logo search
лекции по астрономии

Введение

Одним из результатов реформы школьного образования в Республике Казахстан является объединение учебных предметов «Физика» и «Астрономия» в единый интегрированный предмет [1]. В то же время, по учебному плану университета при подготовке бакалавра специальности «Физика», будущего учителя, физика и астрономия изучаются раздельно. Это требует особого внимания к профессиональной подготовке студентов в процессе изучения данных предметов. Межпредметные связи существуют между многими дисциплинами. Между физикой и астрономией они особенно тесные, так как физика изучает простейшие формы движения материи, и установленные ею законы проявляются и в ближайших окрестностях Земли и во Вселенной в целом. Государственный общеобязательный стандарт образования (среднее общее) включает в содержание обучения интегрированный предмет «физика и астрономия», одной из целей которого является «формирование научного мировоззрения ученика путем целостного представления об объективной физической картине мира как развивающейся системе фундаментальных физических теорий» [2].

По учебному плану бакалавриата физика изучается до астрономии в течение нескольких семестров в виде традиционных разделов: механика, молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, физика атома, атомного ядра и элементарных частиц. [3] Каждый раздел физики включает вопросы, относящиеся к определенному виду движения материи, соответствующие понятия, законы и фундаментальные теории. Специфика астрономии в том, что она опирается на эти понятия законы и теории. Опыт показывает, что эффективность изучения астрономии при подготовке будущего учителя к обучению учащихся единому предмету «физика и астрономия», в значительной степени зависит от внимания к актуализации соответствующих знаний, полученных в разное время при изучении физики.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с целью повышения качества профессиональной подготовки учителя физики и астрономии, путем обеспечения учебного процесса дополнительным дидактическим материалом. В первой части пособия предлагается материал по фундаментальным вопросам физики (время, порядок и беспорядок, фундаментальные взаимодействия), актуализация которых целесообразна на начальном этапе изучения астрономии. Во второй части – разработка содержания тем по разделу «Физика Солнечной системы» в соответствии с Государственной программой по астрономии. К каждой теме приведены вопросы актуализации, контрольные вопросы и рекомендованные темы самостоятельной работы, проектной деятельности.