4. Солнечная атмосфера
Многие характеристики Солнца с течением времени практически не изменяются. Но есть и множество изменяющихся явлений, которые характеризуют солнечную активность. Эти явления проходят в атмосфере.
Условно солнечную атмосферу можно разделить на три области:
- фотосфера;
- хромосфера;
- корона.
Фотосфера – самый глубокий слой атмосферы, толщина 200 – 300 км. Из него исходит почти вся энергия Солнца, наблюдаемая в видимой части спектра. Из – за ухода энергии в пространство температура фотосферы убывает при удалении от центра.
В фотосфере активными образованиями являются гранулы, солнечные пятна и фотосферные факелы. Гранулы размером до 700 км, со временем жизни ≈ 8 млн., разделены темными промежутками размером до 300 км. Яркость гранул и темных промежутков различается в пределах 10%.
Рисунок 59. Фотосфера с грануляцией и пятнами.
Рисунок 60. Большое солнечное пятно.
Рисунок 61. Фотография факела.
Гранулы непрерывно появляются и угасают.
Пятна и факелы появляются в зоне ≈ ±30º от экватора. Обычно факелы цепочкой окружают пятна ≈ 4500º. В области пятен достаточно сильное магнитное поле (2000 – 4500 Э или 0,2 – 0,45 Тл). Обычно пятна появляются группами, мерой пятнообразовательной деятельности являются числа Вольфа.
Рисунок 62. Изменение числа Вольфа со временем
W= 10g+f(3)
g – число группы пятен;
f – общее число видимых пятен.
Если пятен нет, то W=0, если пятно одно, то W=11, так как это пятно учитывается дважды. Число W изменяется с периодом ≈ 11 лет.
Теория пятен разрабатывается. Более низкая температура связывается с существованием сильного магнитного поля в области пятна. Оно тормозит движение плазмы поперек поля. Поле может препятствовать конвекции в слоях под фотосферой. В результате уменьшается приток тепла из внутренних слоев. Причиной может быть и затраты энергии на образование альвеновских волн, которые уносят эту энергию в хромосферу и корону.
Влиянием магнитного поля объясняют и увеличение яркости факелов. Слабое поле приводит к усилению конвекции.
Хромосфера – слой атмосферы, расположенный выше фотосферы.
Хромосферные активные образования:
- спикулы - светящиеся газовые столбы, диаметр ~1000 км, скорость подъема и опускания ≈ 20 км/с, а высота до 3000 км, время жизни несколько минут.
-флоккулы- яркие образования, пересеченные системой темных волокон – фибрилл.
- хромосферные вспышки – наиболее грандиозные проявления солнечной активности. Область вспышек до 10000км. За время одного часа может выделиться энергия до 10% общей светимости Солнца. В области вспышки генерируется поток частиц высоких энергий и электромагнитного излучения отгамма – лучей до радиоволн.
Рисунок 63. Большая хромосферная вспышка
Вспышка образуется над сложной группой пятен с сильными магнитными полями противоположной полярности.
В короне, в верхней части атмосферы, наблюдается протуберанцы – активные образования разнообразные по форме и характеру развития: являются также связанные с магнитными полями.
Рисунок 64. Изменения протуберанца.
Рисунок 65. Четыре стадии развития эруптивного
протуберанца наблюдавшиеся в течении часа.
Корона не находится в равновесном состоянии. Она непрерывно расширяется, создавая потоки ионизированной плазмы с вмороженным магнитным полем. Такие потоки назвали солнечным ветром. Скорость частиц солнечного ветра увеличивается при удалении от Солнца. У основания короны (20000 км. от поверхности Солнца) она составляет несколько сотен метров в секунду, а на расстоянии орбиты Земли достигает 2507000 и более. при температуре плазмы ≈ 105К, и концентрации до 10 в 1 , магнитное поле 10-5 – 10-4 Э (≈10-8 Тл). Естественно возникает вопрос о процессе переноса энергии, приводящей к увеличению скорости и кинетической энергии направленного движения частиц.
Все активные образования в солнечной атмосфере тесно связаны между собой. Появлению пятен предшествует появление факелов и флоккулов. Вспышки возникают во время наиболее быстрого роста группы пятен или их сильных изменений. В это же время возникают и протуберанцы, которые живут и после распада активной области. Таким образом можно говорить о центрах солнечной активности.
Радиоизлучения Солнца. Наблюдаются как непрерывное радиоизлучение так и радиовсплески различных типов. По теории Максвелла, излучать электромагнитные волны могут заряженные частицы, скорость которых изменяется по модулю и направлению. На Солнце – эти частицы ионизированной плазмы.
Радиоизлучения Солнца содержит тепловую и нетепловую составляющие.Тепловая - следствие изменения скорости при столкновениях, нетепловая – магнитотормозное излучение – следствие вращения заряженных частиц в магнитных полях. Излучение радиоизлучения различного типа и в различных диапазонах позволяет получать информацию о состоянии и процессах в различных слоях солнечной атмосферы.
5. Влияние солнечной активности на географические и биологические процессы на Земле.
К Земле от Солнца приходят корпускулярные потоки солнечного ветра, несущие вмороженные магнитные поля, электромагнитное излучение различных диапазонов, от коротковолнового до радиоволн. Они влияют на физико – химические процессы в верхних слоях атмосферы, на состояние магнитного поля Земли. Периодические и непериодические измерения солнечной активности вызывают изменения в околоземном пространстве, что влияет на физические процессы и биосферы.
Некоторые примеры:
Видимые и инфракрасные лучи являются основными поставщиками тепла на Земле. Солнечная энергия используется и в народно – хозяйственных целях (солнечные электростанции)
Потоки заряженных частиц ускоренные во вспышках, влияют на геомагнитное поле, вызывая магнитные бури.
Заряженные частицы проникают в верхние слои атмосферы, вызывая полярные сияния.
Коротковолновое излучение Солнце создает ионизацию верхних слоев атмосферы Земли. От уровня солнечной активности зависит состояние ионосферы и, следовательно, распространение радиоволн. Во время вспышек наблюдаются нарушения радиосвязи, особенно на длинных волнах от 15 м до 60 м.
Активные процессы на Солнце, влияя на атмосферу и магнитное поле Земли, воздействует на сложные процессы органического мира животного и растительного.
- толщина годичных колец деревьев повторяется с периодом солнечной активности. В максимум солнечной активности более широкие кольца, то есть более благоприятные условия роста.
- вспышки чумы, холеры, скарлатины, дифтерита происходят преимущественно в годы максимума солнечной активности;
- в максимуме солнечной активности изменяется состав крови, понижаются защитные свойства организма.
Созданная служба Солнца систематически отслеживают состояние Солнца и информируют о нем, через публикации, радио, телевидение.
- Кузьмичева а.Е., Карман а.Г. Физика солнечной системы учебно-методическое пособие
- Введение
- Солнечная система и некоторые фундаментальныевопросы физики. Проблема интеграции
- 1.1 Интеграция физики и астрономии при подготовке бакалавра специальности «Физика»
- 1.3 Фундаментальные взаимодействия
- Сильное взаимодействие.
- Электромагнитное взаимодействие.
- Слабое взаимодействие.
- Гравитационное взаимодействие.
- 1.4. Динамический хаос, самоорганизация в космосе
- 1.4.1.Переход беспорядок – порядок. Интегрируемые и неинтегрируемые системы
- Коллективные эффекты (синергетика во Вселенной)
- Проблема времени
- 1.5.1. Космический хаос и направление времени
- 1.5.2. Понятие времени в науке и обучении
- 2. Лекционный комплекс
- 2.1.Тема 1. Лекция 1,2. Введение
- Лекция 1. Предмет астрономии
- Возникновение и развитие астрономии
- 2.1.2. Лекция 2.Структура астрономии
- 2.2. Тема 2. Лекции 3,4. Основы сферической и практической астрономии.
- Лекция 3. Небесная сфера.
- 6. Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы (рис 8)
- 2.3.Тема 3. Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца.
- 2.3.1.Лекция 5. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое годичное движение Солнца
- Созвездия зодиака
- Контрольные вопросы:
- Тема 4. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь
- 2.4.1. Лекция 6. Проблема измерения времени. Календарь.
- Звездное время
- Уравнение времени
- Системы счета времени
- Секунда.
- Система счисления времени в астрономии. Календарь
- Начало отсчета годов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 4:
- Тема 5. Лекции №7, 8. Развитие взглядов
- Лекция 7. Солнечная система
- Конфигурации планет
- Периоды обращения планет
- Законы Кеплера
- 2.5.2. Лекция №8. Определение характеристик планет Солнечной системы.
- Астрономическая единица
- Размеры и формы светил
- Радиус Земли
- Контрольные вопросы:
- 2.6.2. Лекция 10. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
- Примечание:
- Затмения
- Контрольные вопросы:
- Часть 2. Законы и.Кеплера
- Контрольные вопросы:
- Обобщенные законы Кеплера.
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- 2.7.3. Лекция 13. Элементы эллиптических орбит. Элементы теории возмущений
- Часть 1. Характеристики эллиптических орбит.
- Часть 2. Возмущение эллиптических орбит.
- Задача многих тел. Возмущенное движение планет
- Задача трех тел. Понятие о возмущающей силе
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на срс:
- Лекция 14. Определение масс тел Солнечной системы. Проявление сил тяготения на Земле
- Часть 1. Определение масс тел Солнечной системы.
- Часть 2. Приливы и отливы.
- 2.8.Лекция №15 Тема 8. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Лекция №15. Инструменты и методы астрофизики. Телескопы.
- Часть 1. Астрономические приборы. Глаз как приемник излучения
- Телескопы.
- Оптические телескопы.
- Основные назначения телескопа:
- Основные характеристики телескопа:
- Фотографии телескопов
- Менисковый телескоп
- Ход лучей в оптических телескопах.
- Радиотелескопы.
- Телескопы инфракрасного излучения.
- Рентгеновские (ри) – телескопы
- Гамма – телескопы.
- Фотографии телескопов
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 8:
- 2.9.Тема 9. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Физические основы:
- 2.9.1. Лекция 16. Основы астрофотометрии.
- Часть 1. Электромагнитное излучение небесных тел Шкала электромагнитных волн.
- Блеск и яркость. Видимые и абсолютные звездные величины.
- Абсолютная звездная величина
- Фотометрические системы. Показатель цвета.
- Часть 2. Спектральный анализ. Методы определения температуры.
- Спектральные приборы
- – Наиболее вероятная скорость. (22)
- Контрольные вопросы:
- Рекомендуемые задания на сро по теме 9:
- 2.10.Лекция№17 - 20 . Тема 10. Элементы Солнечной системы.
- Лекция 17. Физика Солнца.
- 1. Общие сведения о Солнце
- 2. Магнитное поле Солнца.
- Модель внутреннего строения Солнца. Источники солнечной энергии.
- 4. Солнечная атмосфера
- 2.10.2. Лекция №18 Большие планеты Солнечной системы
- 2. Земля.
- 3. Некоторые особенности планет. Меркурий
- Венера:
- Сатурн:
- 2. Кометы.
- Метеоры и метеорные потоки. Метеориты.
- 10 Октября 1933 г.
- Метеориты.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемые темы на сро:
- Лекция 20.Современные исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов.
- 21 Июля 1969 г."Аполлон-11"образцы лунного грунта.
- Количество полетов