34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
Космология – наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной.
Вселенная – весь существующий материальный мир.
Метагалактика – упорядоченная система галактик.
В основе космологических моделей Вселенной лежат определённые мировоззренческие предпосылки, а сами эти модели имеют большое мировоззренческое значение.
В классической науке существовала так называемая теория стационарного состояния Вселенной, согласно которой Вселенная всегда была почти такой же, как сейчас. Астрономия была статичной: изучались движения планет и комет, описывались звёзды и т.п. Но вопрос об эволюции Вселенной не ставился.
Классическая ньютоновская космология принимала следующие постулаты:
-
Вселенная – всесуществующая. Космология познаёт мир таким, как он существует сам по себе, безотносительно к условиям познания.
-
Пространство и время Вселенной абсолютны, они не зависят от материальных объектов и процессов.
-
Пространство и время бесконечны.
-
Пространство и время однородны и изотропны.
-
Вселенная стационарна, не претерпевает эволюции. Изменяться могут конкретные космические системы, но не мир в целом.
В ньютоновской космологии возникали два парадокса, связанные с постулатом бесконечности Вселенной:
-
Гравитационный: если Вселенная бесконечна и в ней существует бесконечное количество небесных тел, то сило тяготения будет бесконечно большая, и Вселенная должна сколлапсировать, а не существовать вечно.
-
Фотометрический: если существует бесконечное количество небесных тел, то должна быть бесконечная светимость неба, чего не наблюдается.
Эти парадоксы, не разрешимые в рамках ньютоновской космологии, разрешает современная космология, в границах которой было введено представление о расширяющейся, эволюционирующей Вселенной.
Современных космологических моделей Вселенной достаточно много, но все они основываются на общей теории относительности А. Эйнштейна. Наиболее общепринятой в космологии является модель однородной изотропной нестационарной расширяющейся Вселенной, созданной самим Эйнштейном в 1916 году. В её основе лежат два предположения:
-
Свойства Вселенной одинаковы во всех её точках и направлениях;
-
Наилучшим известным описанием гравитационного поля являются уравнения Эйнштейна. Из этого следует кривизна пространства и связь кривизны с плотностью массы (энергии).
Важным пунктом данной модели является её нестационарность. Это определяется двумя постулатами теории относительности:
-
Принципом относительности, гласящим, что во всех инерционных системах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями, равномерно и прямолинейно движутся эти системы друг относительно друга;
-
Экспериментально подтверждённым постоянством скорости света.
Составной частью модели расширяющейся Вселенной является представление о Большом Взрыве, происшедшим где-то примерно 12-18 млрд. лет назад.
Как уже было сказано, современных космологических моделей Вселенной достаточно много и все они основываются на теории относительности Эйнштейна (т.к. уравнение Эйнштейна имеет много решений). Однако однозначно решить вопрос в пользу той или иной модели в настоящее время не представляется возможным. Но считается научно установленным фактом то, что Вселенная расширяется.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.