12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
В рамках научного познания выделяют два основных уровня –эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне («эмпирия» - опыт) проводится сбор фактов, первичная их классификация, систематизация; выводятся эмпирические законы. Однако эти законы лишь на поверхностном уровне объясняют всю суть.
На теоретическом уровне осуществляется объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне; происходит их рациональное осмысление.
Таким образом, основная задача на эмпирическом уровне – собрать факты, а на теоретическом – их интерпретировать.
Жёсткой границы между этими уровнями исследований нет. Эмпирический и теоретический уровни познания находятся во взаимосвязи, обуславливая друг друга. С одной стороны, эксперимент является необходимым условием для формирования адекватно теории. С другой стороны, именно теория ставит задачи перед экспериментальной наукой.
В результате деятельности этих двух уровней получается научный факт – отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки. Научный факт – не только непосредственно полученный результат, но и его интерпретация. Следовательно, научный факт – единство эмпирического и теоретического.
Различаются же эти уровни познания, как мы уже выяснили, задачами своей деятельности.
Помимо этого они также различаются и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, учёный имеет дело непосредственно с объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, и т.п.)
Всё это обуславливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и т.п. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, анализом, математическим моделированием и т.д.
Существуют, конечно, и методы, применяемы на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.