logo
Вся Наука

Глава 6. Общелогические методы и приемы исследования

Даже те люди, которые никогда не занимались научной деятельностью, имеют представление о рассмотрении какой-либо сложной проблемы (проблемы как таковой; не обязательно научной проблемы) или объекта подробно, в деталях, чтобы, установив структуру и связи составляющих понятий или вещей друг с другом, предпринять действия для решения этой проблемы, понять функции и внутреннюю логику поведения сложного объекта, обнаружив сходство или различие в понятиях или в каком-либо устройстве. Даже ребенок, разобравши по деталям сложную механическую игрушку, сможет собрать ее снова, поняв, как она структурно устроена.

Люди, никогда не изучавшие логику и не имеющие представления о том, что такое силлогизм, тем не менее умеют мыслить и рассуждать логически на уровне здравого смысла и обыденного житейского опыта. Так, мольеровский герой Журдэн удивился, когда узнал, что поскольку он не изъясняется стихами, то отсюда следует, что он говорит прозой. Логика – это и есть формализация, «рафинирование» и обобщение здравого смысла, или, более торжественно, – формализованная философия рационального мышления.

Методология науки также широко использует приемы общелогического «арсенала». В связи с этим возникает повод рассмотреть и обсудить основные инструменты конструирования и применения подходов, идей, понятий, которые исторически сложились в сфере человеческой деятельности, которую называют наукой.