Слабое взаимодействие.
Слабое взаимодействие – одно из четырех фундаментальных взаимодействий. На существование такого взаимодействия указывали обнаруженная нестабильность нейтрона и некоторых атомных ядер. Оно слабее сильного и электромагнитного, но сильнее гравитационного. Но в повседневной жизни роль гравитационного взаимодействия много больше слабого. Это связанно с радиусом действия. У гравитационного взаимодействия rвз ~ ∞. Поэтому на тела находящиеся на поверхности Земли, действует гравитационное притяжение со стороны всех атомов Земли. Радиус слабого взаимодействия очень мал, и предполагается ~ 10-16 см. (на три порядка меньше сильного). Но, не смотря на это слабое взаимодействие играет важную роль в природе. Если бы удалось «выключить» слабое взаимодействие, то Солнце погасло бы, так как был бы не возможен процесс превращения протона в нейтрон, позитрон и нейтрино:
p → n + e+ + ν, в результате которого, четыре протона превращаются в гелий. Именно этот процесс служит источником энергии Солнца и других звезд. Процессы слабого взаимодействия с испусканием нейтрино особенно важны в эволюции звезд. Если бы не было слабых взаимодействий, были бы стабильны и широко распространены в обычном веществе мюоны, пимезоны, странные и очарованные частицы, которые распадаются в результате сильных взаимодействий. Большая роль слабых взаимодействий связано с тем что оно не подчиняется ряду запретов, характерных для сильного и электромагнитного взаимодействия. В частности, оно не подчиняется закону сохранения четности.
Наиболее распространенный процесс, обусловленный слабым взаимодействием - β – распад радиоактивных ядер. В результате этого процесса в ядре рождается электрон и нейтрино. Началом исследования слабых взаимодействий является открытие А.Беккерелем в 1896 г. естественной радиоактивности, то есть самопроизвольно распада ядер урана, сопровождающегося излучением. Анализ этого излучения показал, что оно состоит из трех видов одно из которых назвали β – излучением, оказавшимся в последствии потоком электронов. Исследования особенностей β – излучения, выброс из ядер не существующих там электронов, непрерывный характер их энергетического спектра, затруднение с выполнением закона сохранения спина привели к представлению о существовании особого вида фундаментального взаимодействия, не сводимого к известным взаимодействиям. Это взаимодействие назвали слабым.
В современной физике предполагается, что все известные типы взаимодействий представляют собой явления одной природы и должны описываться единым образом. (Великое объединение, Супер объединение). К настоящему времени разработана единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий. [10, с 692, 11, с 741]
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов