logo
ДОП "ОБЩАЯ АСТРОНОМИЯ"

1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.

По окончании первого года занятий обучающиеся, освоив соответствующие разделы и темы программы,

будут иметь представление:

- о предмете астрономии (что изучает астрономия, методы изучения небесных тел);

- о смене мировоззрений (плоская Земля в древности, Земля – центр мироздания, гелиоцентрическая система мира);

- о современном научном мировоззрении (структура, размеры, возраст Вселенной);

- о месте человека во Вселенной и суть антропного принципа;

- о форме Земли, ее внутреннем строении, составе и строении атмосферы, о других оболочках Земли – биосфере и ноосфере;

- о строении, составе и размерах Солнечной системы;

- о сравнительных размерах тел Солнечной системы;

- о малых телах Солнечной системы.

- о лунном рельефе (моря, кратеры, горы), о диапазоне изменения температуры на Луне, об отсутствии на Луне атмосферы;

- о процессах, происходящих в недрах Солнца (термоядерные реакции);

- о расстояниях до звёзд, размерах звёзд, цвете и температурах;

- о зарождении звёзд из газово-пылевой материи;

- о строении Галактики и месте в ней Солнца;

- о расстояниях до других галактик;

- об исследовании Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций;

будут знать:

- древнегреческие мифы и легенды о Солнце, Луне, планетах и созвездиях;

- примерные годы жизни, краткую биографию и вклад в науку великих ученых: Пифагора, Аристотеля, Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно;

- общие сведения о Земле (средний радиус, среднее расстояние от Солнца);

- в чем заключается уникальность Земли;

- почему происходит на Земле смена дня и ночи, смена времён года;

- гипотезы о происхождении жизни на Земле;

- что такое астрономическая единица;

- планеты земной группы и планеты-гиганты;

- гипотезы о происхождении Солнечной системы;

- общие сведение о Луне (средний радиус, среднее расстояние от Земли, синодический и сидерический периоды обращения Луны);

- названия лунных морей, кратеров, гор;

- что такое лунные фазы и почему происходят лунные и солнечные затмения;

- общие сведения о Солнце (размер Солнца, строение, состав);

- названия близких к Солнцу звёзд;

- что такое новые и сверхновые звёзды, белые карлики;

- что такое рассеянные и шаровые звёздные скопления;

- что такое газово-пылевая материя;

- самые близкие к нам галактики;

- как на звёздных картах обозначаются созвездия и звёзды;

- что такое звездная величина;

будут уметь:

- пользоваться книгой: Астрономия. Энциклопедия для детей. Т.8. – М.: Аванта+, 1997, ежегодным астрономическим школьным календарем, справочными материалами;

- самостоятельно изготовить старинный астрономический прибор – угломер;

- провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;

- нарисовать схему солнечного и лунного затмения и её объяснить;

- нарисовать схему смены лунных фаз и её объяснить;

- находить среди различных фотографий рассеянных звёздных скоплений, газово-пылевых туманностей, планетарных туманностей, галактик некоторые самые известные;

- работать с подвижной картой звёздного неба (основные навыки);

- различать на звёздных картах звёзды от 1-й до 6-й звёздной величины.

По окончании второго года занятий обучающиеся, освоив соответствующие разделы и темы программы,

будут иметь представление:

- о движении планет: обращение планет вокруг Солнца (направление обращения, среднее расстояние планет от Солнца, сидерический период обращения, средняя скорость орбитального движения, вытянутость орбит (эксцентриситет), наклон планетных орбит к эклиптике);

- о вращении планет вокруг оси: направление вращения, период вращения, наклон планетного экватора к орбите;

- о конфигурации планет: противостояние и соединение, восточная и западная элонгации, восточная и западная квадратуры;

- что такое звезда;

- о химическом составе звёзд, массе, размерах, светимости, температуре и цвете;

- о расстояниях до звёзд;

- о звёздных каталогах;

- о диаграмме Герцшпрунга-Рессела и звёздной эволюции;

- о газово-пылевых туманностях и межзвёздной среде;

- о рождении звёзд из газово-пылевой материи;

- о строении Галактики (плоская и сферическая составляющие Галактики. Галактический диск и спиральные рукава, галактическое ядро);

- о теории Большого Взрыва;

- о возможных путях дальнейшей эволюции Вселенной;

- о чёрных дырах;

- о проблеме SETI;

- о путях поиска внеземных цивилизаций;

- о проекте «Озма»;

- о радиопосланиях Внеземным цивилизациям;

- о посланиях на космических кораблях «Пионер» и «Вояджер»;

будут знать:

- основные точки и линии небесной сферы;

- зодиакальные созвездия;

- как меняется вид звёздного неба в зависимости от широты места наблюдения, времени суток и времени года;

- почему вид звёздного неба меняется в зависимости от времени суток и времени года;

- горизонтальные и экваториальные координаты (первая система), особенности каждой системы, конкретное применение каждой системы координат;

- внутренние и внешние планеты;

- формулировку первого и второго законов И. Кеплера;

- формулировку закона тяготения И. Ньютона;

- ближайшие к Солнцу звёзды;

- виды звездных скоплений (рассеянные и шаровые);

- примеры самых известных шаровых и рассеянных звёздных скоплений;

- открытие Э. Хаббла Туманности Андромеды как другой галактики;

- гипотезу И. Канта о звёздных островах;

будут уметь:

- решать задачи по теме «Небесная сфера и координаты»;

- находить на карте звёздного неба зодиакальные созвездия;

- изготовить подвижную карту звёздного неба;

- работать с подвижной картой звёздного неба;

- находить на подвижной карте звёздного неба основные точки и линии небесной сферы;

- нарисовать схему вида звёздного неба и вращение неба на разных широтах (полюс, средние широты, экватор);

- определять координаты небесных объектов в справочной литературе;

- определять координаты небесных объектов по подвижной карте звёздного неба;

- определять с помощью ежегодного астрономического календаря условия видимости планет, находить планеты на небе и наблюдать планеты с помощью телескопа;

- решать задачи по теме «Конфигурация планет, первый и второй законы И. Кеплера»;

- начертить эллипс с помощью нитки, карандаша, кнопок и фанеры и вычислить эксцентриситет полученного эллипса.

Базовый уровень астрономических знаний, умений и представлений в данной программе проверяется в несколько этапов. Автор использует элементы методики контроля знаний, приведённой в учебнике по педагогике И.П. Подласого (Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. В 2 кн. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005).

Предварительный контроль проводится на вводном занятии посредством тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели красочных заданий. Тест состоит из 12 вопросов по астрономии, которые согласуются с содержанием программы «Общая астрономия» первого года обучения. Каждый вопрос имеет три варианта ответа, из которых необходимо выбрать один. Время предварительного контроля не должно превышать 15-20 минут. Результаты предварительного контроля оцениваются по 12-ти бальной системе и заносятся в журнал личностного роста обучающегося.

Предварительный контроль необходим, чтобы зафиксировать исходный уровень астрономических знаний. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса.

Текущий контроль в игровой форме осуществляется непосредственно на занятии методом беседы с компьютерной презентацией. Перед началом объяснения нового материала педагог проводит индивидуальный устный опрос, выясняя степень усвоения материала последнего проведённого занятия. Тестовые задания для текущего контроля (их количество равно количеству обучающихся) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные обучающимися на последнем занятии. Длительность выполнения теста не должна превышать 10-12 минут.

Обучающиеся, которые правильно ответили на заданный им вопрос, получают карточку в один световой год. Накапливая такие карточки (за правильные ответы) обучающиеся поднимают свой рейтинг. Таким образом, оценка знаний проходит в игровой форме, а педагог ведет учет накопленных световых годов каждым обучающимся.

Текущий контроль и учёт знаний, умений стимулирует учебный труд, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности занятий.

Тематический контроль проводится в форме письменного тестирования после каждого пройденного раздела, состоит из 12 вопросов и требует временных затрат не более 20 минут.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и проводится в форме викторины. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал.