20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
Классическая наука ассоциируется с Ньютоном. Ньютон, опираясь на труды Галлелея (он открыл закон инерции) создал механистическую картину мира, на основе разработанной им самим механники.
Для классической механики характерна обратимость времени. Пространство выглядит простым вместилищем движущихся тел, которые не оказывают на него никакого влияния. Гравитационные силы действуют без какой-либо промежуточной среды.
Одним из не укладывающихся в рамках механистической картины мира элементом было открытие явления магнетизма Майклом Фарадеем. На основе его опытов Максвел создал электромагнитную теорию. В ней было сказано о том, что в мире существует не только вещество в виде тел, но и разнообразные физические поля
Сразу же после открытия Ньютоном закона всемирного тяготения возникали вопросы: Почему физические тела, обладающие массой, действуют друг на друга на расстоянии и почему заряженные тела взаимодействуют даже через электрически нейтральную среду. В рамках классической механики на эти вопросы ответов небыло.
Долгое время считалось, что взаимодействие между телами может осуществиться непосредственно через пустое пространство, которое не принимает участия в передаче взаимодействия, она происходит мгновенно. Это предположение положено в основу концепции дальнодействия.
Эксперементальные исследования э\м явлений показали несоответствие концепции дальнодействия физическому опыту, кроме того она находится в противоречии с постулатом специальной теории относительности: Скорость передачи взаимодействия тел ограничена и не должна превышать скорости света в вакууме (300 000 км\с)
Именно эта специальная теория относительности легла в основу концепции близкодействия, которая распространяется не только, на э\м поля, но и на другие виды взаимодействий: Взаимодействие между телами осуществляется с помощью тех или иных полей, непрерывно распространяющихся в пространстве.
Итак, к концуXIX в. физика пришла к выводу, что материя существует в двух видах: дискретного вещества и непрерывного поля.
-
Вещество и поле различаются как корпускулярные и волновые сущности: вещество дискретно и состоит из атомов, а поле непрерывно.
-
Вещество и поле различаются по своим физическим характеристикам: частицы вещества обладают массой покоя, а поле – нет.
-
Вещество и поле различаются по степени проницаемости: вещество мало проницаемо, а поле – полностью проницаемое.
-
Скорость распространения поля равна скорости света, а скорость движения частиц вещества меньше её на много порядков.
Физическая реальность едина и нет пропасти между веществом и полем. Поле обладает свойствами вещества, а вещество – свойствами поля.
- 1 .Предмет и цели естествознания.
- 31.Концепция абсолютного пространства и времени в классической физике
- 2 .Возникновение естествознания и этапы его развития
- 32. Концепция относительности пространства – времени в релятивистской физике.
- 3. Классический и неклассический периоды естествознания, их особенности.
- 33. Причинная концепция времени. Проблема необратимости времени.
- 4.Научные революции, их структура и роль в развитии научного познания.
- 34.Классическая и современная космология: концепции стационарной и нестационарной Вселенной
- 5. Глобальные революции в науке и изменение научной картины мира.
- 35. Современные космологические модели Вселенной.
- 7. Место естествознания в духовной культуре общества.
- 37. Многообразия мира галактик, их строение и виды.
- 8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.
- 38. Солнечная система, её строение и особенности.
- 9. Естествознание и нравственность. Этика наук.
- Этика научного сообщества
- Взаимоотношение общества и науки
- 39. Строение и эволюция Земли.
- 10. Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.
- 40. Биология, её предмет, структура и основные этапы развития.
- 11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.
- 41. Жизнь как предмет биологии. Сущность живого, его основные признаки.
- 12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь и особенности.
- 42. Структурные уровни организации живой материи.
- 13. Методы исследования на эмпирическом уровне научного познания.
- 43. Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм.
- 14. Методы исследования на теоретическом уровне научного познания.
- 44. Концепция эволюции в биологии. Генетика и эволюционная гипотеза.
- 15. Теория как форма организации научного знания. Структура научной теории.
- 45. Предмет генетики, её законы и основные этапы развития.
- 46. Генетическая информация и воспроизводство жизни. Волновая генетика.
- 17. Структурные уровни организации материи. Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире.
- Микромир
- Макромир
- 47. Генетика и практика. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
- 18. Классическая механика, её фундаментальные законы, принципы и понятия.
- 48. Биосфера: понятия и основные компоненты. Биосфера как тип организации целого.
- 19. Уровни развития химических знаний.
- 49. Концепция биосферы в. И. Вернадского.
- 20. Вещество и поле как виды материи в классической науке.
- 50. Концепция ноосферы в современном естествознании. Переход от биосферы к ноосфере.
- 3) А фридман
- 52. Единство биосферы, человека и космоса.
- 23. Идея структурности материи. Концепция атомизма в классической науке.
- 53 Этногенез и биосфера земли.
- 24. Элементарные частицы, их свойства и классификация.
- 54. Человек как предмет исследования в естественно-научной антропологии
- 25.Кварковая модель атома
- 55. Генетика человека. Наследственность и поведение.
- 26. Фундаментальные взаимодействия в природе.
- 56. Человек как биологический вид.
- 27. Физический вакуум.
- 57. Проблема происхождения человека и его эволюция в современной науке.
- 28. Концепция необратимости и термодинамика.
- 58. Организм человека как целое, его системная организация.
- 29. Порядок и беспорядок во Вселенной. Синергетика.
- 59. Здоровье человека: норма и патология. Проблема психической и физической дегенерации.
- 30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.
- 60. Социально-этические проблемы генетики человека и медицины
- 51. Концепции экологии
- 21. Рождение и развитие квантовой теории 22. Концепция неопределенности квантовой механики
- 6. Естественно-научная картина мира. Механическая, электромагнитная и современная научные картины мира.