logo
Вся Наука

5.1.3. Сравнение. Измерение. Классификация

Сравнение – познавательная деятельность, наполняющая смыслом наблюдение, как при «монологе» природы, так и в эксперименте («в диалоге»). Любые природные или техносферные явления, происходящие во времени, могут быть описаны, восприняты и пересказаны в виде последовательности одномоментных состояний, т.е. «в движении». Или другая ситуация: наблюдением выявляется некое множество объектов, пусть даже статических, т.е. не изменяющихся во времени. И в том, и в другом случае множество состояний объекта или множеств статичных объектов становится более понятным, если элементы этих множеств удается сопоставить друг с другом, т.е. сравнить. Эта познавательная операция, если ограничить ее применение только к проблемам естественных наук и техники, может быть названа аналитикой. Вот одно из ее определений:

«Аналитика как научная дисциплина занимается получением информации о вещественных системах, а именно о природе и числе составных частей, включая сведения об их пространственном строении и локальном распределении и изменении во времени, а также разработкой необходимых для этой цели методик» (Данцер К., Тан Э., Мольх Д. Аналитика. Систематический обзор. М.: Химия, 1981. С. 13).

Существует качественная и количественная компонентная аналитика, аналитика процессов (динамическая аналитика), локально-распределительная и структурная аналитика.

Изучая явление или предполагая его наступление, наблюдатель начинает с того, что задает первый вопрос: осуществилось ли это явление, факт, событие или нет? Ответ, как в булевой алгебре, – двухпозиционный: да – нет; 0 – 1; плюс – минус и т.д. Например, когда исследователь задается вопросом: содержится ли в данном теле некая примесь? (Вредная или полезная – это проблема не аналитики, а только применения ее выводов). В логике вопросов и ответов это называется ли-вопросом или да-нет-вопросом. В классической аналитической химии на такие вопросы отвечали методы качественного анализа. На этой стадии исследования получали ответ на вопрос: что (т.е. какие вещества, элементы, примеси и др.) находятся в данном образце, а также вопрос-предположение: присутствует ли именно этот компонент? В случае положительного ответа (перечисление того, что присутствует, либо ответ «да» на предположение) возникает повод задать второй вопрос: сколько?

Так рождается потребность в процедуре измерения, т.е. наступает черед количественной аналитики, которая использует систему единиц, с помощью которой количественная мера становится конкретной, понятной и открывающей возможности практики. Количественный анализ – это процедура сравнения объекта, явления или параметра с единицей, принятой за эталон. Так возникает метрология – прикладная научная дисциплина, занимающаяся установлением единиц измерения (т.е. конкретной процедурой сравнения), созданием эталонов единиц и разработкой методик точных измерений. Сравнивать можно только сравнимые объекты, величины, понятия, это почти тавтологическое замечание, но хорошо известна присказка, что нельзя сравнивать Божий дар с яичницей.

Одним из наиболее общих традиционных способов систематизации вещей, объектов, явлений, событий, процессов и даже самих закономерностей, связей, конструктов и т.п. служит классификация. При сравнении классифицируемых объектов друг с другом обнаруживаются очевидные элементы сходства и различия, проявляющиеся как в качественном отношении, так и в количественном. При этом сравнении более или менее осознанно предполагается некое единое основание, существование единой общности, отсутствие чего превращает сравнение с бессмыслицу. Итак, выявление единого основания является первым требованием процедуры классификации.

Например, Д. И. Менделеев избрал «атомный вес» как единое основание, присущее всем элементам, несмотря на разнообразие их индивидуальных физико-химических свойств; хотя в дальнейшем при создании периодической системы он рассматривал и другие основания, например, стехиометрию соединений с кислородом и водородом, валентность и др.

В любом множестве предметов и явлений (классифицируемых элементов) можно обнаружить несколько таких оснований, поэтому типов классификации (дихотомических сечений) может быть несколько. Но нельзя в одной и той же классификации (если она претендует на научную) «перескакивать» с одного основания на другое. Как у Гоголя в «Сорочинской ярмарке» (хотя это совершенно не естественнонаучный текст и его нет необходимости классифицировать, но пример поучительный): «… Шум, брань, мычание, блеяние, рев – все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – все ярко, пестро, нестройно, мечется кучами и снуется перед глазами». Здесь в первом перечислении (шум и т.д.) можно в качестве единого основания предложить «акустический эффект», звук, причем «мычание» отличимо от «блеяния», «блеяние» от брани и т.п. Напротив, во втором множестве (волы …шапки) такого основания нет. Здесь «свалены в одну кучу» предметы одушевленные и неодушевленные, товары и тара и т.п. Но несмотря и на это, первое подмножество от второго дихотомически отделено на основании, в соответствии с которым «вещь» (тело, предмет) отличима от «явления» (в данном случае это звук).

Как ни курьезен этот пример, он иллюстрирует истоки и научной классификации. Ведь для необразованного ума всякое растение в лучшем случае «лесина» или «трава», а любая горная порода или минерал – «булыжник». Тем не менее величайший систематик, шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778), начиная именно с простейшей очевидности, шаг за шагом на основании последовательного дихотомического сечения сложного построил свою ботаническую систематику: «Все, что встречается на земле, принадлежит элементам и натуралиям. Элементы просты, натуралии сложны. <…> Физика говорит о качествах элементов. Естествознание же о качествах натуралий. Натуралии распределяются по трем царствам природы: камней, растений, животных. Камни растут. Растения растут и живут. Животные растут, живут и чувствуют. <…> Ботаника есть естественная наука, которая учит познанию растений и т.д.». (Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989. С. 9).

Второе требование классификации сводится к тому, что деление должно быть по возможности непрерывным и соразмерным, без скачков. Например, был бы неоправданный «скачок», если, классифицируя сложные химические соединения, скажем, спирты, отнесли бы к одному подклассу метанол, этанол, глицерин и фенол. Здесь первые два – действительно «родственны», являясь одноатомными гомологами насыщенного ряда, но глицерин уже относится к трехатомным спиртам, а фенол, хоть его и называют нередко «ароматическим» спиртом вследствие общности его «брутто-формулы» R-OH со спиртами, «Химический энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 539, 616) относит в отдельную рубрику, где фенолы противопоставляются спиртам.

Третье требование классификации гласит: «Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса». Иными словами, ничего не должно быть пропущено ни в актуальном (явленном), ни даже в потенциальном множестве, если просматривается его общая классификационная структура. Так, Д. И. Менделеев оставил в периодической таблице «вакантные» места, избегая несообразных скачков и согласуясь с требованиями выбранных оснований. В дальнейшем, как известно, эти вакансии были заполнены: экаалюминий – галлием, экабор – скандием и экасилиций – германием. Более того, позже были открыты и другие элементы, для которых нашлось место в таблице, – франций, радий, протактиний, рений и др.

Нередко классификации бывают «открытыми», когда объем классифицируемого множества известен не полностью и нет даже структурной (системной) идеи, позволяющей, как в случае периодической таблицы оставить вакансии для неоткрытых классов. Это не значит, что «открытая» классификация не строгая. Например, классификация Линнея уже была строгой, несмотря на то, что в то время (и даже сейчас) обнаружены, скорее всего, не все виды растений и животных, имеющихся в биосфере. Всякое новое открытие не разрушает классификацию, если она построена с соблюдением первых двух правил, а только расширяет объем классифицируемого множества.

Наконец, четвертое требование классификации заключается в том, что члены классификации должны исключать друг друга, т.е. в отношении некоторого признака они должны быть альтернативны. Например, целые числа не следует делить на простые, четные и нечетные. Скажем, число 13 является одновременно и простым и нечетным. Если же его поместить в оба класса, то нарушится третье требование. В то же время строго выполняемая дихотомия гарантирует от подобных погрешностей.

В ряде случаев предлагаются классификации, включающие некоторые отклонения от вышеизложенных четырех правил. Таков, например, вариант «технической» классификации (табл. 2).

Таблица 2.

Техническая классификация редких металлов

Группы

периодической

системы

Элементы

Группа редких металлов по технической классификации

I

II

литий, рубидий, цезий

бериллий

Легкие

IV

V

VI

VII

титан, цирконий, (гафний*)

ванадий, ниобий, тантал

молибден, вольфрам

(рений*)

Тугоплавкие

III

IV

VI

VII

галлий, индий, таллий

германий, (гафний*)

селен**, теллур**

(рений*)

Рассеянные

III

скандий, иттрий, лантан и лантаноиды – от церия до лютеция – 14 элементов

Редкоземельные***

продолжение таблицы 2

I

II

III

франций

радий

актиний и актиноиды – торий, протактиний, уран и т.д.

Радиоактивные

* Гафний и рений могут быть отнесены как к группе тугоплавких, так и к группе рассеянных элементов (в нарушение четвертого требования классификации).

** Селен и теллур, включенные в данную таблицу, по своим свойствам должны быть отнесены к неметаллам.

*** Редкоземельными элементами называются только эти 17 элементов. Часто встречающаяся ошибка, попавшая даже в официальные документы, когда этот термин распространяется на всю группу редких элементов (металлов). Так, бериллий и цирконий не редкоземельные элементы, а редкие.