Макромир
Исследованием макромира занимается классическая физика. Основные положенияя сложились к концу 16 нач17 века – это Галилей (законы ускорения и инерции), Иоган Кеплер (открыл законы движения планет, предположил, что орбиты – элипс), но особый вклад принадлежит Ньютону, уточнившему и дополнившему положение Галилея. Его идеи легли в основу механического мира. В концепции Ньютона выделяют корпускулы (минимальные частицы) и тела.
1 Ньютон установил, что любое тело сохраняет инертность, т.е. состояние покоя или равномерного движения, если на него не действует другое
2 Ускорение прямо пропорционально силе и обратно пропорционально массе (A=F/m)
3 Любое воздействие тел друг на друга носит характер взаимодействия.
Вся окружающая реальность соответственно стала рассматриваться как совокупность неких объектов, состояние которых зависит от параметров движения и практически неотличимы. Современная физика ограничивает действие этих законов движениями объектов со скоростью на много меньше скорости света.
Существовали две области, которые не поддавались объяснению на основе механики Ньютона, т.е. это область оптических и электромагнитных явлений. В конце17 в. существовали 2 теории света:
1 Корпускулярная теория света. Согласно этой теории свет представляет собой поток светящихся частиц, летящих от светящегося тела по прямолинейной траектории.
2 Волновая теория света (Гюйгенс). Свет представляет собой волну. Этот подход утвердился в конце18 века. Волновые свойства света подтверждались косвенным способом, явлением интерфиренции. При наложении двух световых лучей свет либо усиливался либо ослабевал.
В это же время происходили исследования электромагнитных явлений. В 30-е гг. 19в. англ физик Фарадей вводит понятие «Поле», как особого вида вещества.
Поле – это особая форма материи, которая распространяется и излучается с конечной скоростью. Концепция близкодействия утверждается после исследования эл\маг явлений. Суть – воздействие одного объекта на другой осуществляется через посредника – поле. К к19в сложились следующие представления о характеристиках вещества и поля: 1) вещество дискретно, т.е. прерывно, а поле непрерывно; 2) частицы вещ-ва обладают некой массой, а поле – нет; 3)вещ-во мало проницаемо, поле – абсолютно проницаемо; 4) скорость распространения поля равна скорости света, а скорость движения вещ-ва на много меньше.
В 20в представления о характеристиках поля и вещества были скорректированы, т.к. поле обладает свойствами дискретности и с другой стороны – частицы вещества обладают волновыми свойствами.
Мегамир – это совокупность космических объектов. Он включает в себя: 1) Планеты и планетные системы; 2) Звёзды и галактики; 3) Метагалактики.
То, что совр
ая космология знает об уровне планетных систем, строится во много на данных о нашей системе. Наша галактика наз-ся Млечный путь. Галактика в переводе с Др.греч – молоко.
Впервые звёздную структуру Млечного пути опр-ил Галилей. Ближаёшая к нам галактика это «Большие и малые Магилановы облака» (от нас 150 тыс световых лет)
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.