logo search
КСЕ все ответы

8. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.

Мир человеческой культуры сущест­вует внутри природного мира. И потому неразрыв­но с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить как минимум на две составляющие — природную основу и его социальное содержание и оформле­ние.

Именно эта двойственность мира культуры и является в ко­нечном счете основанием возникновения двух ее типов, кото­рые принято называть естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого — чисто природные свойства, свя­зи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений. Второй тип культуры — гуманитарный — охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ социальных (обществен­ных), с одной стороны, а с другой — духовных, наделенных разумом. В него вхо­дят: философия, социология, исто­рия и др., а также религия, мораль, право и т.д.

Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно-научной науки может быть оправдано несколькими соображениями.

А. И тот, и другой типы культур — суть творения разума и рук человеческих.

Б. Описываемые типы наук активно формируют мировоззрение людей (каждый — свою часть). Поэтому гуманитар­ные и естественно-научные знания вынуждены координиро­ваться, взаимосогласовываться.

В. Естественно-научный и гуманитарный типы культур имеют массу пограничных проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их идти н сотрудничество друг с другом.

Г. Разделение «труда» гуманитар­ных и естественно-научных культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:

Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры:

Д. Переход естествознания в начале XX в. от класси­ческого к неклассическому этапу своего развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры.

Е. Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил, между прочим, и относительность крите­риев их разграничения. Так, в частности, выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно.

Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгое разграничение, характерное для XIX – первой половины XX вв., в наши дни всё больше ослабевает. Новсё же речь не идёт о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем. Да и нет в этом особой нужды. Вполне достаточно разрешение конфликта между ними.