logo
Астрофизика

4. Достоверность знаний о мегамире

Вопрос о достоверности наших знаний об устройстве природы в больших масштабах занимает особое место. Изучая космические объекты, приходится сталкиваться с громадными расстояниями и промежутками времени. Это обстоятельство нередко вызывает вопрос: "Кто знает, что там на самом деле?" Ведь нет никакой возможности слетать к другой звезде или в другую галактику. Впрочем, совсем недавно сказанное относилось и к ближайшим окрестностям Земли  Луне, Марсу, Венере. К настоящему времени на них уже побывали космические зонды, а на Луне даже люди. И что же мы увидели, побывав на других планетах? Мы убедились, что законы физики везде одинаковые. Планеты состоят из тех же элементов и движутся по тем же законам, что и Земля. В общем, мир един.

Однако проблема есть. Выражаясь научным языком, при изучении строения природы в больших масштабах мы не можем поставить активный эксперимент, то есть мы не можем изменять состояние исследуемого объекта и вынуждены ограничиться лишь пассивным наблюдением. Это, разумеется, усложняет сам процесс исследования, но если мы правильно знаем общие законы физики и правильно их применяем, то, анализируя поступающую информацию, мы, в конце концов, построим модель изучаемого объекта. При этом вовсе и не обязательно летать на ту или иную звезду, хотя именно факт недостижимости объекта больше всего будоражит наше воображение.

Приведем еще такую аналогию. В микромир люди непосредственно проникнуть не могут. Но острота недостижимости микромира сглаживается тем, что он рядом, так сказать, под рукой. В действительности метод познания и микромира и мегамира одинаков, а именно; на основе первичной информации выдвигается рабочая гипотеза, затем разрабатывается теория, следствия которой проверяются в эксперименте или в наблюдениях. Если гипотеза не подтверждается, то она отвергается. Если же подтверждается, то она разрабатывается дальше. С ее помощью делаются предсказания и получается новая информация, которая рождает новые гипотезы и т.д. Так развивается процесс познания в любой области, в том числе и при изучении строения природы в больших масштабах.

За исключением последних нескольких десятилетий среда обитания человека представляла собой очень тонкую "скорлупку", толщиной порядка 10 км и радиусом порядка радиуса Земли. По сравнению с безбрежной Вселенной  это ничтожная песчинка. И, тем не менее, изучая строение природы в этом крайне ограниченном пространстве, человек смог понять, как она устроена в самых больших масштабах.