logo
материалы по КСЕ для заоч

50. Рациональность. Суть научной рациональности.

Рациональность – это определенный тип вписывания человека в мир. Человек может вписываться в мир через любовь к богу, может вписываться в него через любовь к природе. Рациональность – это такое вписывание в мир, когда оно опосредовано работой в идеальном плане. Еще в эпоху Парменида стало ясно, что проникнуть в сущность вещей нельзя путем простого наблюдения, обобщения фактов. Необходимы специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Мир идеальных конструкций – это теоретический мир. Его преобразовывают, с ним работают только в мыслях и при помощи мысли. Например, можно мысленно представить, что существует мир, в котором сопротивление, возникающее при трении поверхности одного тела о поверхность другого, стало бесконечно малым. Сконструировав такой мир, затем можно установить законы, которые будут в нем действовать. Именно теоретически, т.е. мысленно сконструировав такой мир, Г. Галилей открыл закон инерции.

Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самым открыла рациональность. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и добавления.

Античность не запрещала мысли конструировать любые идеальные объекты. Никто и ничто не контролировали деятельность мышлении по созданию идеальных миров. Наука на такую свободу мысли согласиться не могла, ибо она искала знания, пригодные для практического использования. Наука признает правомерной работу мысли только с такими идеальными конструктами, которые проверяемы на практике (непосредственно или опосредованно). Это будут идеальные модели и идеализации реальных объектов. Развитие научной рациональности, в первую очередь, связано с развитием (совершенствованием) идеальных моделей и идеализаций реальных объектов.

Основные установки научной рациональности такие:

1. Мышление, которое руководствуется законом причинности, может проникнуть в любые тайны бытия.

2. Это мышление может и исправить бытие, а не только его познать.

3. Знаниями и доводами можно избавить людей от всех экзистенциональных проблем, в частности, от переживаний (эта установка научной рациональности не оправдалась).

4. Мышление должно для людей сделать понятным то, что существует, и тем самым оправдать его существование.

5. Способностью работать в идеальном плане, т.е. в чистой мысли, обладают не все люди. Для приобретения такой способности необходимо специальное обучение.

Многие авторы, говоря о развитии науки, подчеркивают, что она в своем развитии проходит три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). Соответственно этому различают и три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. «Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его деятельности, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач». (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. – 287 С.)