2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
По завершении первого года занятий по программе обучающиеся получат начальные навыки астрономических наблюдений и, освоив раздел «Основы астрономических наблюдений»,
будут знать:
- латинские названия, примерное число видимых звёзд и яркие звёзды в созвездиях: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Персей, Пегас, Орион, Большой Пёс, Телец, Близнецы, Возничий, Лев, Дева, Волопас;
- как отличить на небе планеты от звёзд;
будут уметь:
- находить на небе планетария и показывать на нём с помощью лазерной указки следующие созвездия, яркие звёзды и объекты:
Околополярные созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея;
Осенние: Андромеда, Персей, Пегас;
Зимние: Орион; Большой Пёс, Телец, Близнецы, Возничий;
Весенние: Лев, Дева, Волопас;
Яркие звёзды: Мицар, Полярная, Алголь, Бетельгейзе, Ригель, Сириус, Альдебаран, Капелла, Регул, Спика, Арктур;
Объекты, видимые невооруженным глазом: Плеяды, Туманность Андромеды, Большая Туманность Ориона;
- находить на реальном небе следующие созвездия, яркие звёзды и объекты:
Околополярные созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея;
Осенние: Андромеда, Персей, Пегас;
Зимние: Орион; Большой Пёс, Телец, Близнецы, Возничий;
Весенние: Лев, Дева, Волопас;
Яркие звёзды: Мицар, Полярная, Алголь, Бетельгейзе, Ригель, Сириус, Альдебаран, Капелла, Регул, Спика, Арктур;
Объекты, видимые невооруженным глазом: Плеяды, Туманность Андромеды, Большая Туманность Ориона;
- правильно проводить наблюдения Солнца, Луны и планет (Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) в телескоп и бинокль и делать зарисовки наблюдений в «Журнал наблюдений»;
- навести телескоп и бинокль на следующие небесные объекты: Плеяды, Туманность Андромеды, Большая Туманность Ориона. Пронаблюдать данные небесные объекты и сделать в «Журнал наблюдений» зарисовки этих объектов;
- наносить на немую карту звёздного неба созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Персей, Пегас, Орион; Большой Пёс, Телец, Близнецы, Возничий, Лев, Дева, Волопас;
- отмечать на немой карте звёздного неба яркие звёзды: Мицар, Полярная, Алголь, Бетельгейзе, Ригель, Сириус, Альдебаран, Капелла, Регул, Спика, Арктур;
- отмечать на немой карте звёздного неба следующие объекты: Плеяды, Гиады, галактику М31, Туманность Ориона, звёздное скопление М13, двойное звёздное скопление в Персее;
- работать с картой Луны (идентифицировать собственные наблюдения лунной поверхности с картой Луны).
Во второй год занятий обучающиеся закрепят начальные навыки астрономических наблюдений и освоят новые созвездия и объекты для наблюдений. По завершении второго года занятий обучающиеся, освоив раздел «Созвездия»,
будут иметь представление:
- о старинных звёздных картах и атласах;
- о 88 современных созвездий;
- об экваториальных созвездиях;
будут знать:
- осенние созвездия: Треугольник, Овен;
- зимние созвездия: Малый Пёс, Рак;
- весенние созвездия: Весы, Гончие Псы, Гидра, Волосы Вероники;
- летние созвездия: Лира, Лебедь, Орёл, Геркулес, Змееносец, Дельфин, Стрела, Лисичка, Скорпион, Стрелец, Козерог;
- какие интересные объекты для наблюдений содержатся в этих созвездиях (звёздные скопления, туманности, галактики);
- как обозначаются на звёздных картах: двойные и кратные звёзды, переменные звёзды, новые и сверхновые звёзды, рассеянные и шаровые звёздные скопления, туманности, галактики, радианты метеорных потоков, апекс;
будут уметь:
- находить на реальном небе, а также на небе планетария и показывать на нём с помощью лазерной указки следующие созвездия: Треугольник, Гончие Псы, Лира, Лебедь, Орёл, Геркулес, Дельфин, Скорпион;
- находить на реальном небе, а также на небе планетария и показывать на нём с помощью лазерной указки следующие яркие звёзды: Сердце Карла, Вега, Денеб, Альтаир, Антарес;
- отмечать на немой карте звёздного неба следующие созвездия: Треугольник, Гончие Псы, Лира, Лебедь, Орёл, Геркулес, Дельфин, Скорпион;
- отмечать на немой карте звёздного неба яркие звёзды: Сердце Карла, Вега, Денеб, Альтаир, Антарес;
- отмечать на немой карте звёздного неба следующие объекты: спиральная галактика М33, спиральная галактика М53, двойная звезда Альбирео, планетарная туманность Кольцо, шаровое звёздное скопление М13;
- сделать самостоятельно подвижную карту звёздного неба.
Умения правильно проводить наблюдения небесных объектов проверяются в планетарии и на проводимых наблюдениях, проверяется также ведение «Журнала наблюдений» и сделанные зарисовки наблюдений
- Отличительные особенности программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- 1. У обучающихся будет сформирован базовый минимум астрономических знаний, умений и представлений.
- 2. Обучающиеся приобретут основные навыки наблюдений небесных объектов.
- 3. У обучающихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека.
- Сформируется умение учиться, приобретутся навыки самообразования.
- 5. Сформируется умение добывать, систематизировать знания и преподносить знания аудитории.
- 6. Обучающиеся приобщатся через предмет астрономии к культурным ценностям человечества.
- 7. Разовьётся познавательная активность.
- Разовьются творческие способности.
- Сознание обучающегося расширится до космического.
- 10. Воспитание качеств, необходимых в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
- Обучающиеся будут осознавать красоту Космоса и его таинство.
- 12. Создание дружного коллектива обучающихся, педагога и родителей.
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план Первый год обучения
- Содержание программы Первый год обучения
- Раздел 1. Вводный раздел.
- Раздел 2. Основы астрономических наблюдений.
- Тема 2.1. Основные навыки наблюдателя.
- Тема 2.7. Зимние наблюдения на знб.
- Тема 2.8. Весенние наблюдения на знб.
- Учебно-тематический план Второй год обучения
- Содержание программы Второй год обучения
- Тема 3.2. Звёздные карты и атласы.
- Методическое обеспечение
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Лекция в музее.
- Работа с книгой.
- Учебно-производительный труд.
- Учебная дискуссия.
- 7. Познавательная настольная игра.
- 8. Заключительная викторина.
- Дидактические материалы
- Авторская компьютерная презентация.
- Техническое оснащение занятий
- Формы подведения итогов
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы первого года обучения
- Сводная таблица по методическому обеспечению программы второго года обучения
- Список литературы Литература для обучающихся
- Литература для педагога Литература по астрономии
- Компьютерные программы
- Литература по педагогике
- Дидактические разработки педагогов отдела астрономии и космонавтики мгдд(ю)т