Учебно-тематический план Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1 | Вводный раздел | 2 | - | 2 |
2 | Основы астрономических наблюдений | 2 | 14 | 16 |
2.1 | Основные навыки наблюдателя | 2 | - | 2 |
2.2 | Вечернее наблюдение Луны | - | 2 | 2 |
2.3 | Вечернее наблюдение планет | - | 2 | 2 |
2.4 | Вечернее наблюдение звезд и созвездий | - | 2 | 2 |
2.5 | Наблюдение Солнца | - | 2 | 2 |
2.6 | Осенние наблюдения на ЗНБ * | - | 2 | 2 |
2.7 | Зимние наблюдения на ЗНБ | - | 2 | 2 |
2.8 | Весенние наблюдения на ЗНБ | - | 2 | 2 |
3 | Развитие представлений о Вселенной | 4 | 4 | 8 |
3.1 | Развитие представлений о Земле | 2 | - | 2 |
3.2 | Простейшие астрономические инструменты | - | 2 | 2 |
3.3 | Галилео Галилей и его открытия | - | 2 | 2 |
3.4 | Современные представления о Вселенной | 2 | - | 2 |
4 | Планета Земля | 4 | 2 | 6 |
4.1 | Уникальность Земли | 2 | - | 2 |
4.2 | Происхождение жизни на Земле | 2 | - | 2 |
4.3 | Экскурсия в Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана | - | 2 | 2 |
5 | Солнечная система | 8 | 2 | 10 |
5.1 | Строение Солнечной системы | 2 | - | 2 |
5.2 | Планеты земной группы | 2 | - | 2 |
5.3 | Планеты-гиганты | 2 | - | 2 |
5.4 | Малые тела Солнечной системы | 2 | - | 2 |
5.5 | Путешествие по Солнечной системе (игра) | - | 2 | 2 |
6 | Луна – спутник Земли | 4 | - | 4 |
6.1 | Общие сведения о Луне | 2 | - | 2 |
6.2 | Движение Луны по небу | 2 |
| 2 |
7 | Солнце – наша звезда | 6 | - | 6 |
7.1 | Общие сведения о Солнце | 2 | - | 2 |
7.2 | Движение Солнца по небу | 2 | - | 2 |
7.3 | Поклонение Солнцу в древности | 2 | - | 2 |
8 | Мир звёзд | 6 | 2 | 8 |
8.1 | Звёзды – далёкие солнца | 2 | - | 2 |
8.2 | Галактика – звёздный город | 2 | - | 2 |
8.3 | Что такое созвездия | 1 | 1 | 2 |
8.4 | Самые известные созвездия | 1 | 1 | 2 |
9 | Космическая эра человечества | 4 | 4 | 8 |
9.1 | Они были первыми | 2 | - | 2 |
9.2 | Исследование Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций | 2 | - | 2 |
9.3 | Есть ли жизнь на других планетах? | - | 2 | 2 |
9.4 | Экскурсия в Музей Космонавтики | - | 2 | 2 |
10 | Итоговый раздел | 2 | 2 | 4 |
10.1 | Викторина по пройденным темам | - | 2 | 2 |
10.2 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
| Итого | 42 | 30 | 72 |
*Загородная наблюдательная база (ЗНБ).
Дополнительно для каждого года обучения проводятся:
День осеннего равноденствия.
День весеннего равноденствия.
Участие в празднике Масленицы во Дворце.
Участие в возложении цветов к могиле Неизвестного солдата.
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т