23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
В истории физики наиболее плодотворной и важной для понимания явлений природы была концепция атомизма, согласно которой материя имеет прерывистое, дискретное строение, т.е. состоит из мельчайших частиц – атомов.
Атомистическая гипотеза строения материи, выдвинутая в античности Демокритом, была возрождена в XVIII в. химиком Дж. Дальтоном, который принял атомный вес водорода за единицу и сопоставил с ним атомные веса других газов. Благодаря трудам Дж. Дальтона стали изучаться физико-химические свойства атома. В XIX в. Д. И. Менделеев построил систему химических элементов, основанную на их атомном весе.
В физику представления об атомах как о последних неделимых структурных элементах материи пришли из химии.
История исследования строения атома началась в 1895 г. благодаря открытию Дж. Дж. Томсоном электрона – отрицательно заряженной частицы, входящей в состав всех атомов. Поскольку электрон имеет отрицательный заряд, а атом в целом электрически нейтрален, то было сделано предположение о наличии помимо е и положительно заряженной частицы. Масса е составила по расчёта 1\1836 массы положит. Частицы.
Исходя из этого английский физик Дж. Дж. Томсон в 1902 г. предложил первую модель атома – положительный заряд распределён в достаточно большой области, а электроны вкраплены в него. Эта система просуществовала 15 лет, не устояв перед опытом: эта модель не объяснила почему радиоактивные вещества испускают положительно заряж. частицы.
.В 1911 г. Резерфорд предложил новую модель атома: в центре положит заряженное ядро, вокруг которого по разным орбитам вращаются электрон (планетарная модель атома). При вращении электрона возникает центробежная сила, которая удерживает его на определённом расстоянии. Эта модель не могла объяснить происхождение спектров, при разложении света. Электрон, излучая энергию, должен, в конце концов, её потерять и упасть на ядро, но это не происходит.
В 1913 г. великий датский физик Н. Бор на основе модели Резерфорда, выдвинул два постулата, совершенно не совместимые с классической механикой:
-
в атоме, находящимся в стационарном положении, электроны двигаются по стационарным орбитам, не излучаясь;
-
электроны излучают энергию только при переходе с одной орбиты на другую.
Постулаты Бора объясняют устойчивость атомов: находящиеся в стационарных состояниях электроны без внешней на то причины не излучают электромагнитной энергии. Становится понятным, почему атомы химических элементов не испускают излучения, если их состояние не изменяется: объясняются и линейчатые спектры атомов: каждой линии спектра соответствует переход электрона из одного состояния в другое.
Теория атома Н. Бора позволяла дать точное описание атома водорода, состоящего из одного протона и одного электрона, достаточно хорошо согласующееся с экспериментальными данными. Дальнейшее же распространение теории на многоэлектронные атомы и молекулы столкнулось с непреодолимыми трудностями. Точно описать структуру атома на основании представления об орбитах точечных электронов принципиально невозможно, поскольку таких орбит в действительности не существует. Вследствие своей волновой природы электроны и их заряды как бы размазаны по атому, однако не равномерно, а таким образом, что в некоторых точках усредненная по времени электронная плотность заряда больше, а в других — меньше.
Теория Н. Бора представляет собой как бы пограничную полосу первого этапа развития современной физики. Это последнее усилие описать структуру атома на основе классической физики, дополняя ее лишь небольшим числом новых предположений. Введенные Бором постулаты ясно показали, что классическая физика не в состоянии объяснить даже самые простые опыты, связанные со структурой атома. Постулаты, чужеродные классической физике, нарушили ее цельность, но позволили объяснить лишь небольшой круг экспериментальных данных.
Создавалось впечатление, что постулаты Н. Бора отражают какие-то новые, неизвестные свойства материи, но лишь частично. Ответы на эти вопросы были получены в результате развития квантовой механики. Выяснилось, что атомную модель Н. Бора не следует понимать буквально, как это было вначале. Процессы в атоме в принципе нельзя наглядно представить в виде механических моделей по аналогии с событиями в макромире. Даже понятия пространства и времени в существующей в макромире форме оказались неподходящими для описания микрофизических явлений. Атом физиков-теоретиков все больше и больше становился абстрактно-ненаблюдаемой суммой уравнений.
Дальнейшее развитие идей атомизма было связано с исследованием элементарных частиц.
В настоящее время говорится о кварковой модели атома:
Каждый атом состоит из тяжёлого ядра и электронной оболочки. Число протонов в ядре равно порядковому номеру в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева. Протон имеет положительный электрический заряд, массу в 1836 раз больше массы электрона, размеры порядка 10-13см. Электрический заряд нейтрона равен 0. Протон, согласно кварковой гипотезе, состоит из двух «верхних» кварков и одного «нижнего», а нейтрон из одного «верхнего» и двух «нижних» кварков. Их нельзя представить в виде твёрдого шарика, скорее, они напоминают облако с размытыми границами, состоящее из рождающихся и исчезающих виртуальных частиц
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.