4. Достоверность знаний о мегамире
Вопрос о достоверности наших знаний об устройстве природы в больших масштабах занимает особое место. Изучая космические объекты, приходится сталкиваться с громадными расстояниями и промежутками времени. Это обстоятельство нередко вызывает вопрос: "Кто знает, что там на самом деле?" Ведь нет никакой возможности слетать к другой звезде или в другую галактику. Впрочем, совсем недавно сказанное относилось и к ближайшим окрестностям Земли Луне, Марсу, Венере. К настоящему времени на них уже побывали космические зонды, а на Луне даже люди. И что же мы увидели, побывав на других планетах? Мы убедились, что законы физики везде одинаковые. Планеты состоят из тех же элементов и движутся по тем же законам, что и Земля. В общем, мир един.
Однако проблема есть. Выражаясь научным языком, при изучении строения природы в больших масштабах мы не можем поставить активный эксперимент, то есть мы не можем изменять состояние исследуемого объекта и вынуждены ограничиться лишь пассивным наблюдением. Это, разумеется, усложняет сам процесс исследования, но если мы правильно знаем общие законы физики и правильно их применяем, то, анализируя поступающую информацию, мы, в конце концов, построим модель изучаемого объекта. При этом вовсе и не обязательно летать на ту или иную звезду, хотя именно факт недостижимости объекта больше всего будоражит наше воображение.
Приведем еще такую аналогию. В микромир люди непосредственно проникнуть не могут. Но острота недостижимости микромира сглаживается тем, что он рядом, так сказать, под рукой. В действительности метод познания и микромира и мегамира одинаков, а именно; на основе первичной информации выдвигается рабочая гипотеза, затем разрабатывается теория, следствия которой проверяются в эксперименте или в наблюдениях. Если гипотеза не подтверждается, то она отвергается. Если же подтверждается, то она разрабатывается дальше. С ее помощью делаются предсказания и получается новая информация, которая рождает новые гипотезы и т.д. Так развивается процесс познания в любой области, в том числе и при изучении строения природы в больших масштабах.
За исключением последних нескольких десятилетий среда обитания человека представляла собой очень тонкую "скорлупку", толщиной порядка 10 км и радиусом порядка радиуса Земли. По сравнению с безбрежной Вселенной это ничтожная песчинка. И, тем не менее, изучая строение природы в этом крайне ограниченном пространстве, человек смог понять, как она устроена в самых больших масштабах.
- I. Предмет и цели курса
- 2. Основные этапы развития представлений о строении Мира
- 3. Практическое значение знаний о строении природы
- 4. Достоверность знаний о мегамире
- I. Движение планет
- 5. Определение радиуса и массы Земли
- 6. Измерение расстояний до небесных тел
- 7. Законы Кеплера
- 8. Движение Земли вокруг Солнца
- 2. Солнечная система
- 9. Общие сведения о планетах
- 10. Строение недр планет зонной группы
- 11. Химический состав Земли
- 12. Возраст Земли
- 13. Внутреннее строение планет-гигантов
- 14. Окраина солнечной системы
- 3. Солнце
- 15. Общие сведения о Солнце
- 16. Температура поверхности Солнца
- 17. Условия в недрах Солнца
- 18. Проблема источников энергии Солнца
- 19 Термоядерные реакции - источник энергии Солнца
- 20. Активность Солнца
- 4. Звезды
- 21. Звездная величина
- 22. Спектры нормальных звезд
- 23. Диаграмма спектр - светимость
- 24. Определение расстояний до удаленных звезд
- 25. Определение радиусов и масс звезд
- 26. Феноменологическая связь между параметрами для звезд гп
- 27. Модели газовых шаров.
- § 28. Модели газовых шаров.
- § 29. Модели химически однородных газовых шаров.
- § 30. Внутреннее строение звезд
- § 31 Белые карлики
- 32. Эволюция звезд
- 33. Изохроны. Определение возрастов шаровых скоплений
- 35. Физически переменные звезды
- 36. Заключительные этапы эволюции звезд
- 37. Красные гиганты, планетарные туманности,
- 38. Сверхновые звезды
- 39. Нейтронные звезды
- 40. Рентгеновские пульсары
- 41. Черные дыры