logo
ДОП "ОБЩАЯ АСТРОНОМИЯ"

Отличительные особенности программы

Образовательная программа «Общая астрономия» является базовой программой по астрономии, так как в её основу положены первостепенные знания, дающие начальные представления об астрономии как науке, её историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний. Обучающиеся получают знания об устройстве Вселенной, месте в ней человека, основных физических законах, о практическом использовании астрономических знаний, об источниках информации о космических объектах, о физических условиях на планетах и их естественных спутниках, на звёздах и в межзвёздной среде.

Изучение самых общих вопросов астрономии является главной особенностью данной программы.

Другой важной особенностью данной программы является согласованность первого года занятий со школьным курсом 5-го класса «Природоведение», а второго года занятий – с учебником по географии для 6-го класса.

Согласованность первого года занятий со школьным курсом 5-го класса «Природоведение» заключается в более развитом, наглядном и углублённом изучении раздела «Вселенная». Взяв за основу теоретические темы из учебника (Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 2006), автор в программе «Общая астрономия» их расширила, развила и дополнила практическими наблюдениями, занятиями в планетарии, докладами обучающихся, диспутами, выступлениями на конференции, экскурсиями, играми и викторинами.

Второй год занятий по программе «Общая астрономия» согласуется с учебником по географии для 6-го класса. В 6-м классе общеобразовательной школы учащиеся работают с картами и проходят координаты земного шара. В связи с этим на втором году занятий в программу «Общая астрономия» вводятся разделы «Небесная сфера» и «Координаты небесных тел», а также ведётся активная работа с картами звёздного неба и самостоятельно изготавливается подвижная карта звёздного неба. Данная особенность программы обуславливает возрастные рамки обучающихся – 11-13 лет (5-7 классы).

Программу «Общая астрономия» отличает использование в обучении новейших современных технологий (мультимедийных технических и компьютерных средств), которые обеспечивают максимальную наглядность и продуктивность занятий.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса. Такой подход является индивидуальным и требует повышенного внимания к каждому обучающемуся с целью выявления его интересов, особенностей и направления их в нужное русло.

Данная программа ориентированна на сочетание коллективных занятий с индивидуальным подходом. Индивидуальный подход применяется при проведении астрономических наблюдений и зарисовок результатов наблюдений, при консультировании работы над докладом, а также на занятиях, проводимых в лекционной форме, когда необходимо дать слово каждому обучающемуся и ответить на все интересующие ребят вопросы. В связи с этим рекомендуется придерживаться оптимальной численности обучающихся – 10 человек.

Образовательная программа «Общая астрономия» взаимосвязана с образовательной программой «Информатика и космос», что даёт возможность обучающимся освоить методы работы с компьютерными программами Photoshop и Power Point.

Она также использует методы работы в Интернете с астрономическими и другими тематическими сайтами для представления доклада в современной форме «Компьютерная презентация».

Программа «Общая астрономия» несёт не только определённый общенаучный, но также и культурный потенциал. Материал каждой темы освещается не только с научной точки зрения, но и с культурологической: на занятиях рассматриваются мифы и легенды, поэзия, произведения искусства (картины и архитектура), связанные с данной тематикой. Культурологический подход является необходимой и важной особенностью программы, расширяющей общий кругозор школьника.

И, наконец, существенным отличием данной программы является её гуманизация, то есть связь с человеком. В связи с таким подходом в программе, не теряя общего базового научно-естественного направления, уделяется внимание таким вопросам как: влияние Космоса на природу Земли и человека, необходимость экологического подхода в изучении Космоса, осознание места и роли человека во Вселенной, научная проблема поиска жизни и разума во Вселенной, что в конечном итоге способствует развитию космического сознания ребёнка. Эти актуальные темы органично вписываются в основной материал программы, внося в него разнообразие и вызывая интерес к предмету астрономии.

Целью образовательной программы «Общая астрономия» является изучение основ астрономии для формирования общей культуры обучающихся и развития космического сознания.

Задачи программы.

Обучающие:

  1. Формирование базового минимума астрономических знаний и умений.

  2. Обучение основным навыкам наблюдений небесных объектов.

  3. Формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека.

  4. Формирование умения учиться, навыков самообразования.

  5. Формирование умений добывать, систематизировать и преподносить знания аудитории.

  6. Приобщение к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности.

  2. Развитие творческих способностей.

  3. Расширение сознания ребёнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к Космосу.

Воспитательные:

  1. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.

  2. Воспитание эмоционально-эстетических чувств при изучении Космоса.

  3. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.

Возраст и количество детей, сроки реализации программы.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 11-13 лет (5-7 класс).

Оптимальное количество детей, обучающихся по программе – 10 человек.

Программа рассчитана на два года обучения.