45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
Генетика получила развитие в начале XX в., после того как исследователи обратили внимание на законы Г. Менделя, открытые в 1865 г., но остававшиеся без внимания в течение 35 лет. За короткий срок генетика выросла в разветвленную биологическую науку с широким кругом экспериментальных методов и направлений.
Исследователями классического периода развития генетики были выяснены основные закономерности наследования и доказано, что наследственные факторы (гены) сосредоточены в хромосомах. Дальнейший прогресс в изучении закономерностей хранения и реализации генетической информации сдерживался по двум причинам. Во-первых, из-за слишком объемных экспериментов , связанных с более глубоким изучением генов, во-вторых , ввиду невозможности понять работу генов без углубленного исследования превращения молекул, вовлеченных в генетические процессы. Переход к генетическим исследованиям микроорганизмов, позволивший избегать многих трудностей, был вполне закономерен. Такой переход осуществился в 50-х годах. В 1941 г. Дж. Бидл и Э. Тейтум опубликовал короткую статью " Генетический контроль биохимических реакций у Neurospora ", в которой сообщили о первых генетических экспериментах на микроорганизмах.
В последние годы эти исследования получили широкий размах и проводятся на самых различных биологических объектах.
Генетика – это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов, методах управления ими.
Ген – элементарная единица наследственности, находящаяся в ДНК.
Наследственность – свойство родителей передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению.
Изменчивость – перестройка генов.
Генотип – совокупность всех генов организма.
В основе генетики лежат, так называемые, три закона Менделя.
Если происходит скрещивание родительских организмов, отличающихся друг от друга по одному признаку, то у нового организма проявляется признак только одного родителя, признак другого отсутствует. Это первый закон Менделя, или правило доминирования гибридов первого поколения.
Третий закон Менделя, закон независимого наследования, гласит: Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей появляются в определенном числовом соотношении: 3/4 особей будут иметь доминантный признак.
Третий закон Менделя, закон независимого наследования, гласит: расщепление по каждой паре признаков идёт независимо от других пар признаков.
3) а мера неупорядочености16. Системный подход в науке. Система, структура, элемент. Открытые и закрытые системы.
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность, систему
Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, характерными для этой системы.
Структура системы - совокупность связей между элементами.
Элемент – минимальный, неделимый компонент в рамках данной системы. В другом же случае этот элемент уже может быть рассмотрен в качестве сложной системы.
Изменение элементов в системе или их взаимосвязей ведёт к изменению системы.
В ХХ в. появилась наука синергетика (теория самоорганизации), основателями которой были Г. Хакен и И. Пригожин. По их мнению системы делятся на открытые и закрытые.
Открытые системы характеризуются хаосом, максимальной энтропией (мерой беспорядка).
Закрытые системы характеризуются направленностью процессов, линейным и определённым уровнем энтропии.
Синергетика считает, что в мире, в основном, существуют открытые системы, а закрытые – исключение.
Хакен пришёл к выводу о том, что при определённых условиях из хаоса начинается самоорганизация системы. – главная суть синергетики.
Какой путь выберет данная открытая система, в процессе движения, точно неизвестен. Но он в значительной мере зависит от начальных факторов. А когда определённый путь уже выбран, то дальнейшее движение системы происходит без сбоев до самого конца.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.