logo search
КСЕ все ответы

11. Особенности и структура научного знания. Критерии научности знания.

Главное назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. За два последних столетия наука развернула свои многочисленные возможности, превратившись в само­стоятельную отрасль духовного производства. По большому ис­торическому счету наука — сравнительно молодое социальное образование (2,5 тыс. лет)). Достаточно определенную границу между наукой и «преднаукой» провести можно. Отличают их по многим явно выраженным особенностям научного знания.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудре­цы не просто собирали и накапливали факты, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого.

Был проанализирован и сам процесс доказывания, соз­дана теория доказательств — логика Аристотеля. Объектом анализа стали не вещи или стихии, а их мыслительные аналоги — понятия, суждения, чис­ла, законы и т.п. Знание сформировало свою собственную сферу бытия — сферу теории.

Античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математи­ческие теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи ряда наук. Но самое важное — был апробирован первый образец научного знания, поняты его особенности. Перечислим их:

• Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.

• Объектами научного (теоретического) познания высту­пают не сами по себе предметы и явления реального ми­ра, а их своеобразные аналоги — идеализированные объ­екты.

• Важным признаком научного познания является контроль над процедурой получения но­вого знания.

• Научное описание исследуемых объектов требует строго­сти.

• Научное знание претендует на независимость от познающего субъекта.

• Наука изучает только те явления, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы их сущест­вования.

За 2,5 тыс. лет своего существования в науке чётко определилась структура. Основными элементами научного знания являются:

• твердо установленные факты – главная опора, фундамент науки;

• закономерности, обобщающие группы фактов;

• теории, как правило, представляющие собой системы за­кономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

• научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласова­ние.

Критерии и нормы научности

Теория является высшей формой организации научного знания. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фик­сирующих не наблюдаемые стороны объек­тивной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть осуществлена прямым наблюде­нием и экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредст­венно наблюдаемой реальности породил в XX в. немало дис­куссий на тему о том, какое же знание можно и нужно при­знать научным, а какому отказать.

Возникает вопрос: можно ли четко отграничить псевдонаучные идеи от идей соб­ственно науки?

Для этих целей сформулировано несколько принципов. Один из них получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суж­дение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо.

Принцип верификации позволяет отграничить научное знание от явно вненаучного.

Существует еще один принцип разграничения науки и ненауки, предложенный крупнейшим философом XX в. К. Поппером, принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо.

Попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтвер­ждения ее истинности и научности.

Работающие в науке ученые считают вопрос о разграничении науки и ненауки не слишком сложным. Дело в том, что они ориенти­руются на определенные нормы. В этих нормах выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но все же есть некий инвариант таких норм. Его принято называть рацио­нальным. Этот стиль мышления основан по сути на двух фун­даментальных идеях:

• природной упорядоченности, т.е. признании существова­ния универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

• формального доказательства как главного средства обос­нованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

• универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта и т.п.;

• согласованность или непротиворечивость, обеспечивае­мая дедуктивным способом развертывания системы зна­ния;

• простота; хорошей считается та теория, которая объясня­ет максимально широкий круг явлений, опираясь на ми­нимальное количество научных принципов;

• объяснительный потенциал;

• наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эта­лон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки.