Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
Практические занятия. Наблюдения околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий весеннего неба (Лев, Дева, Волопас), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82, нахождение на небе Полярной звезды), планет в зависимости от их видимости на небе. Наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время весенних школьных каникул).
Раздел 3. Развитие представлений о Вселенной.
Тема 3.1. Развитие представлений о Земле.
Представление древних народов о плоской Земле. Древнегреческие представления о шарообразной Земле (Пифагор, Аристотель). Земля – центр Мироздания. Система Мира Аристотеля и Птолемея. Гелиоцентрическая система Мира Коперника и её развитие. Идеи Джордано Бруно о бесконечности Космоса. Открытия Галилео Галилея.
Тема 3.2. Простейшие астрономические инструменты.
Практические занятия. Изготовление простейшего старинного астрономического прибора угломера.
Тема 3.3. Галилео Галилей и его открытия.
Практические занятия. Работа с литературой.
Тема 3.4. Современные представления о Вселенной.
Представление о структуре, размерах и возрасте Вселенной. Кратко о происхождении Вселенной. Место человека во Вселенной. Антропный признак.
Раздел 4. Планета Земля.
Тема 4.1. Уникальность Земли.
Оптимальное расстояние от Солнца. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, кора.
Тема 4.2. Происхождение жизни на Земле.
Тема 4.3. Экскурсия в Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана.
Практические занятия. Посещение музея. После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии.
Раздел 5. Солнечная система.
Тема 5.1. Строение Солнечной системы.
Общие сведения о Солнечной системе. Состав: Солнце, восемь планет, астероиды, кометы, карликовые планеты. Сравнительные размеры Солнца и планет. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Различная природа Солнца и планет. Измерение расстояний в Солнечной системе. Астрономическая единица. Вращение и обращение планет. Орбитальные скорости планет. Краткая теория образования Солнечной системы.
Тема 5.2. Планеты земной группы.
Общая характеристики планет земной группы: размеры, строение, плотность, атмосферы, спутники. Подробная характеристика каждой из планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Мифология планет.
Тема 5.3. Планеты-гиганты.
Общая характеристики планет-гигантов: размеры, строение, плотность, атмосферы, спутники, кольца. Подробная характеристика каждой из планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Мифология планет.
Тема 5.4. Малые тела Солнечной системы.
Астероиды: орбиты, форма, размеры, названия, происхождение. Кометы: орбиты, состав, строение, примеры известных комет, отношение к кометам в прошлом. Космическая пыль и метеорные вспышки. Камни, упавшие на Землю (метеориты).
Тема 5.5. Путешествие по Солнечной системе.
Практические занятия. Настольная игра «Солнечная система». (Игровая форма соответствует приближающемуся Новому году. После игры может быть организовано Новогоднее чаепитие. Предусматривается участие родителей обучающихся).
Раздел 6. Луна – спутник Земли.
Тема 6.1. Общие сведения о Луне.
Лунная мифология. Расстояние до Луны, размер, масса, состав пород, внутреннее строение. Рельеф Луны: низменности и равнины, кратеры. Карта Луны.
Тема 6.2. Движение Луны по небу.
Почему меняется вид Луны. Понятие лунных фаз. Синодический и сидерический лунный месяц. Солнечные и лунные затмения. Условия для наступления затмений. Повторяемость затмений, Сарос. Отношение к затмениям в прошлом. Схема солнечного затмения. Виды солнечных затмений: частное, полное, кольцеобразное. Длительность полной фазы солнечного затмения. Схема лунного затмения. Частное и полное лунное затмение. Длительность полной фазы.
Раздел 7. Солнце – наша звезда.
Тема 7.1. Общие сведения о Солнце.
Форма, размеры, масса. Вращение Солнца. Температура. Фотосфера и наблюдаемые на ней явления: гранулы, пятна, факелы. Солнечная активность. Верхняя атмосфера: хромосфера, спикулы, протуберанцы. Солнечная корона. Недра Солнца. Источники энергии Солнца. Использование солнечной энергии. Солнечно-земные связи. А.Л. Чижевский.
Тема 7.2. Движение Солнца по небу.
Суточный путь Солнца по небу. Восход, кульминация, заход. Годичный путь Солнца по небу. Эклиптика. Солнце на фоне зодиакальных созвездий. Точки равноденствий, солнцестояний. Высота Солнца над горизонтом в различные сезоны года. Древняя астрономическая обсерватория Стоунхендж.
Тема 7.3. Поклонение Солнцу в древности.
Поклонение Солнцу в древности. Праздники и народные обычаи, связанные с Солнцем. Масленица.
Раздел 8. Мир звёзд.
Тема 8.1. Звёзды – далёкие Солнца.
Расстояния до звёзд, размеры звёзд, цвет и температура. Близкие к Солнцу звёзды. Рождение звёзд из газово-пылевой материи. Новые и сверхновые звёзды, Белые карлики, планетарные туманности.
Тема 8.2. Галактика – звёздный город.
Строение нашей Галактики. Место Солнца в Млечном Пути. Рассеянные и шаровые звёздные скопления, газово-пылевая материя. Другие галактики. Классификация галактик. Расстояние до галактик. Самые близкие галактики. Скопления галактик. Разбегание галактик.
Тема 8.3. Что такое созвездия.
Древность созвездий. Названия созвездий. Границы созвездий. Звёздные карты и атласы. Обозначения звёзд и созвездий на звёздных картах. Видимая звёздная величина. 88 современных созвездий.
Практические занятия. Работа с картами созвездий, с подвижной картой звёздного неба. Нахождение звёзд и созвездий в планетарии.
Тема 8.4. Самые известные созвездия.
Описание и изображение на звёздных картах созвездий: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Орион, Большой Пёс, Телец и др. Яркие звёзды и интересные объекты в данных созвездиях. Мифология созвездий.
Практические занятия. Работа с картами созвездий, с подвижной картой звёздного неба. Нахождение звёзд и созвездий в планетарии.
Раздел 9. Космическая эра человечества.
Тема 9.1. Они были первыми.
Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), первые животные в космосе, первый космонавт Земли, первая женщина-космонавт, первый выход человека в открытый Космос, первые люди на Луне.
Тема 9.2. Исследование Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций.
Исследование планет с помощью космических кораблей «Пионер-10» и «Пионер-11», траектория полета. Исследование планет-гигантов с помощью космических кораблей «Вояджер-1» и «Вояджер-2», траектория полета. Значение миссии «Пионеров» и «Вояджеров».
Тема 9.3. Есть ли жизнь на других планетах?
Практические занятия. Дискуссия о возможностях для жизни на планетах Солнечной системы, их спутниках, кометах и астероидах. Результаты исследования планет с помощью космических аппаратов. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
Тема 9.4. Экскурсия в Музей космонавтики.
После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии.
Раздел 10. Итоговый раздел.
Тема 10.1. Викторина по пройденным темам.
Викторина по пройденным темам как этап окончательной аттестации обучающихся первого года занятий. В викторину включены вопросы по всем девяти разделам программы.
Тема 10.2. Итоговое занятие.
Подведение итогов года, выступления обучающихся с лучшими рефератами, обсуждение планов на следующий год и на лето, вручение свидетельств о пройденном этапе обучения. (Проводится совместно с родителями).
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т