6. Доказанность научного знания
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений (сужение - это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо, например, на Марсе есть жизнь; протоны состоят из кварков и т.д.).
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства или демонстрацией называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Различают такие виды аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. В естествознании это данные наблюдений и экспериментов. Например, результаты опыта Резерфорда в 1911 г. по прохождению альфа-частиц через тонкую фольгу. Картина рассеяния альфа-частиц свидетельствовала о том, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень малой области с размерами меньше 10-12 см. Этот вывод послужил основой для резерфордовской модели атома.
2. Определения как аргументы доказательства. Например, пусть нам даны 4 точки. Известно, что прямая, проходящая через любые две из этих точек, не пересекается с прямой, проходящей через другие две точки. Надо доказать, что данные четыре точки не лежат в одной плоскости. При доказательстве данной теоремы используется определение параллелограмма.
3. Аксиомы и постулаты. Примеры:
а) допустим, что нам надо доказать теорему: через прямую можно провести две различные плоскости. При ее доказательстве используют аксиому: какова бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие этой плоскости, и точки, не принадлежащие ей;
б) уравнение состояния для моля идеального газа выглядит так:
PV = RT
Оно получается при постулировании, что частицы газа взаимодействуют только в момент столкновения как абсолютно упругие тела.
4. Ранее доказанные законы науки и теоремы. Например, надо доказать, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Этот тезис (теорема) доказывается на основании теоремы первого признака равенства треугольников.
Все положения науки, которые подлежат доказательству, должны быть доказанными. Однако, стремление доказать абсолютно все утверждения, содержащиеся в каком-нибудь знании, оказывается неосуществимым потому, что любое знание содержит утверждения (они обычно лежат в его основе), каждая попытка строго доказать которые оказывается менее ясной, менее наглядной, менее убедительной, чем само утверждение, которое мы пытаемся доказать. Примером может служить неоднократно предпринимаемая попытка доказать аксиому о параллельности, лежащую в основе геометрии Евклида.
Проблеме доказательства в науке ученые всегда уделяли большое внимание. Так, например, Б.Паскаль в работе “Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать”, в частности, пишет: “Правила, необходимые для доказательства: доказывать все положения, пользуясь в процессе доказывания только аксиомами, которые сами по себе весьма очевидны, или положениями, уже доказанными, или такими положениями, относительно которых достигнуто согласие. Никогда не допускать злоупотребления, заключающегося в двусмысленности терминов, возникающей, когда на место определяемого мысленно подставляется определение, ограничивающее или объясняющее последнее (См. “Вопросы философии”, 1994, № 6, с. 139).
Отметим, что, кроме указанных характеристик научного знания, оно еще и системно организовано (существует много определений системы. Будем пользоваться таким: система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом; элемент - это составная часть сложного целого).
Для науки существенной является определенность как элементов, так и связей между ними. Произвольное или непроизвольное их изменение ведет к изменению или разрушению системы. Так, произвольно изменяя содержание понятия, субъект уже не может гарантированно воспользоваться информацией и рекомендациями, данными наукой относительно того класса объектов, которые изначально фигурировали у нее как объем или содержание этого понятия. Это означает, что объектом осмысления и деятельности этого субъекта является уже совершенно иной класс объектов или их проявлений.
Научное знание имеет и свой собственный язык, в основе которого лежит понятийный лексикон. Причем каждая конкретная естественная наука имеет свой специфический понятийный аппарат. Она также имеет свои специфические методы получения знаний, методы обоснования и доказательства.
- 1. Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности
- 2. Исходная характеристика научного знания. Обобщенность научного знания.
- 3. Идеальная модель как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании. Развитие модельных представлений об атоме
- 4. Идеализация как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании.
- (Уравнение Ван-дер-Ваальса).
- 5. Проблема обоснования границ научного знания. Сущность и условия применения процедуры обоснования внутри естествознания. Основные вненаучные способы обоснования принимаемых решений.
- 6. Доказанность научного знания
- 7. Методологические регулятивы научного познания
- 8. Понятие метода, методологии и методики
- 9. Наблюдение и специфика его применения в современном естествознании
- 10. Метод эксперимента в современном естествознании
- 11. Гипотеза как форма развития естествознания
- 14. Интеграция фундаментальных и прикладных исследований
- 13. Преемственность в развитии научных теорий
- 12. Математизация естествознания
- 15. Единство эволюционного и революционного путей развития естествознания. Понятие парадигмы. Критический анализ концепции т.Куна
- 19. Принцип абсолютности свойств. Количественная относительность свойств. Принцип дополнительности
- 21. Дальнодействие, близкодейтвие. Концепция силового поля как посредника при передаче взаимодействия. Квантованное поле. Понятие физического вакуума.
- 22. Гравитационное взаимодействие
- 23. Электромагнитное взаимодействие
- (Закон Кулона)
- 24. Сильное взаимодействие
- 25. Слабое взаимодействие
- 26. Структурная физика. Корпускулярный подход к описанию и объяснению природы. Редукционизм
- 27. Динамические и статистические закономерности в природе. Классическая и квантовая статистика. Лапласовский детерминизм. Фазовые пространства, цель их ввода в физическое познание.
- 28. Понятие состояния в классической и квантовой физике
- 29. Роль законов сохранения в развитии физического знания. Законы сохранения и принципы симметрии. Правила отбора физики элементарных частиц
- 32. Химические системы
- 50. Рациональность. Суть научной рациональности.
- 51. Классический тип научной рациональности
- 45. Антропный принцип
- Оглавление
- Введение
- Становление космологии
- 1.1. Древняя космология
- 1.2. Начало научной космологии. Формирование классической космологической модели.
- 2. Космологические парадоксы
- 2.1. Фотометрический парадокс
- 2.2. Гравитационный парадокс
- 2.3. Термодинамический парадокс
- 2.4. Неевклидовы геометрии
- Особенности современной космологии
- 3.1 Космологические данные
- 3.2 Релятивистская модель Вселенной
- 3.3 Модель расширяющейся Вселенной
- 4 Эволюция Вселенной
- 4.1 Большой взрыв: Инфляционная модель
- 4.2 Ранний этап эволюции Вселенной
- 5 Острова Вселенной
- 5.1 Многообразие форм звёздных систем
- 5.2 Группы и скопления галактик
- 5.3 Эволюция галактик
- 5.4 Радиоизлучение и активность галактик
- 5.5 Галактика Млечный путь
- 5.6 Метагалактика
- 6 Звезды и их эволюция.
- 6.1 Классификация звезд
- 6.2 Эволюция звезд
- 6.3 Солнце - самая дорогая нам звезда
- 7. Солнечная система
- 7.1 Зарождение
- 7.2 Строение Солнечной системы
- 7.3 Кометы
- 7.4 Планета Земля
- 7.5. Геодинамические процессы
- 8. Антропный принцип и эволюция
- Проблема поиска жизни во Вселенной
- Содержание
- Введение
- 1 Учение о составе вещества
- 1.1 Химический элемент
- 2.2 Химическое соединение
- 2.3 Химические связи
- 3 Химические процессы
- 1.Реакция соединения.
- 2.Реакция разложения
- 3.Реакция замещения
- 4. Реакция обмена
- 4 Структурная химия
- 5 Эволюционные проблемы в химии.
- 7 Контрольные вопросы
- 8 Тестовые задания
- 10 Рекомендуемая литература
- 1 Варианты контрольных работ
- 4.2 Какой из ниже приведенных процессов, не относится к однофакторному эксперименту:
- 4.2 К какому взаимодействию относится изотопическая инвариантность?
- 4.3 Основная задача механики состоит в том, чтобы:
- 4.2 Основное (истинное) стационарное состояние атома, это состояние:
- 4.3 Полное описание механического движения в механике Галилея-Ньютона задается:
- 4.2 Идеальная модель атома Бора, постулирует:
- 4.3 Выберите правильное высказывание:
- 2 Распределение вариантов контрольных работ по номерам зачетных книжек и учебным годам
- 3 Контрольные вопросы к зачету и экзамену
- Список использованных источников
- Возникновение живой материи и особенности ее организации
- 1.1 Возникновение живой материи
- Свойства жизни
- 3. Уровни организации жизни
- 3.1 Молекулярно-генетический уровень.
- 3.2 Клеточный уровень
- 3.2.1 Химическая организация клеток
- Линейная днк