12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
Существуют три основные гипотезы происхождения жизни на Земле. Это божественное творение, инопланетное космическое происхождение (панспермия) и естественно-научное происхождение. Самая простая для усвоения – божественное творение, креоцинизм. Но она противоречит очевидным и давно изученным фактам палеонтологии и эволюционной биологии. В каждом слое Земли только определенные останки живых существ, со следами эволюции и приспособления к окружающей среде. Нет фактов божественного сотворения жизни и нет смысла обсуждать эту гипотезу далее.
Панспермия не противоречит науке, и ее поддерживали известные ученые. Но она также не имеет в основе множество фактов и теории эволюции и вообще основополагающей теории с предсказанием и объяснением множества фактов, как принято для современной отрасли науки. Гипотеза о вечном существовании жизни противоречит современной теории образования Вселенной. Даже спустя миллиард лет после взрыва Вселенной не могло существовать множество сложных органических молекул, тем более живой клетки. Тогда только появлялись атомы водорода, а из них первые звезды выпекающие все тяжелые элементы, углерод, азот, кислород и другие, необходимые для жизни. Возможно, на каком то этапе развития жизни внеземная жизнь контактировала с земной, но достоверных свидетельств этого мы пока не обнаружили. Поэтому не следует переключатся на экзотические гипотезы и теории и порождать новые сущности, пока не завершено исследование естественнонаучной теории происхождения жизни. Она имеет множество объяснимых и трудно объяснимых фактов, записанных в Историю Земли в виде палеонтологических останков живых существ за три миллиарда лет. Эта гипотеза высказывалась еще древнегреческими мыслителями и получила мощное развитие трудами многих поколений биологов, генетиков, палеонтологов, физиков, химиков и других наук. Большой вклад в исследование этой проблемы внесли К. Линней, Ж. Ламарк, Л.Пастер, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, А.И Опарин, Н.И. Вавилов и многие другие известные ученые.
Сложные органические молекулы и аминокислоты появились еще в катархее, в теплых водах зарождающегося океана, богатых множеством химических элементов. Около 3,1-3,4 млрд. лет назад появились первые одноклеточные водоросли, синтезирующие под действием солнечного излучения кислород из воды и углекислого газа. По теории А.И. Опарина сначала из сложных молекул появились пробиоты, способные воспроизводить себе подобных. Затем образовались мембраны и первые безъядерные клетки – прокариоты, в виде каменистых мхов в воде. Затем в результате эволюции появились первые клетки с ядром эвакариоты, и началась эпоха одноклеточных существ. Опыты Миллера и Юри в 1953 году, с имитацией архейских условий на Земле показали возможность образования биологических мономеров: мочевины, молочной кислоты, нескольких аминокислот. Это подтверждает гипотезы А.И. Опарина о начальных этапах развития жизни.
Только определенное взаиморасположение в пространстве позволяет таким важнейшим биополимерам, как белки и нуклеиновые кислоты, взаимодействовать и образовывать системы, приводящие к появлению первых живых организмов. Для этого необходимо формирование биологических мембран, которые не только сохраняют случайно возникшие комплексы белков и нуклеиновых кислот, но и обеспечивают образовавшиеся системы с обратной связью, веществами и энергией из окружающей среды. Поверхности водоемов, рассматриваемые как колыбели жизни, были покрыты липидными пленками. При порывах ветра, поверхностная пленка изгибалась, от неё могли отрываться пузырьки. Среди многочисленных пузырьков были те, которые содержали белково-нуклеиновые системы с обратной связью. Такие пузырьки поднимались ветром в воздух, а когда падали на поверхность водоема, то покрывались вторым липидно-белковым слоем. Такая четырехслойная оболочка (два слоя белков по краям и два слоя липидов внутри) напоминает сегодняшнюю биологическую мембрану.
Различные полимеры, плававшие в «первичном бульоне» и находившиеся вне пузырька, могли оказаться внутри его складок, где создавались условия для новых, ранее не существовавших взаимодействий. Эволюционно закреплялись лишь такие системы, которые были способны к само регуляции и самовоспроизведению. Это и были первые живые организмы – пробиоты. У пробиотов уже существовали главные атрибуты любого живого организма: ДНК и система ее репликации, транскрипция, трансляция, мембранные структуры, ферментативные системы расщепления и синтеза органических веществ, запасания и переноса энергии. Деление пробионтов могло осуществляться примерно так же, как это происходит у современных бактерий, путем деления надвое. Пробиоты сформировали два типа клеток, без ядерные –прокариоты и клетки с ядрами – эукариоты. Далее эволюция пошла по линии эукариот.
Они в течение длительного периода были представлены только одноклеточными формами. За это время возникли и развивались многие фундаментальные свойства организмов. Это формирование митоза – одного из важных ароморфозов, усложнение ядра, появление хромосом, регулярного равного деления ядерных структур и цитоплазмы. Благодаря симбиозу клетки эукариот обогатились митохондриями и хлоропластами. Выделилась группа простейших эукариот, из которых позднее сформировались растения, появились предковые формы животных, грибов. Симбиотический процесс следует рассматривать как крупный ароморфоз в развитии жизни на Земле. Усложнение эукариотических клеток привело к возникновению полового процесса. В популяциях одноклеточных эукариот стали появляться клетки с полярными свойствами, способными к взаимному объединению – копуляции. В результате был проделан решающий шаг к возникновению диплоидности. По мере того как половой процесс становился регулярным, росла необходимость в делении клеток, входе которого гомологичные хромосомы расходятся и их число уменьшается вдвое. Именно эта важная функция первоначально легла на зарождающийся мейоз. Длительная эволюция в конечном счете привела к созданию двухступенчатого мейоза современного типа.
Весь комплекс событий, начиная с формирования пола и кончая появлением мейоза, имел исключительное значение для последующего хода эволюции. В результате возникла диплоидность, появилась доминантность и рецессивность, сформировалась комбинативная изменчивость, слагающаяся из рекомбинации в профазе, случайного расхождения хромосом в метафазе, мейоза и случайного соединения гамет при оплодотворении. В популяциях одноклеточных эукариот благодаря становлению упомянутых процессов темп эволюции резко возрос. Таким образом, возникновение пола, мейоза и сопряженных явлений явилось крупнейшим достижением в эволюции жизни.
С момента возникновения жизни на Земле прошло около двух млрд. лет. С тех пор активно действуют два фактора эволюционного процесса – естественный отбор и наследственная изменчивость. Скорость эволюционного процесса постепенно возрастала и сами факторы эволюции преобразовывались и пополнялись новыми. Непрерывно шел процесс дивергенции, росло разнообразие форм жизни. За два млрд. лет от Архея до Венда одноклеточные водоросли выделили в атмосферу около 1% кислорода от современного уровня, что соответствует переходной точке Л. Пастера. В Венде уже существовало более 20 типов кишечнополостных существ. Дальнейшее накопление кислорода от точки Л. Пастера, дает возможность появлению дышащих кислородом одноклеточных и многоклеточных существ. Кислородное дыхание в 20-30 раз эффективнее, чем синтез кислорода из воды и углекислого газа. Таким образом, около млрд. лет назад появились дышащие кислородом существа, которые в 20-30 раз ускорили эволюцию жизни. Накопление более 2% количества кислорода от современного, обеспечило появление защитного озонового слоя в атмосфере Земли. Благодаря этому жизнь вышла на сушу около 400 млн. лет назад. Живые клетки уже не убивало коротковолновое солнечное излучение, поглощаемое озоновым слоем и началось бурное развитие земноводной жизни. Растительность быстро освоила сушу и буквально за несколько десятков миллионов лет довела содержание кислорода в атмосфере до современного, 21%. И начинается взрыв жизни!
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература