Спектральные приборы
Спектральные проборы необходимы при изучении спектров. Такие приборы должны содержать диспергирующиеэлементы, которые разделяют падающее излучение по направлениям в зависимости от длины волны. По принципу действия приборы трех типов:
дисперсионные (призмы);
дифракционные (плоские или вогнутые дифракционные решетки, прозрачные или отражательные).
интерференционные, диспергирующий элемент – полупрозрачные отражающие пластины.
Впервые оптический спектр Солнца был получен И.Ньютоном (1704 г.) с помощью призмы. Волластон (анг. 1802) и И.Фраунгофер(Герм. 1814 г.) обнаружили и исследовали в спектре Солнца линии поглощения. Связь спектров с химическим составом изучающего или поглощающего вещества была доказана Кирхгофом Г. и Бунзеном Р. (Герм.1876 г.).
Дифракционный спектрометр с плоской или вогнутой решеткой и фотоэлектрической регистрацией спектра.
Основным современным спектральным прибором для астрономических исследований с большими оптическими телескопами.
Основными параметрами классического спектрального прибора являются угловая дисперсия ; линейная дисперсия;
разрешающая способность
R= . (20)
Физические эффекты, используемые в спектральном анализе
Эффект Доплера – изменение длины волны при относительном движении источника и наблюдателя по лучу зрения.
= (21)
– лучевая скорость;
при удалении источника от наблюдателя;
при сближении.
Используется для определения лучевой скорости источника по величине смещения, а также для анализа внутренних движений вещества в источнике света, вращение звезд, температура.
Эффект Зеемана – расщепление спектральных линий излучающего атома находящегося в магнитном поле. Расстояние между крайними поляризованными компонентами (в ангстремах).
2△λ = 9,4 * 10-13g λ-2 Н
g- множитель Ланде, рассчитывается для каждой линии;
Н – напряженность магнитного поля в эрстедах.
По наблюдению эффекта Зеемана измерено магнитное поле Солнца и многих звезд.
Эффект Штарка – расщепление и сдвиг энергетических уровней атомов и молекул под действием электрического поля.
Может возникать при прохождении заряженной частицы мимо поглощающего или излучающего атома. Вызывает уширение спектральных линий, по которому можно оценить концентрацию заряженных частиц в атмосфере звезд.
Методы определения температуры
Температура – физическая величина характеризующая распределение энергии между частицами вещества или в спектре излучения в условиях теплового (термодинамического) равновесия.
В астрофизике часто за температуру принимают величину КТ и измеряют температуру в энергетических единицах (эрг, Дж, эВ).
Температура – характеристика средней кинетической энергии одной частицы вещества. В этом смысле температуру называют кинетической.
Кинетическая энергия частиц в состоянии равновесия распределена в соответствии с распределением Максвелла.
Распределение по возбужденным состояниям в состоянии возбуждения определяется распределением Больцмана это температура возбуждения.
В состоянии ионизации степень ионизации описывается формулой Саха, содержащей температуру, которая называется температурой ионизации.
Температура входит в законы теплового излучения и они могут быть использованы для определения температуры.
В состоянии равновесия все эти температуры равны.
В астрофизике измерение температуры обладает особенностью – невозможность использования термометра. Используются различные косвенные методы.
а) определение температуры по ширине спектральных линий.
Рисунок 53. Изменение среднегодовых чисел Вольфа.
Используется эффект Доплера, вследствие которого спектральная линия имеет форму кривой Гаусса.
; ⇒
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов