Беседа с использованием компьютерной презентации.
Этот метод является одним из основных и имеет в своей основе две составляющие: беседу и компьютерную презентацию.
Беседа является разновидностью словесного метода. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить обучающихся к актуализации уже известных им знаний и усвоить новые знания путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Для соблюдения основного принципа дидактики – наглядности, каждая тема занятия, проводимого методом беседы, сопровождается авторской компьютерной презентацией, сделанной в программе Power Point, которая демонстрируется на большом экране с помощью мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру.
В ходе беседы вопросы адресуются либо одному обучающемуся (индивидуальная беседа), либо всей группе (фронтальная беседа).
Метод беседы имеет ряд важных достоинств:
- активизирует обучающихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания обучающихся; ;
- формирует коллектив группы;
- является хорошим диагностическим средством;
К недостаткам данного метода можно отнести большие временные затраты и необходимость исходного запаса знаний у обучающихся. Поэтому при проведении занятий беседа, как правило, сочетается с другими формами: лекция, рассказ, объяснение.
Метод беседы с использованием компьютерной презентации выполняет в основном задачи обучения, обеспечивая базовый уровень астрономических знаний и умений, формируя основы естественнонаучного мировоззрения и приобщая обучающихся к культурным ценностям через предмет астрономии.
Частично с помощью этого метода также решаются развивающие задачи программы: развитие познавательной активности, развитие творческих способностей, развитие чувства своей сопричастности к Космосу.
Наконец, метод беседы с использованием компьютерной презентации вместе с другими методами помогает решать все три воспитательные задачи.
Воспитание эмоционально-эстетических чувств достигается при демонстрации красочного наглядного материала компьютерной презентации, а также, когда на занятиях происходит обращение к космической поэзии, живописи, памятникам архитектуры. Воспитание чувства коллективизма, создание комфортного микроклимата и дружного коллектива происходит на занятиях как раз во время беседы, которая позволяет обучающимся лучше понять и узнать друг друга, проявить свои лучшие качества.
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т