формируется новое мировоззрение, которое часто противопоставляется традиционному научному мировоззрению. Приведем примеры основных положений традиционного и синергетического мировоззрения.
Хаос более естественен, чем порядок. Порядок надо устанавливать, а хаос возникает сам по себе, он разрушает порядок. Энтропия возрастает, Вселенная стремится к тепловой смерти. Второе начало термодинамики четко определяет направление многих физических процессов в сторону выравнивания температур и рассеивания энергетических структур за счет передачи тепла и энергии от более нагретых тел к менее нагретым.
Порядок более естественен, чем хаос. Природе изначально присуще стремление к упорядоченности. В любой области Вселенной, при наличии подходящих условий возникают упорядоченные структуры: атомы, молекулы, скопления материи, туманности, звезды, планеты, биосфера и цивилизации.
Чтобы исключить противоречие между этими верными трактовками законов природы заметим, что хаос возникает всегда, законы физики работают всегда, безусловно и однозначно. А порядок возникает только при наличии подходящих условий и само появление порядка в этих условиях не противоречит законам физики.
2.1 Структура систем задается из вне, порядок может возникать из порядка. Плановая экономика эффективнее рыночной, стихийной. Обучение, привнесение порядка в хаос в голове и т.д.
2.2 Увеличение разнообразия системы и степени её упорядочности, уменьшение энтропии происходит естественным образом, за счет притока свободной энергии в открытом мире.
И в этом случае традиционное положение безусловно и выполняется всегда, а синергетическое повышение упорядоченности возможно только за счет притока свободной энергии из окружающего мира. Опять в полном соответствии с законами физики, в частности, со вторым началом термодинамики.
3.1 Сохранение системы требует её изоляции, иначе враждебная среда её разрушит.
3.2 Изоляция системы останавливает развитие и разрушает порядок. Изоляция уменьшает разнообразие и приводит к деградации системы, так как приток свободной материи и энергии прекращается.
В первой трактовке речь идет о физических неактивных системах, которые не могут использовать приток свободной материи и энергии. Синергетическая трактовка применима именно для живых систем или таких процессов, которые вовлекают и используют свободную материю и энергию и за счет этого становятся более устойчивыми и живучими. Тут тоже нет никакого противоречия с законами физики, химии и биологии.
4.1 Единообразие эффективнее разнообразия. Один строй, одна система, одна философия и научное мировоззрение эффективнее для системы, чем распыляющее многообразие.
4.2 Большее разнообразие - залог жизнеспособности. Более разнообразные и сложные по структуре биологические и социально-экономические системы более устойчивы.
Здесь как и в пред идущем пояснении рассматриваются разные системы, Первая трактовка верна для физических, химических и биологических систем. Синергетическая трактовка говорит о социально-экономических системах, для которых разнообразие есть дополнительный ресурс выживания за счет окружающей среды в полном соответствии с законами физики, химии, биологии и социологии.
5.1 Поведение системы предопределено законами природы и начальными условиями, система предсказуема в прошлое и будущее. Малые возмущения приводят к малым изменениям в системе.
Система может развиваться непредсказуемыми скачками и в точках перехода из одного состояния в другое, малые возмущения вызывают большие изменения в системе.
Первое положение верно для стабильных не стохастических систем. Второе для неустойчивых систем находящихся в кризисном состоянии. Если общественная система не находится в кризисном состоянии то малые возмущения не могут вызвать больших изменений как и в стабильных физических системах.
6.1 Физическое воздействие эффективнее информационного. Убить легче, чем переучить или перевоспитать (нет человека, нет проблем). Военный, уголовный, государственный, экономический и религиозный терроризм сильнее информационного воздействия.
6.2 Информационное воздействие эффективнее физического на более высоких уровнях развития самоорганизующейся системы. Чем выше уровень развития человека, социально-экономической системы и цивилизации. тем эффективнее информационное воздействие.
Первое положение верно для отдельного человека и сравнительно небольших общественных систем. Второе синергетическое положение верно для больших и сложных систем, таких как крупные страны. Завоевать или разрушить такую страну сложно или же вообще не возможно, а изменить общественное сознание так чтобы она сама стала разрушатся можно за счет постоянного информационного воздействия на население этой страны. Пример перестройки и реформирования СССР и России при мощном информационном воздействии чуждой идеологии ее постоянных конкурентов (США и Западной Европы), наглядно показал как можно разрушить великую страну без применения оружия.
Есть и другие положения и постулаты традиционного и синергетического мировоззрения, которые противоречат друг другу. Но, как показано выше, из этого не следует, что не верны традиционные или синергетические постулаты, каждое из мировоззрений имеет свою область применений. Естественно, что законы математики, физики, химии, биологии и других наук, верны и для человека, социально-экономической системы и цивилизации и не могут, не выполнятся. Никакая реальная система не может долго существовать при нарушении законов природы, Но для самоорганизующихся систем законы синергетики не менее важны, чем эти первичные законы природы. Более того, по правилам синергетики развитый человек должен носить в своем сознании противоположные, разнообразные идеи и не потерять способности находить эффективные решения и действия, используя их. Естественно, что выводы и пути решения конкретных проблем при традиционном и синергетическом подходе будут совершенно разными. И в этом главное значение синергетического мировоззрения в применении к решению задач и проблем возникающих в социально-экономических системах.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература