2. Кометы.
«Кометес» - хвостатая , косматая(с греч).
Яркие кометы с большим хвостом появляются 1 раз в 10 – 15 лет. Резко меняют свой вид при приближении к Солнцу. Вдали от Солнца – небольшой диск, вблизи – появляется «хвост» в противоположную от солнца сторону. У кометы может быть несколько хвостов.
Принадлежность комет к солнечной системе, означает, что они вращаются вокруг солнца по определенным орбитам.
Впервые на это указал Галлей (англ.). Анализируя данные о траекториях комет, за много лет он обнаружил, что одна комета появилась дважды. Вычислил период её эллиптической орбиты 76 лет. Результат подтвердился следующим приходом данной кометы. Её называют кометой Галлея.
Рисунок72. Комета Галлея в мае 1910 г.
Обозначения комет. Пример:
Комета: 1916 II. Нейумина – 2.
Смысл: появилась в 1916г, II – 1916 это была вторая замеченная комета, 2 – вторая комета, открытая Нейумином. Ежегодно открывалась 5-10 комет.
Орбиты: эллипсы с различными наклонениями и эксцентриситетами. У многих e≈1, то есть эллипс сильно вытянут и орбиту трудно отличить от параболы. У таких планет период обращения до сотен тысяч лет и удаление от солнца на тысячи а.е.
Комета 1845 III:
Перигей q = 0,401 а.е.; а = 4560 а.е.; е = 0,99991. Наблюдались i = 1310.
Кометы, не принадлежащие солнечной системе. Они проходят вблизи солнца по параболической или гиперболической траектории и уходят в межзвездное пространство. (1965 VIIIИкейн – Секи, q=0,0083а.е) такие кометы называют параболическими.
Принадлежащие солнечной системе планеты – периодические:
долгопериодические (Т>20 – 25 лет);
короткопериодические (Т <20 лет).
Самая коротко – периодическая с Т=3,3 года комета Энкс – Баклунда.
Семейство Юпитера – группа более 90 короткодействующих комет, афелии орбит которых вблизи орбиты Юпитера. Период от 4,9 до 10 лет.
Аналогичны семейства Сатурна (Т = 12-20 лет), Урана (Т = 27-20 лет), Нептуна (Т = 60-100 лет).
Особенность орбит – возмущение со стороны план, в особенности Юпитером и Сатурном. Орбита может значительно изменяться. Пример: короткопериодическая комета Отерма:
- открыта в 1943, орбита в поясе астероидов, почти окружность, видна на всех участках орбиты, Т=7,92 года;
- в настоящее время: Т=15 лет, орбита сильно вытянута, а=6,08 а.е, в афелии уходит далеко за орбиту Юпитера.
В большинстве случаев размер орбит комет в тысячи раз больше поперечника планетной системы. Вблизи афелиев своих орбит кометы проводят большую часть времени. Поэтому на далеких окраинах солнечной системы существуют облако комет – Облако Орта. Его происхождение – выбросы ледяных тел из зоны планет – гигантов во время их образования. В облаке Оорта до 1011 кометных ядер. Их расстояние от Солнца 105а.е, а период обращения вокруг Солнца 106 - 107 лет. Орбиты комет скрещиваются с орбитами планет. Могут быть столкновения. Результатом таких столкновений могут быть кратеры на Луне, Меркурии, Марсе, а также Тунгусское явление.
Возможно преобразование эллиптических орбит в параболические и наоборот.
Кометы видны вследствие освещения Солнцем.
Структура кометы:
- ядро (звездообразное на вид);
- кома (оболочка);
- хвост;
Ядро + кома = голова кометы.
Рисунок 73. Структура кометы
Рисунок 74. Типы кометных хвостов по Бредихину и Орлову.
Плотность убывает от ядра к хвосту. В хвосте и коме плотность так мала, что сквозь них просвечивают слабые звезды.
Ядро кометы. Достоверных наблюдений нет. По косвенных данным предполагают, что это тело размером от нескольких сот метров до нескольких километров, но с дополнительным содержанием летучих веществ: льды Н2О, СО, СО2, NH3 ,HCN и в смеси с силикатной и металлической пылью (мелкими частицами). Газы в ядре – аммиак, метан, углекислый газ, азот и др. Размеры: 0,5 – 20 км., плотность 1000 кг/м3, масса (1011 – 1016)кг.
Присутствие к каменистом компоненте ядра кометы некоторого количества радиоактивных элементов, должно привести в прошлом к нагреву недр кометы на несколько десятков кельвинов. Но в ядре есть летучие льды. Это означает, что температура внутри кометы никогда не была выше ~ 100К. Поэтому вещество ядра кометы можно рассматривать как образец первичного вещества солнечной системы.
При приближении к Солнцу льды испаряются, увлекая за собой пылинки. Вокруг ядра образуется облако – кома. Размер головы: (104 - 106)км. У некоторых комет размер головы был больше размера Солнца.
Под действием давления солнечного ветра и давления света траектории молекул и пылинок отклоняются и уходят в сторону, противоположную Солнцу. Возникает хвост кометы. Давление проявляется до расстояний 1,5 – 2 а.е. Чем ближе к Солнцу тем хвост длиннее. Хвост состоит из ионизованного газа и пыли. Длина хвостов в видимой части 106 – 108 км.
Спектры кометы:
- свет ядра кометы совпадает со спектром Солнца, это означает, что свет кометы это отраженный свет Солнца;
- на близких расстояниях от Солнца в спектре появляются эмиссионные линии (линии излучения). Излучают ядра, нагретые Солнцем и кома. В ядре – линии натрия, в коме – линии азота, СО2 и др.
Через хвост комета теряет свое вещество. Короткопериодические кометы часто возвращаются к Солнцу и быстрее теряют вещество. В комете может произойти взрыв. Они могут разрушаться из – за приливного действия больших планет.Пример: короткопериодическая комета Белого(Биэлы) наблюдалась неоднократно. В 1846 она разделилась на 2. В 1972 г совсем не появилась. Но вместо нее наблюдался обильный метеорный, или звездный дождь.
С другой стороны, о некоторых кометах ученые надежно говорят, что они образовались недавно (менее 200 – 250 лет назад). Это образование комет по гипотезе С.К. Всехсвятского (СССР) происходит из вещества, выбрасываемого в пространство системой Юпитера и его спутников. Гипотеза подтверждается обнаружением в 1979г вулканической деятельности на Ио первым спутником Юпитера.
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов