logo search
ДОП "ОБЩАЯ АСТРОНОМИЯ"

Астрономические наблюдения.

Астрономические наблюдения являются модификацией практического метода. Астрономические наблюдения отражают специфику данной программы и относятся к основным методам, используемым в данной программе.

Астрономические наблюдения включают проведение наблюдений Солнца, Луны, планет, созвездий, звёздных скоплений, туманностей, галактик. Территориально астрономические наблюдения проводятся в трёх местах: на открытом воздухе на территории Дворца, в обсерватории отдела астрономии во Дворце, на Загородной Наблюдательной Базе отдела (г. Звенигород).

Астрономические наблюдения проводятся как с помощью бинокля и телескопа, так и невооруженным глазом. Проведение астрономических наблюдений включает несколько этапов, а именно:

– объяснение педагога. Это этап теоретического осмысления работы, когда педагог ставит перед обучающимися цель (что пронаблюдать) и объясняет, как необходимо провести наблюдение астрономического объекта, на что особенно обратить внимание;

– показ. Этап инструктажа;

– проба. Этап, на котором обучающийся проводит наблюдения и заносит его результат в «Журнал наблюдений», а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

– выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог уделяет особое внимание тем обучающимся, которые плохо справляются с заданием;

– проверка «Журнала наблюдений», анализ и обсуждение полученных результатов.

Астрономические наблюдения выполняют как функцию обучения на практике, так и функцию углубления знаний и умений. Астрономические наблюдения помогают сформировать у обучающихся естественнонаучное мировоззрение, выработать научный подход в изучении наблюдаемых явлений. Астрономические наблюдения позволяют обучающимся представить себя в роли учёных-астрономов, исследователей, которые делают открытия и раскрывают тайны Мироздания.

Помимо обучающих задач, астрономические наблюдения помогают решать развивающие и воспитательные задачи. Астрономические наблюдения в бинокль или телескоп притягивают детей, обещая открытие нового неведомого мира, стимулируя и развивая тягу к познанию.

Астрономические наблюдения способствуют воспитанию таких качеств как наблюдательность и аккуратность при выполнении задания. У обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса: осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий её решения, составление плана выполнения работы, подготовка оборудования и «Журнала наблюдений», тщательный контроль качества работы, анализ выводов.

Наблюдая в телескоп Луну, планеты, звёздные скопления, туманности и далекие галактики, дети прикасаются к окружающему нас таинственному и прекрасному миру. Астрономические наблюдения позволяют обучающимся испытывать эмоциональные переживания, воспитывают чувство прекрасного. удивление, восхищение и увидеть всю красоту Космоса.

Кроме того, в процессе наблюдений, в неформальной обстановке создаются дополнительные условия для формирования дружного детского коллектива.