Астрономические наблюдения.
Астрономические наблюдения являются модификацией практического метода. Астрономические наблюдения отражают специфику данной программы и относятся к основным методам, используемым в данной программе.
Астрономические наблюдения включают проведение наблюдений Солнца, Луны, планет, созвездий, звёздных скоплений, туманностей, галактик. Территориально астрономические наблюдения проводятся в трёх местах: на открытом воздухе на территории Дворца, в обсерватории отдела астрономии во Дворце, на Загородной Наблюдательной Базе отдела (г. Звенигород).
Астрономические наблюдения проводятся как с помощью бинокля и телескопа, так и невооруженным глазом. Проведение астрономических наблюдений включает несколько этапов, а именно:
– объяснение педагога. Это этап теоретического осмысления работы, когда педагог ставит перед обучающимися цель (что пронаблюдать) и объясняет, как необходимо провести наблюдение астрономического объекта, на что особенно обратить внимание;
– показ. Этап инструктажа;
– проба. Этап, на котором обучающийся проводит наблюдения и заносит его результат в «Журнал наблюдений», а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;
– выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог уделяет особое внимание тем обучающимся, которые плохо справляются с заданием;
– проверка «Журнала наблюдений», анализ и обсуждение полученных результатов.
Астрономические наблюдения выполняют как функцию обучения на практике, так и функцию углубления знаний и умений. Астрономические наблюдения помогают сформировать у обучающихся естественнонаучное мировоззрение, выработать научный подход в изучении наблюдаемых явлений. Астрономические наблюдения позволяют обучающимся представить себя в роли учёных-астрономов, исследователей, которые делают открытия и раскрывают тайны Мироздания.
Помимо обучающих задач, астрономические наблюдения помогают решать развивающие и воспитательные задачи. Астрономические наблюдения в бинокль или телескоп притягивают детей, обещая открытие нового неведомого мира, стимулируя и развивая тягу к познанию.
Астрономические наблюдения способствуют воспитанию таких качеств как наблюдательность и аккуратность при выполнении задания. У обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса: осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий её решения, составление плана выполнения работы, подготовка оборудования и «Журнала наблюдений», тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
Наблюдая в телескоп Луну, планеты, звёздные скопления, туманности и далекие галактики, дети прикасаются к окружающему нас таинственному и прекрасному миру. Астрономические наблюдения позволяют обучающимся испытывать эмоциональные переживания, воспитывают чувство прекрасного. удивление, восхищение и увидеть всю красоту Космоса.
Кроме того, в процессе наблюдений, в неформальной обстановке создаются дополнительные условия для формирования дружного детского коллектива.
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т