Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
Раздел Тема занятия | Форма занятий | Метод обучения | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. ВВОДНЫЙ |
|
|
|
|
|
1.1. Вводная тема | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рекламные листки | Компьютер, мультимедийный проектор |
|
2. ОСНОВЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ |
|
|
|
|
|
2.1. Основные навыки наблюдателя
| Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
2.2. Вечернее наблюдение Луны
| Астрономические наблюдения в обсерватории отдела | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений, карта Луны | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.3. Вечернее наблюдение планет
| Астрономические наблюдения в обсерватории отдела | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.4. Вечернее наблюдение звезд и созвездий
| Астрономические наблюдения на открытом воздухе | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений, карта звездного неба
| Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.5. Наблюдение Солнца | Астрономи- ческие наблюдения в обсерватории отдела | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.6. Осенние наблюдения на ЗНБ | Астрономи- ческие наблюдения на ЗНБ | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений, карта звездного неба | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.7. Зимние наблюдения на ЗНБ | Астрономические наблюдения на ЗНБ | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений, карта звездного неба | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
2.8. Весенние наблюдения на ЗНБ | Астрономические наблюдения на ЗНБ | Астрономические наблюдения
| Звездное небо, журнал наблюдений, карта звездного неба | Телескоп, бинокль | Зарисовка наблюдений |
3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ |
|
|
|
|
|
3.1. Развитие представлений о Земле | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации
| Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
3.2. Простейшие астрономические инструменты | Занятие в классе | Учебно-производительный труд |
|
| Изготовление угломера |
3.3. Галилео Галилей и его открытия | Занятие в классе | Работа с книгой | Астрономия. Энциклопедия для детей. Т.8. – М.: Аванта+, 1997 |
| Устное изложение прочитанного |
3.4. Современные представления о Вселенной | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
4. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА |
|
|
|
|
|
4.1. Строение Солнечной системы | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
4.2. Планеты земной группы
| Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
4.3. Планеты-гиганты
| Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
4.4. Малые тела Солнечной системы | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
4.5. Путешествие по Солнечной системе | Занятие в классе | Познавательная игра | Настольная игра «Солнечная система» |
| Награждение призами |
5. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ |
|
|
|
|
|
5.1. Уникальность Земли | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
5.2. Происхождение жизни на Земле | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации
| Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
5.3. Экскурсия в Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана | Экскурсия | Лекция в музее | Экспонаты музея |
| Сочинение по теме экскурсии |
6. ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ |
|
|
|
|
|
6.1. Общие сведения о Луне
| Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
6.2. Движение Луны по небу. Фазы Луны | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
7. СОЛНЦЕ – НАША ЗВЕЗДА |
|
|
|
|
|
7.1. Общие сведения о Солнце | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
7.2. Движение Солнца по небу | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор, планетарий отдела | Устное обобщение темы |
7.3. Праздники и народные обычаи, связанные с Солнцем. Масленица | Занятие в классе | Беседа с использованием слайдпроектора | Слайдфильм | Слайдпроектор | Устное обобщение темы |
8. МИР ЗВЕЗД |
|
|
|
|
|
8.1. Звезды – далекие Солнца | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
8.2. Галактика – звездный город | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
8.3. Что такое созвездия | Занятие в классе Занятие в планетарии | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь, звездное небо планетария | Компьютер, мультимедийный проектор, планетарий отдела | Устное обобщение темы |
8.4. Самые известные созвездия | Занятие в классе Занятие в планетарии | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь, звездное небо планетария | Компьютер, мультимедийный проектор, планетарий отдела | Устное обобщение темы |
9. КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
|
|
|
|
|
9.1. Они были первыми | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
9.2. Есть ли жизнь на других планетах? | Занятие в классе | Учебная дискуссия | Компьютерная презентация, фильм CD | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
9.3. Исследование Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Устное обобщение темы |
9.4. Экскурсия в Музей Космонавтики | Экскурсия | Лекция в музее | Экспонаты музея |
| Сочинение по теме экскурсии |
10. ИТОГОВЫЙ |
|
|
|
|
|
10.1. Викторина по пройденным темам | Занятие в классе | Заключительная викторина | Компьютерная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Награждение призами |
10.2. Итоговое занятие | Занятие в классе | Беседа с использованием компьютерной презентации | Компьютерная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Вручение свиде-тельств и дипломов |
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т