Глава 6. Общелогические методы и приемы исследования
Даже те люди, которые никогда не занимались научной деятельностью, имеют представление о рассмотрении какой-либо сложной проблемы (проблемы как таковой; не обязательно научной проблемы) или объекта подробно, в деталях, чтобы, установив структуру и связи составляющих понятий или вещей друг с другом, предпринять действия для решения этой проблемы, понять функции и внутреннюю логику поведения сложного объекта, обнаружив сходство или различие в понятиях или в каком-либо устройстве. Даже ребенок, разобравши по деталям сложную механическую игрушку, сможет собрать ее снова, поняв, как она структурно устроена.
Люди, никогда не изучавшие логику и не имеющие представления о том, что такое силлогизм, тем не менее умеют мыслить и рассуждать логически на уровне здравого смысла и обыденного житейского опыта. Так, мольеровский герой Журдэн удивился, когда узнал, что поскольку он не изъясняется стихами, то отсюда следует, что он говорит прозой. Логика – это и есть формализация, «рафинирование» и обобщение здравого смысла, или, более торжественно, – формализованная философия рационального мышления.
Методология науки также широко использует приемы общелогического «арсенала». В связи с этим возникает повод рассмотреть и обсудить основные инструменты конструирования и применения подходов, идей, понятий, которые исторически сложились в сфере человеческой деятельности, которую называют наукой.
- Очерк методологии естественных наук
- Предисловие
- Глава 1. Наука как социокультурный феномен
- 1.1. Наука и миф
- 1.2. Наука и религия
- 1.3. Наука и искусство
- 1.4. Наука и игра
- Глава 2. Традиционное строение науки. Классификация наук. Иерархия, связи и пересечения научного знания
- Глава 3. Естественные науки и проблемы межпредметных взаимоотношений
- Глава 4. Проблема редукционизма в естествознании
- Глава 5. Взаимоотношение науки и философии. Элементы методологии научного исследования
- 5.1. Методы эмпирического исследования
- 5.1.1. Наблюдение
- 5.1.2. Эксперимент, опыт
- 5.1.3. Сравнение. Измерение. Классификация
- 5.2. Методы теоретического познания
- 5.2.1. Формализация
- 5.2.2. Аксиоматический метод
- 5.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод
- Глава 6. Общелогические методы и приемы исследования
- 6.1. Анализ и синтез
- 6.2. Абстрагирование и идеализация
- 6.3. Дедукция, индукция, абдукция
- 6.4. Аналогия, обобщение
- Аналогия между радиоактивным распадом и ослаблением потока ионизирующего излучения
- 6.5. Статистический метод
- 6.6. Системный метод
- 6.7. Моделирование
- Глава 7. Объяснение и понимание
- Глава 8. Наука и антиподы
- Рекомендуемая литература
- Оглавление