logo search
КСЕ все ответы

30. Понятие пространства и времени. Своеобразие свойств и времени на разных уровнях организации материи.

Пространство и время объективны и реальны, т.е. существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности. Пространство и время являются также универсальными, всеобщими формами бытия материи. Нет явлений, событий, предметов, которые существовали бы вне пространства или вне времени.

Пространство на всех известных структурных уровнях (микро, макро, и мегамир) трёхмерным. Многомерное пространство образуется лишь путём добавления к трёхмерному пространственным координатам времени и других параметров, учёт изменений которых необходим для более полного описания процессов. (применяется в физике и математике).

На макроуровне существует лишь трёхмерное пространство. На микроуровне пространство может быть и многомерным. На мегоуровне пространство может быть также многомерным. Есть предположение, что оно может быть девятимерным.

В отличие от пространства, в каждую точку которого можно снова и снова возвращаться (обратимо), время – необратимо и одномерно. Оно течёт из прошлого к будущему.

Пространство обладает свойствами однородности и изотропности, а время – однородности. Однородность пространства заключается в равноправии всех его точек, а изотропность – в равноправии всех направлений. Во времени все точки равноправны, не существует преимущественной точки отсчёта, любую можно принимать за начальную.

Указанные свойства пространства и времени связаны с главными законами физики – законами сохранения.

В современной науке используются понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

Биологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров органической материи: бытиё человека.

Психологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров психологической деятельности индивида.

Социальное пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров социального объекта.