Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
Эволюционные процессы наблюдаются в Космосе на любом уровне от планет до скоплений галактик.
а) Существование колец планет и их структура. Они являются результатом консервативного действия сил притяжения частиц к планете и к ее спутникам. Все кольца планет плоские и лежат в плоскости экватора планет.
Солнечная система в настоящем ее состоянии (движение планет в одной плоскости, в одну сторону и по почти круговым орбитам) устойчива. Невозможны столкновения планет и уход их из Солнечной системы. Это утверждение –теорема Лагранжа – Лапласа об устойчивости Солнечной системы (1784 г.). С помощью КАМ обнаружено, что если первоначально орбита частицы почти круговая, но плоскость орбиты ортогональна экваториальной плоскости планеты, то постепенно эксцентриситет орбиты возрастает до единицы. Орбита становится отрезком, и частица сталкивается с планетой. Это, видимо объясняет, почему все кольца планет плоские и лежат в плоскости экватора планет. Все другие орбиты исчезли. По этой причине и Солнечная система почти плоская [20].
Расчеты показали, что все кольца расположены внутри предела Роша каждой планеты, то есть в пределах критического расстояния от планеты, на котором существование спутника невозможно из – за разрушающего действия приливных сил. Поэтому вещество колец не может объединиться в спутник.
б) Циклы солнечной активности.Упорядоченность событий солнечной активности во времени связана с коллективными явлениями в конвективной зоне Солнца. Эта упорядоченность есть отражение временных и пространственных корреляций, которые возникают в плазменной турбулентности – динамическом хаосе. Согласованные эффекты дифференциального вращения Солнца и турбулентной конвекцией в его недрах определяют магнитное поле Солнца, и его структуру.
в) Цефеиды – звезды спектральных классов F и G (температура фотосфер от 8000 К до 6000 К), блеск которых изменяется с периодом от 1 до 50 дней. В цефеидах возникает пространственно – временной порядок. Самоорганизация происходит благодаря согласованности колебаний ионизационного равновесия во внутренних зонах и механических колебаний внешних слоев звезды. Раскачка колебаний начинается со случайного небольшого сжатия зон частичной ионизации гелия во внутренних слоях. Амплитуда колебаний растет до тех пор, пока не установится равновесие между раскачкой и затуханием, которое возникает из–за потерь энергии расширяющегося газа на подъем внешних слоев звезды. Это автоколебания.
У небольших звезд, типа Солнца, перенос тепла из центра во внутренние слои осуществляется не излучением, а конвекцией из–за большой плотности. Поэтому раскачка случайно возникших колебаний ионизационного равновесия в них не происходит.
г) Белые карлики и нейтронные звезды – самые упорядоченные космические объекты. Нейтронные звезды были предсказаны в 1934 г. (масса превышает предел Чандрасекара) и открыты в 1967 г. как источники импульсного радиоизлучения со строгой периодичностью. Их назвали пульсарами. Сложная картина радиоизлучения пульсаров определяется согласованным действием магнитного поля и коллективного взаимодействия частиц и полей.
д) Галактические структуры – гравитационно связанные системы, содержащие сотни миллиардов звезд. Многообразие структур наблюдаемых в плоских галактических системах, связано с согласованным действием вращения и коллективного взаимодействия звезд и газопылевых облаков межзвездной среды.
е) Крупномасштабная структура метагалактики. Ее также связывают с коллективным взаимодействием протогалактик.
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов