Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
Старинные звёздные карты и атласы. Современные звёздные карты. Обозначения на звёздных картах: двойные и кратные звёзды, переменные звёзды, новые и сверхновые звёзды, рассеянные и шаровые звёздные скопления, туманности, галактики, радианты метеорных потоков, апекс.
Практические занятия. Работа с картой звёздного неба: нахождение двойных и кратных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд, рассеянных и шаровых звёздных скоплений, туманностей, галактик, радиантов метеорных потоков.
Тема 3.3. Созвездия летнего неба.
Общий обзор созвездий летнего неба: Лира, Лебедь, Орёл, Геркулес, Змееносец, Дельфин, Стрела, Лисичка, Скорпион, Стрелец, Козерог. Латинское название созвездий, яркие звёзды, интересные объекты, легенды.
Практические занятия. Работа с подвижной и немой картами звёздного неба: нахождение летних созвездий, ярких звёзд, интересных объектов для наблюдений. Нахождение созвездий в планетарии.
Тема 3.4. Созвездия осеннего неба.
Общий обзор созвездий осеннего неба: Андромеда, Персей, Пегас, Рыбы, Овен, Водолей. Латинское название созвездий, яркие звёзды, интересные объекты, легенды.
Практические занятия. Работа с подвижной и немой картами звёздного неба: нахождение осенних созвездий, ярких звёзд, интересных объектов для наблюдений. Нахождение созвездий в планетарии.
Тема 3.5. Созвездия зимнего неба.
Общий обзор созвездий зимнего неба: Орион, Большой Пёс, Малый Пёс, Возничий, Телец, Близнецы, Рак. Латинское название созвездий, яркие звёзды, интересные объекты, легенды.
Практические занятия. Работа с подвижной и немой картами звёздного неба: нахождение осенних созвездий, ярких звёзд, интересных объектов для наблюдений. Нахождение созвездий в планетарии.
Тема 3.6. Созвездия весеннего неба.
Общий обзор созвездий весеннего неба: Лев, Дева, Весы, Волопас, Гидра, Волосы Вероники. Латинское название созвездий, яркие звёзды, интересные объекты, легенды.
Практические занятия. Работа с подвижной и немой картами звёздного неба: нахождение осенних созвездий, ярких звёзд, интересных объектов для наблюдений. Нахождение созвездий в планетарии.
Тема 3.7. Околополюсные созвездия.
Общий обзор околополюсных созвездий: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Дракон, Цефей. Латинское название созвездий, яркие звёзды, интересные объекты, легенды.
Практические занятия. Работа с подвижной и немой картами звёздного неба: нахождение осенних созвездий, ярких звёзд, интересных объектов для наблюдений. Нахождение созвездий в планетарии.
Тема 3.8. 88 современных созвездий.
Таблица 88 современных созвездий. Русское название, латинское название, число звёзд, площадь.
Практические занятия. Определение самого большого и самого маленького по площади созвездия. Определение созвездий с наибольшим и наименьшим числом видимых звёзд. Отметить экваториальные и зодиакальные созвездия среди 88 созвездий.
Тема 3.9. Мифы и легенды Древней Греции.
Практические занятия. Развивающая настольная игра «Одиссей». Новогоднее чаепитие.
Раздел 4. Солнечная система.
Тема 4.1. Зимние наблюдения на ЗНБ.
Практические занятия. Наблюдение околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий зимнего неба (Орион, Заяц, Большой Пёс, Малый Пёс, Телец, Близнецы, Возничий), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82, Большая Туманность Ориона М42, Плеяды, Гиады, рассеянное звёздное скопление М3, галактика М51), планет в зависимости от их видимости на небе. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время зимних школьных каникул).
Тема 4.2. Движения планет.
Обращение планет вокруг Солнца: направление обращения, среднее расстояние планет от Солнца, сидерический период обращения, средняя скорость орбитального движения, вытянутость орбит (эксцентриситет), наклон планетных орбит к эклиптике. Вращение планет вокруг оси: направление вращения, период вращения, наклон планетного экватора к орбите.
Тема 4.3. Конфигурация планет.
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение, восточная и западная элонгации, восточная и западная квадратуры.
Практические занятия. Решение задач.
Тема 4.4. Законы Кеплера.
Краткая биография И. Кеплера. Первый закон Кеплера. Формулировка и пояснение. Движение планет по эллипсу. Большая и малая полуоси, фокусы эллипса. Второй закон Кеплера. Формулировка и пояснение. Понятие радиуса-вектора.
Практические занятия. Начертить эллипс с помощью нитки, карандаша, кнопок и фанеры. Вычисление эксцентриситета эллипса.
Тема 4.5. Исаак Ньютон и закон тяготения.
Практические занятия. Работа с литературой.
Тема 4.6. Экскурсия в павильон «Космос» на ВВЦ
После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии.
Раздел 5. Млечный Путь.
Тема 5.1. Звёзды – основные объекты Галактики.
Что такое звёзды. Химический состав звёзд. Масса и размеры звёзд. Блеск звёзд. Светимости звёзд. Цвет и температура звёзд. Расстояния до звёзд. Ближайшие к Солнцу звёзды. Звёздные каталоги.
Тема 5.2. Эволюция звёзд.
Как устроена звезда и как она живет. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Красные гиганты и белые карлики. Переменные звёзды. Взрывающиеся звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Нейтронные звёзды и чёрные дыры.
Тема 5.3. Газово-пылевые туманности и межзвёздная среда.
Молекулярные облака, газово-пылевые туманности, межзвёздная пыль. Круговорот газа и пыли в Галактике. Рождение звёзд из газово-пылевой материи.
Тема 5.4. Скопления и ассоциации звёзд.
Изучение В. Гершелем распределения звёзд на небе. Шаровые звёздные скопления. Рассеянные звёздные скопления. Звёздные ассоциации. Примеры самых известных шаровых и рассеянных звёздных скоплений.
Тема 5.5. Наша Галактика и место Солнца в ней.
Гипотеза И. Канта о звёздных островах. Открытие Э. Хаббла. Размеры и строение нашей Галактики. Гало-сферическая составляющая Галактики. Галактический диск и спиральные рукава. Галактические расстояния. Галактический центр. Место Солнца в Млечном Пути. Классификация галактик. Ближайшие галактики. Скопления галактик.
Тема 5.6. Весенние наблюдения на ЗНБ.
Практические занятия. Наблюдение околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий весеннего неба (Лев, Дева, Волопас), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82), планет в зависимости от их видимости на небе. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время весенних школьных каникул).
Раздел 6. Происхождение и эволюция Вселенной.
Тема 6.1. Теория Большого Взрыва.
Возникновение и содержание теории Большого Взрыва как начальной точки Вселенной.
Тема 6.2. Пути дальнейшей эволюции Вселенной.
Основные взгляды на пути дальнейшей эволюции Вселенной.
Тема 6.3. Что такое чёрные дыры.
Объяснения происхождения и роли чёрных дыр во Вселенной.
Раздел 7. Поиск внеземного разума.
Тема 7.1. Проблема SETI.
Проблема Внеземных цивилизаций. Типы контактов и пути поиска Внеземных цивилизаций. Поиски астроинженерной деятельности. Межзвёздные перелеты. Множественность обитаемых миров. Молчание Вселенной.
Тема 7.2. Поиск внеземных цивилизаций.
Поиск «разумных» сигналов. Самая первая программа поиска внеземных цивилизаций – проект «Озма». 26-метровый телескоп НРАО. Работы по проекту в 1959 г. Начало эксперимента. Наблюдение звезд Тау Кита и Альфа Эридана. Стихотворение Ю. Линника. Другие проекты поиска «разумных» сигналов. Послания внеземным цивилизациям. Послание из Центра Дальней Космической связи. Послание с телескопа Аресибо, радиотелескоп Аресибо, что представляет собой послание из Аресибо. Послания на космических кораблях «Пионерах» и «Вояджерах». Послание «Cosmic Call».
Тема 7.3. Прилетали ли инопланетяне на Землю?
Практические занятия. Дискуссия по данной проблеме. Просмотр фильма Э. фон Деникена о возможных прилётах на Землю инопланетян.
Тема 7.4. Экскурсия в г. Калугу (Дом-музей К.Э. Циолковского).
Посещение музея. После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии.
Раздел 8. Итоговый раздел.
Тема 8.1. Викторина по пройденным темам.
Проведение викторины как этап окончательной аттестации обучающихся второго года занятий. В викторину включены вопросы по всем шести разделам программы.
Тема 8.2. Итоговое занятие.
Подведение итогов года, выступления обучающихся с лучшими докладами, обсуждение дальнейших планов, вручение свидетельств о пройденном этапе обучения. (Проводится совместно с родителями).
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т