10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
Наука – социальный институт по производству новых знаний и внедрению их в человеческую практику.
Науки имеют множество классификаций. Вот некоторые из них:
-
По предмету и методам познания (естествознание, обществознание)
Естествознание – система знаний и деятельности по их достижению, объектом которых предстаёт природа.
Обществознание – система наук об обществе.
В составе общественных наук выделяются относительно самостоятельные группы наук: экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические.
Экономические науки – системы знаний о материальном производстве.
Социальные науки – науки, изучающие законы и специфику макро- и микробъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.)
Технические науки – науки, изучающие законы и специфику создания и функционирования техники (сложных устройств, используемых человечеством)
Гуманитарные науки – это системы знаний и деятельности по их достижению и систематизации, в которых предметом изучения выступают ценности общества (идеалы, цели, нормы мышления и т.д.) К таким наукам относятся: философия, религиоведение, этика, искусствознание, юридические науки и т.д.
Антропологические науки – науки о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств. К таким наукам относятся: антропология, педагогика, медицина, криминология и т.д.
-
По своей удалённости от практики (фундаментальные и прикладные)
Фундаментальными называются науки, не имеющие прямую ориентацию на практику.
Прикладными называются науки, непосредственно применяющие фундаментальные знания на практике для решения конкретных производственных и социальных задач.
Чёткого разделения наук на фундаментальные и прикладные нет: почти каждая наука одновременно является как фундаментальной, так и прикладной.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.