4.2 Какой из ниже приведенных процессов, не относится к однофакторному эксперименту:
изотермический;
изохорический;
изобарический;
нет правильного ответа.
4.3 Химические реакции – это только:
процессы образования из простых по составу веществ более сложных;
переход одних сложных веществ в другие;
разложение сложных веществ на более простые по составу вещества;
нет правильного ответа.
4.4 Какому состоянию соответствует максимальный статистический вес системы:
а * * *
b) * * *
c) * * *
4.5 Следствием однородности времени является закон сохранения:
энергии;
заряда;
импульса;
массы.
Вариант 2
1 Дайте определение следующих понятий: термодинамическая система, пульсар, ионная связь, условия познания в классической механике, наблюдение как метод научного познания
2 Ответьте на следующие пять вопросов:
2.1 Что является исходной характеристикой научного знания?
2.2 Для объяснения каких явлений были в физике введены сильное и слабое взаимодействие?
2.3 Что в принципе не может возникнуть в химических реакциях и почему?
2.4 Для каких систем сформулирован универсальный критерий эволюции Гленсдорфа-Пригожина?
2.5 Как расположены планеты Солнечной системы по мере их удаления от Солнца?
3 Раскройте суть вопроса «Нестационарные модели Вселенной».
4 Тестовые задания
4.1 В масштабах Метагалактики решающая роль согласно современной науке принадлежит взаимодействию:
гравитационному;
электромагнитному;
сильному;
слабому.
4.2 Какие ограничения характерны для наблюдения:
невозможность использования технических средств;
невозможность вмешательства в природу объекта;
невозможность воспроизводства исследуемого объекта;
нет правильного ответа.
4.3 Число степеней свободы механически движущейся материальной точки:
три;
шесть;
двенадцать;
нет правильного ответа.
4.4 Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах:
с небольшим числом элементов, связи между которыми носят жесткий характер;
с большим числом элементов, связи между которыми носят жесткий характер;
с большим числом элементов, связи между которыми носят случайный характер;
нет правильного ответа.
4.5 Укажите правильную последовательность в структурной иерархии уровне организации живой материи (каждый предыдущий должен входить в последующий):
А) вид;
Б) клетка;
В) особь;
Г) популяция.
Г-А-В-Б;
Б-В-А-Г;
Б-В-Г-А;
В-Б-А-Г.
Вариант 3
1 Дайте определение следующих понятий: аттрактор, красный гигант, металлическая связь, интерференция, силовое поле
2 Ответьте на следующие пять вопросов:
2.1 Что общего между идеализациями и идеальными моделями?
2.2 Как задается состояние системы в классической и квантовой физике?
2.3 Совпадает ли число простых веществ в природе с числом химических элементов?
2.4 Чем отличаются фазовые переходы первого рода от фазовых переходов второго рода?
2.5 Какие постулаты лежат в основе моделей Вселенной?
3 Раскройте суть вопроса «Происхождение и эволюция звезд».
4 Тестовые задания
4.1 В моделировании начальных стадий эволюции Вселенной современная наука использует взаимодействие:
гравитационное;
сильное и гравитационное;
электромагнитное и гравитационное;
слабое, сильное, электромагнитное и гравитационное.
4.2 Логическая простота гипотезы заключается в:
простых математических выкладках;
охвате широкого круга изучаемых явлений без дополнительных искусственных построений;
нет правильного ответа.
4.3 Отметьте то, что характерно для поля:
конечное число степеней свободы;
бесконечное число степеней свободы;
локализация физических характеристик на отдельных материальных телах;
распределение физических характеристик по некоторой области пространства;
присущность эффекта интерференции;
присущность эффекта дифракции.
4.4 Энтропия неупорядоченной системы при организации в ней правильной структуры:
растет;
уменьшается;
не изменяется;
нет правильного ответа.
4.5 Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом живой или растительной клетки, носит название:
геном;
ген;
генофонд;
генотип.
Вариант 4
1 Дайте определение следующих понятий: бифуркационное состояние системы, черный карлик, популяция, механическое движение, парадигма
2 Ответьте на следующие пять вопросов:
2.1 По отношению к каким сторонам реальных объектов строятся идеальные модели?
2.2 С помощью каких параметров задается полное описание механического движения в классической механике?
2.3 Что занимает промежуточное место между живым и неживым?
2.4 Что такое синергетика и что она изучает?
2.5 На какую ошибку указал Фридман Эйнштейну?
3 Раскройте суть вопроса «Две концепции пространства и времени в естествознании».
4 Тестовые задания
4.1 Связь, осуществляемая за счет образования электронных пар, в одинаковой мере принадлежащих обоим атомам, называется:
металлической;
ковалентной;
ионной;
нет правильного ответа.
4.2 Автором книги «Структура научных революций» является:
Бор. Н;
Сноу Ч-П;
Борн М;
Кун Т.
4.3 Методы классической физики недействительны в микромире из-за:
малых размеров частиц;
хаотического движения частиц;
корпускулярно-волновой природы частиц;
нет правильного ответа.
4.4 Что не является примером фрактала:
пламя;
дерево;
климат;
нет правильного ответа.
4.5 Укажите правильную последовательность расположения биосферных оболочек в направлении от центра Земли:
внутреннее ядро, внешнее ядро, мантия, земная кора;
мантия, внутреннее ядро, земная кора, внешнее ядро;
внешнее ядро, внутреннее ядро, мантия, земная кора;
внутреннее ядро, внешнее ядро, земная кора, мантия.
Вариант 5
1 Дайте определение следующих понятий: статистический вес термодинамической системы, тепловое равновесие звезды, ген, инерциальная система отсчета, фундаментальное исследование в науке
2 Ответьте на следующие пять вопросов:
2.1 Каковы основные способы образования идеализации?
2.2 Когда задача в классической механике считается корректно сформулированной?
2.3 Какие царства живого выделяет современная наука?
2.4 Каковы основные условия образования самоорганизующихся структур?
2.5 На какие два вопроса в принципе не может дать ответа общая теория относительности Эйнштейна?
3 Раскройте суть вопроса «Второе начало термодинамики. Теорема квазивозврата А. Пуанкаре».
4 Тестовые задания
4.1 Выберите абстрактные понятия:
книга;
самолет;
теплопроводность;
энергия;
брусок;
масса.
- 1. Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности
- 2. Исходная характеристика научного знания. Обобщенность научного знания.
- 3. Идеальная модель как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании. Развитие модельных представлений об атоме
- 4. Идеализация как одна из форм задания объекта в теоретическом естествознании.
- (Уравнение Ван-дер-Ваальса).
- 5. Проблема обоснования границ научного знания. Сущность и условия применения процедуры обоснования внутри естествознания. Основные вненаучные способы обоснования принимаемых решений.
- 6. Доказанность научного знания
- 7. Методологические регулятивы научного познания
- 8. Понятие метода, методологии и методики
- 9. Наблюдение и специфика его применения в современном естествознании
- 10. Метод эксперимента в современном естествознании
- 11. Гипотеза как форма развития естествознания
- 14. Интеграция фундаментальных и прикладных исследований
- 13. Преемственность в развитии научных теорий
- 12. Математизация естествознания
- 15. Единство эволюционного и революционного путей развития естествознания. Понятие парадигмы. Критический анализ концепции т.Куна
- 19. Принцип абсолютности свойств. Количественная относительность свойств. Принцип дополнительности
- 21. Дальнодействие, близкодейтвие. Концепция силового поля как посредника при передаче взаимодействия. Квантованное поле. Понятие физического вакуума.
- 22. Гравитационное взаимодействие
- 23. Электромагнитное взаимодействие
- (Закон Кулона)
- 24. Сильное взаимодействие
- 25. Слабое взаимодействие
- 26. Структурная физика. Корпускулярный подход к описанию и объяснению природы. Редукционизм
- 27. Динамические и статистические закономерности в природе. Классическая и квантовая статистика. Лапласовский детерминизм. Фазовые пространства, цель их ввода в физическое познание.
- 28. Понятие состояния в классической и квантовой физике
- 29. Роль законов сохранения в развитии физического знания. Законы сохранения и принципы симметрии. Правила отбора физики элементарных частиц
- 32. Химические системы
- 50. Рациональность. Суть научной рациональности.
- 51. Классический тип научной рациональности
- 45. Антропный принцип
- Оглавление
- Введение
- Становление космологии
- 1.1. Древняя космология
- 1.2. Начало научной космологии. Формирование классической космологической модели.
- 2. Космологические парадоксы
- 2.1. Фотометрический парадокс
- 2.2. Гравитационный парадокс
- 2.3. Термодинамический парадокс
- 2.4. Неевклидовы геометрии
- Особенности современной космологии
- 3.1 Космологические данные
- 3.2 Релятивистская модель Вселенной
- 3.3 Модель расширяющейся Вселенной
- 4 Эволюция Вселенной
- 4.1 Большой взрыв: Инфляционная модель
- 4.2 Ранний этап эволюции Вселенной
- 5 Острова Вселенной
- 5.1 Многообразие форм звёздных систем
- 5.2 Группы и скопления галактик
- 5.3 Эволюция галактик
- 5.4 Радиоизлучение и активность галактик
- 5.5 Галактика Млечный путь
- 5.6 Метагалактика
- 6 Звезды и их эволюция.
- 6.1 Классификация звезд
- 6.2 Эволюция звезд
- 6.3 Солнце - самая дорогая нам звезда
- 7. Солнечная система
- 7.1 Зарождение
- 7.2 Строение Солнечной системы
- 7.3 Кометы
- 7.4 Планета Земля
- 7.5. Геодинамические процессы
- 8. Антропный принцип и эволюция
- Проблема поиска жизни во Вселенной
- Содержание
- Введение
- 1 Учение о составе вещества
- 1.1 Химический элемент
- 2.2 Химическое соединение
- 2.3 Химические связи
- 3 Химические процессы
- 1.Реакция соединения.
- 2.Реакция разложения
- 3.Реакция замещения
- 4. Реакция обмена
- 4 Структурная химия
- 5 Эволюционные проблемы в химии.
- 7 Контрольные вопросы
- 8 Тестовые задания
- 10 Рекомендуемая литература
- 1 Варианты контрольных работ
- 4.2 Какой из ниже приведенных процессов, не относится к однофакторному эксперименту:
- 4.2 К какому взаимодействию относится изотопическая инвариантность?
- 4.3 Основная задача механики состоит в том, чтобы:
- 4.2 Основное (истинное) стационарное состояние атома, это состояние:
- 4.3 Полное описание механического движения в механике Галилея-Ньютона задается:
- 4.2 Идеальная модель атома Бора, постулирует:
- 4.3 Выберите правильное высказывание:
- 2 Распределение вариантов контрольных работ по номерам зачетных книжек и учебным годам
- 3 Контрольные вопросы к зачету и экзамену
- Список использованных источников
- Возникновение живой материи и особенности ее организации
- 1.1 Возникновение живой материи
- Свойства жизни
- 3. Уровни организации жизни
- 3.1 Молекулярно-генетический уровень.
- 3.2 Клеточный уровень
- 3.2.1 Химическая организация клеток
- Линейная днк