51. Классический тип научной рациональности
Классическая наука - это наука 18-19 вв. Исследуя свои объекты, она стремилась при их описании и теоретическом объяснении изъять все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Именно классическая механика, которая является ядром классической науки, породила объектный стиль мышления. Действительно, мы уже подчеркивали ранее, что классическая механика считала свойства, обнаруживаемые при измерении, присущими объекту и только ему (принцип абсолютности свойств). Мы также ранее показали, что классическая механика исходила из того, что средства познания на изучаемые объекты не влияют.
Классическая механика явилась первой естественнонаучной теорией, основывающейся в формулировке своих законов на строгом языке математики.
Развитие всей классической физики, начиная от механики твердого тела и сплошных сред и кончая классической электродинамикой, происходило под определяющим воздействием классической механики. Само логическое строение последующих теорий классической физики в принципе аналогично схеме классической механики. Такой тип закономерностей получил название динамических.
В качестве определяющей черты класса динамических закономерностей обычно рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий на основе этих законов. В негативной формулировке это означает: там, где нет строгой однозначности в связях, нельзя говорить и о соответствующих закономерностях. Из однозначного характера связей вытекает их равноценность: любая рассматриваемая связь, независимо от природы соответствующих свойств или параметров, в равной мере признается необходимой.
На основе развития классической физики и ее успехов схема жесткой детерминации была в известной мере абсолютизирована. Философская концепция, выразившая это, получила название лапласовского детерминизма. Ее основные положения такие:
1. Хаос - сугубо деструктивное начало мира, он ведет в никуда. Для такого вывода были весьма веские основания. Действительно, в соответствии с фундаментальными законами статистической механики, образование организованных структур в изолированных системах с большим числом частиц может носить только характер флуктуаций, имеющих чрезвычайно малую вероятность появления. Чем значительнее масштаб флуктуации, тем менее возможна ее реализация. Гораздо более вероятны процессы разрушения, дезорганизации правильных структур, которые, как правило, и имеют место, когда система не взаимодействует с другими объектами или взаимодействует с термостатом.
Развитие изолированных систем приводит к тому, что система стремится к равновесному состоянию, что означает, что ее энтропия достигает максимального значения. Равновесное состояние является состоянием наибольшей разупорядоченности, так как именно его реализации отвечает наибольшая вероятность. Состояние термодинамического равновесия и соответствует понятию “максимальный хаос системы”. Чем большее число микросостояний реализует данное макросостояние, тем больше хаоса в системе. Второе начало термодинамики гласит, что любая замкнутая система стремится перейти в состояние с большим хаосом, что означает, что энтропия системы будет расти.
С другой стороны, для замкнутой динамической системы произвольной сложности А. Пуанкаре доказана следующая теорема: за достаточно большое время фазовая траектория в Г-пространстве вернется в область, сколь угодно близкую к начальной точке этой траектории. Таким образом, любое неравновесное макроскопическое состояние рано или поздно должно повториться, как бы ни было велико отклонение от равновесия. Расчеты показывают, что время возврата порядка 102х1019 единиц времени. В то же время возраст Вселенной оценивается как Т~5х109 лет.
Таким образом, имеет место практическая необратимость макроскопических процессов, если речь идет о сколь-нибудь существенных отклонениях от термодинамического равновесия.
2. Случайность тщательно изгонялась из научных теорий. Существовало убеждение, что случайности не сказываются, забываются, стираются, не оставляя следа в общем течении событий природы.
Мир, в котором мы живем, рассматривался как не зависящий ни от микрофлуктуации на нижележащих уровнях бытия, ни от малых влияний космоса. Неравновесность и неустойчивость рассматривались как досадные неприятности, которые должны быть преодолены. Это нечто негативное.
3. Развитие понималось как поступательное, без альтернатив. Пройденное имеет лишь исторический интерес.
4. Мир связан причинно-следственными связями жестко. Причинные цепи имеют линейный характер. Следствие пропорционально причине. По причинным цепям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Настоящее определяется прошлым, а будущее – настоящим и прошлым.
5. Подход к управлению сложными системами основывался на представлении, согласно которому результат внешнего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие – желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача.
С точки зрения классической рациональности считалось, что мир можно разложить на множество независимых элементов экспериментальными методами. Этот метод в принципе неограничен, так как весь мир – это совокупность огромного числа неделимых частиц. Основа мира – атомы, т.е. мельчайшие неделимые, бесструктурные частицы. Атомы перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Время рассматривается как самостоятельная субстанция, свойства которой определяются ею самой. Пространство же абсолютно, ибо оно не зависит ни от материи, ни от времени.
Для классической рациональности было характерно совпадение объяснения явления с его пониманием. Объяснить явление – значит создать его наглядную механическую модель. Так считала классическая рациональность.
Итак, видно, что классическая научная рациональность была построена на физическом знании. И это не является случайным. Физика классического периода развития науки занимала ведущее место среди естественных наук. Ее математический аппарат был наиболее развитым. Она обладала самыми развитыми экспериментальными методами. Ее представления, результаты и методы использовались всеми без исключения естественными науками.
52-53. Неклассический тип научной рациональности. Сравнительный анализ классического и неклассического типов научной рациональностей
Неклассическая наука - это наука первой половины XX века. Ее исходный пункт связан с разработкой релятивистской и квантовой теорий. Неклассическая наука отвергает объектный стиль мышления классической науки. Она отбрасывает представление о реальности как чего-то независящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями субъекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
Действительно, уже теория относительности вскрыла количественную относительность таких свойств, как длина, время жизни объекта, масса. Количественная величина этих свойств зависит не только от самого объекта, но и от системы отсчета, которую выбирает субъект. Квантовая теория пошла дальше в этом направлении. Она показала, что существуют две взаимно дополнительные картины при описании объекта: пространственно–временная и импульсно-энергетическая.
Для неклассической рациональности характерно принципиальное изменение понимания роли вероятности в науке. В классической физике для систем с большим числом частиц более употребителен язык вероятностей потому, что количество молекул слишком велико и поэтому детерминистское описание в действительности оказывается недостижимым. Вероятностное описание микрочастиц имеет принципиальный характер. Оно определяется корпускулярно-волновым дуализмом микрочастиц.
Для неклассической рациональности характерно и то, что создание наглядной механической модели изучаемого явления перестает быть синонимом физического объяснения явления. Однако это не означает, что наука отказалась от построения моделей изучаемых явлений. Модели как входили в ткань теории, так и продолжают входить, но это уже, как правило, математические модели. А они не должны обязательно опираться на классические наглядные представления. Оперирование математическим аппаратом производится часто без опоры на наглядные модельные представления изучаемых явлений.
Неклассическая рациональность во взглядах на пространство и время следует за Лейбницем. Естественнонаучной теорией пространства и времени считается теория относительности-специальная (СТО) и общая (ОТО).
Для неклассической рациональности характерно и то, что корпускулярный подход к объяснению физических явлений и процессов практически слился с континуальным. Представление поля как потока определенного рода частиц (квантовая теория поля) и приписывание любому физическому объекту волновых свойств (гипотеза Луи де Бройля) соединили вместе эти два подхода к анализу физических явлений.
Очень существенно то, что остальные положения классической рациональности перешли в неклассическую рациональность.
- 1. Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности
- 2. Исходная характеристика научного знания. Обобщенность научного знания.
- 3. Идеальная модель как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании. Развитие модельных представлений об атоме
- 4. Идеализация как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании.
- (Уравнение Ван-дер-Ваальса).
- 5. Проблема обоснования границ научного знания. Сущность и условия применения процедуры обоснования внутри естествознания. Основные вненаучные способы обоснования принимаемых решений.
- 6. Доказанность научного знания
- 7. Методологические регулятивы научного познания
- 8. Понятие метода, методологии и методики
- 9. Наблюдение и специфика его применения в современном естествознании
- 10. Метод эксперимента в современном естествознании
- 11. Гипотеза как форма развития естествознания
- 14. Интеграция фундаментальных и прикладных исследований
- 13. Преемственность в развитии научных теорий
- 12. Математизация естествознания
- 15. Единство эволюционного и революционного путей развития естествознания. Понятие парадигмы. Критический анализ концепции т.Куна
- 19. Принцип абсолютности свойств. Количественная относительность свойств. Принцип дополнительности
- 21. Дальнодействие, близкодейтвие. Концепция силового поля как посредника при передаче взаимодействия. Квантованное поле. Понятие физического вакуума.
- 22. Гравитационное взаимодействие
- 23. Электромагнитное взаимодействие
- (Закон Кулона)
- 24. Сильное взаимодействие
- 25. Слабое взаимодействие
- 26. Структурная физика. Корпускулярный подход к описанию и объяснению природы. Редукционизм
- 27. Динамические и статистические закономерности в природе. Классическая и квантовая статистика. Лапласовский детерминизм. Фазовые пространства, цель их ввода в физическое познание.
- 28. Понятие состояния в классической и квантовой физике
- 29. Роль законов сохранения в развитии физического знания. Законы сохранения и принципы симметрии. Правила отбора физики элементарных частиц
- 32. Химические системы
- 50. Рациональность. Суть научной рациональности.
- 51. Классический тип научной рациональности
- 45. Антропный принцип
- Оглавление
- Введение
- Становление космологии
- 1.1. Древняя космология
- 1.2. Начало научной космологии. Формирование классической космологической модели.
- 2. Космологические парадоксы
- 2.1. Фотометрический парадокс
- 2.2. Гравитационный парадокс
- 2.3. Термодинамический парадокс
- 2.4. Неевклидовы геометрии
- Особенности современной космологии
- 3.1 Космологические данные
- 3.2 Релятивистская модель Вселенной
- 3.3 Модель расширяющейся Вселенной
- 4 Эволюция Вселенной
- 4.1 Большой взрыв: Инфляционная модель
- 4.2 Ранний этап эволюции Вселенной
- 5 Острова Вселенной
- 5.1 Многообразие форм звёздных систем
- 5.2 Группы и скопления галактик
- 5.3 Эволюция галактик
- 5.4 Радиоизлучение и активность галактик
- 5.5 Галактика Млечный путь
- 5.6 Метагалактика
- 6 Звезды и их эволюция.
- 6.1 Классификация звезд
- 6.2 Эволюция звезд
- 6.3 Солнце - самая дорогая нам звезда
- 7. Солнечная система
- 7.1 Зарождение
- 7.2 Строение Солнечной системы
- 7.3 Кометы
- 7.4 Планета Земля
- 7.5. Геодинамические процессы
- 8. Антропный принцип и эволюция
- Проблема поиска жизни во Вселенной
- Содержание
- Введение
- 1 Учение о составе вещества
- 1.1 Химический элемент
- 2.2 Химическое соединение
- 2.3 Химические связи
- 3 Химические процессы
- 1.Реакция соединения.
- 2.Реакция разложения
- 3.Реакция замещения
- 4. Реакция обмена
- 4 Структурная химия
- 5 Эволюционные проблемы в химии.
- 7 Контрольные вопросы
- 8 Тестовые задания
- 10 Рекомендуемая литература
- 1 Варианты контрольных работ
- 4.2 Какой из ниже приведенных процессов, не относится к однофакторному эксперименту:
- 4.2 К какому взаимодействию относится изотопическая инвариантность?
- 4.3 Основная задача механики состоит в том, чтобы:
- 4.2 Основное (истинное) стационарное состояние атома, это состояние:
- 4.3 Полное описание механического движения в механике Галилея-Ньютона задается:
- 4.2 Идеальная модель атома Бора, постулирует:
- 4.3 Выберите правильное высказывание:
- 2 Распределение вариантов контрольных работ по номерам зачетных книжек и учебным годам
- 3 Контрольные вопросы к зачету и экзамену
- Список использованных источников
- Возникновение живой материи и особенности ее организации
- 1.1 Возникновение живой материи
- Свойства жизни
- 3. Уровни организации жизни
- 3.1 Молекулярно-генетический уровень.
- 3.2 Клеточный уровень
- 3.2.1 Химическая организация клеток
- Линейная днк