1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
Согласно модели горячей Вселенной, все разнообразие Космоса возникло в ходе эволюции первичной бесструктурной материи – хаоса. Но тогда естественно возникает вопрос о том, как из хаоса появляются объекты. Появление макроскопически упорядоченных в пространстве и времени структур в первоначально бесструктурной среде называют самоорганизацией. Под структурой понимают не только статичные образования типа кристаллов, но и упорядоченные движения среды. В физике явления самоорганизации встречаются с атомарного уровня (ферромагнетики, сегнетоэлектрики) до образований астрономических масштабов. Кольца Сатурна, цикл солнечной активности, магнитные поля звезд и планет, звездообразование, периодические пульсации светимости цефеид, спиральная структура галактик, крупномасштабная структура Вселенной и др. -для всех этих явлений характерны одни и те же закономерности перехода из неупорядоченных состояний в упорядоченные.
Переход беспорядок – порядок наблюдается в системах, далеких от равновесного состояния, то есть при условии, когда равнодействующая всех сил, действующих на любую часть системы, не равна нулю. Переход в равновесное состояние происходит через согласованные действия всех макроскопических частей системы. Согласование осуществляется через микроскопические взаимодействия в среде. Скорость распространения сигналов взаимодействия больше, чем характерная скорость самоорганизации. Поэтому самоорганизация наблюдается как согласованный коллективный эффект. Физик Г.Хакен предложил объединить все методы описания коллективных явлений самоорганизации под названием «синергетика» («син» - вместе, «энергети» - действующий).Первый международный симпозиум по синергетике прошел в 1972 г. На нем обсуждались условия существования, устойчивости и разрушения упорядоченных структур в неравновесных системах различной природы. Для описания структурных переходов используются методы теории динамических систем. Понятие динамической системы возникло как обобщение понятия механической системы, движение которой описывается дифференциальными уравнениями Ньютона. Затем это понятие наполнилось более глубоким содержанием: установлено, что самопроизвольное, не связанное с действием внешних регулярных полей упорядоченное поведение в неравновесной системе является следствием развития в ней определенного вида неустойчивостей. Неустойчивость означает, что движение отдельных подсистем становится стохастическим, случайным. Система самоорганизуется, если стохастические и коллективные эффекты уравновесятся. Система оказывается в динамическом равновесии [20].
Динамические системы делят на интегрируемые и неинтегрируемые. Система дифференциальных уравнений проинтегрирована если найдены полный набор ее первых интегралов – функций, которые сохраняют свое значение на всей траектории, определяемой уравнениями движения. Число первых интегралов равно числу степеней свободы, то есть числу динамических переменных, которые описывают систему. Первые интегралы позволяют найти состояния системы в любой момент времени, если известно ее состояние в какой - либо предшествующий момент. Задание состояния в какой – либо момент времени позволяет определить ее состояние в прошлом и будущем. Для системы двух шаров, взаимодействующих по закону тяготения Ньютона: число степеней свободы – 2, первые интегралы–интеграл полной энергии и интеграл момента импульса. С этими интегралами связаны законы Кеплера. В интегрируемых системах не происходит смены структур, они не эволюционируют. Теорема Пуанкаре утверждает, что интегрируемая система рано или поздно возвратится в начальное состояние.
Неинтегрируемые системы имеют полный набор первых интегралов, но не все они оказываются аналитическими функциями. В этом случае в системе может появиться стохастическое движение. Неинтегрируемость есть следствие обмена энергией между различными степенями свободы. (Например, задача трех тел в общем случае неинтегрируема). В 1947 г. О.Ю.Шмидт показал, что в задаче трех тел нет симметрии прошлого и будущего. То есть повтор конфигурации может произойти только через очень большое время. Такая система как целое эволюционирует во времени. Эволюционные свойства неинтегрируемых систем не связаны со сложностью системы (много степеней свободы). Они определяются главным образом характером взаимодействий в системе.
Теория КАМ (Колмогоров – Арнольд-Мозер) доказывает возможность существования неинтегрируемых систем, траектории которых в пространстве состояний очень сложные, и имеют стохастический характер. Систему, в которой стохастичность траекторий является следствием внутренних взаимодействий, а не случайных внешних воздействий, называют динамическим хаосом. В динамическом хаосе индивидуальные траектории движения частиц неустойчивы, направление вектора скорости изменяется очень быстро (хаос). В расположении частиц прослеживается закономерность – корреляция. Она существует в течение времени меньше времени перемешивания. Если время перемешивания велико, то среда приобретает определенную структуру. Структуры сменяют друг друга по истечении времени перемешивания (в истинном хаосе нет корреляций, в распределении и движении частиц нет структур).С точки зрения теории динамического хаоса самоорганизация – это рождение структур из хаоса структур. Какая возникает структура, согласно теории КАМ, однозначно предсказать нельзя. Но можно предсказать тип структур. Их изучает теория катастроф. Это теория перехода динамической системы из одного состояния в другое при изменении параметров. Локальное изменение параметров может произойти из – за взаимодействия в самой системе, например, из – за столкновения частиц.
Динамические системы делят на изолированные (консервативные) и открытые. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой. Поток энергии через однородную систему может вывести ее из устойчивого состояния.
Динамический хаос как внутреннее свойство возникает почти в любой физической системе, если число степеней свободы больше двух. Мы его не обнаруживаем или потому что требуется большое время или внешние воздействия так изменяют динамику системы, что распределение и движение вещества не выглядит регулярным.
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов