6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.
1.Механич. картина мира. Становл. механ. картины мира связывают с именами Кеплера, Галилея и особенно Ньютона. Формиров. механ. картины мира потребовало несколько столетий и завершилось лишь в середине XIX в. МКМ возник. на основе классич. механики, обощения законов движения свободно падающих тел и движения планет. Основу МКМ составляет идея атомизма (все тела состоят из молекул, которые находятся в непрекращающемся тепловом движении), взаимодейств. тел происходит как при контакте, так и на расстоянии, всё пространство занимает эфир. Эта картина мира основана на 4-ёх моментах: 1.мир построен на законах механики Н.(всё рассматривалось с точки зрения механики) 2. Считалось, что микромир аналогичен макромиру 3. В МКМ отсутствует развитие, мир считается таким каким он был всегда, в биологии того времени господствует теория преформизма (в яйцеклетке любого жив. существа уже содержится в миниатюре будущ. жив. организм, в зародышах заключ. свои зародыши и т. д.(матрёшечная теория)) 4. Все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовский детерминизм (если известны нач. данные системы, то можно предсказать будущ. этой системы) Эта картина мира явл. метафизической, т. к. в ней отсутств. противореч. и развитие.
2.Электро-магнит. картина мира. Начала формир. во второй полов. XIX в. на основе исследований электромагнетизма. Основ. роль играют исследования Фарадея и Максвелла, котор. ввели понятие физического поля. Электрическое, магнитное и электро-магнит. поля трактовались как разные состояния эфира. Затем понятие эфира отбросили и стали говорить, что Э-М поле это особый вид материи. ЭМКМ продолж. формиров. в течение 3-х десятилетий XX в. Картина мира приобрела более слож. характер, но это была картина классич. физики. Основ. черты: материя сущ. в 2-х видах (вещество и поле), известны 2 вида поля (э-м и гравитацион.) Теперь всё пытаются свести к электромагнетизму. Вне сферы господства электромагнетизма остаётся лишь тяготение. Электрон, протон, фотон – элементар. частиц., из котор. сост. материя. В эти рамки не вписывается радиоактивность, что привело к краху ЭМКМ. Многие элементы ЭМКМ сохранились и сейчас. В ЭМКМ тоже отсутствуют противоречия.
3.Главн. принцип. особенн. соврем. ест-науч картины мира – принцип глобального эволюционизма (материя, вселенная в целом не могут существов. вне развития). Основн. идея: идея эволюции (в физике, космологии(вселенная нестационарна и эволюционирует во времени), химии, биологии, геологии (концепция дрейфа континентов)). Возникло новое междисциплинарное научное направление – синергетика (способна описать движущие силы эволюции любых объектов нашего мира). В термодинам. введено новое понятие – энтропия (мера беспорядка системы). Картина мира, рисуемая современ. естеств. сложна и проста одновременно. Сложна, т. к. способна поставить в тупик человека, привыкшего к классич. науч. представл. Основн. принц. построения и организации современного научного знания: системность (вселенная наиб. круп. из известных нам систем, состоящ. из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности), глобальный эволюционизм (признание невозможности существования Вселен. и всех порождаемых ею масштабных систем вне эволюции), самоорганизация (наблюдаемая способн. материи к самоусложнению и созданию всё более упорядоченных структур в ходе эволюции). Ещё одна особенность Совр. КМ: признание историчности, а следовательно, принципиальной незавершённости настоящей, да и любой другой картины мира.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.