logo search
материалы по КСЕ для заоч

1. Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности

Если говорить о культуре личности сегодня, то она имеет две составляющие: гуманитарную и естественнонаучную. И между ними должна быть не конфронтация, а гармония. Аналогичный вывод справедлив и в отношении общества, которое может развиваться динамично только тогда, когда в его культуре гармонично соединяются как научно-техническая, так и духовно-художественная ветви познания.

Можно выделить два значения соотношения гуманитарного и естественнонаучного: в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова естественнонаучный компонент культуры понимается как метафора для обозначения научного освоения мира, а гуманитарный компонент - как обозначение духовно-практических способов освоения мира - таких, как мораль, искусство, религия. В узком смысле слова это разделение проходит и внутри самого научного освоения мира как различие между естественными науками и науками гуманитарного цикла. В любом случае “гуманитарный” понимается как имеющий отношение к человеку, ценностно нагруженный, связанный с отстаиванием значимости уникальной человеческой индивидуальности. В противоположность этому “естественнонаучный” традиционно в классическом типе рациональности рассматривается как ценностно нейтральный.

Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Наука и духовно-практические способы освоения действительности (искусство, мораль, религия) могут существовать только дополняя друг друга. Мир науки сам по себе, по крайней мере, мир классической науки, лишен надежды, сострадания, заботы и других экзистенциальных человеческих качеств и чувств. Только через гуманитарный компонент культуры человек может приобщиться к этим ценностям. Без взаимодополнения естественнонаучного и гуманитарного невозможно гармоничное развитие личности в единстве истины, добра и красоты.

Приведем некоторые примеры из истории культуры. Чарльз Дарвин проделал над собой и своим творчеством жестокий эксперимент: смолоду он отказался (ради экономии времени для занятия наукой) от чтения художественной литературы и музицирования, которые так любил. В пожилом возрасте он признавал, что “обворовал” себя, “иссушил” мозг, что ему с каждым годом все трудней и трудней работать. Напротив, Альберт Эйнштейн всю жизнь занимался игрой на скрипке, а когда его спрашивали, какие источники его натолкнули на идеи теории относительности, он ссылался на романы Ф.М. Достоевского и философию Древнего Китая.

Разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами культуры превращается к середине 50-х гг. ХХ века в столь зияющую пропасть, конфронтация становится настолько острой, что это позволило английскому физику и писателю Ч.-П.Сноу говорить о “двух культурах” (См.: Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973). Если у человека не будет единства естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, то будет расти непонимание между людьми различных профессий, особенно между гуманитариями и естественниками.

Обладать сегодня естественнонаучной культурой означает:

1. Каждый человек должен знать особенности научной формы освоения человеком действительности. Форм освоения человеком действительности много. Основные: мифологическая, религиозная, художественная, научная, техническая и другие. Однако основой современной цивилизации является научная форма освоения человеком действительности. И тем не менее человеку, даже если он многое знает, умеет, суждено жить, действовать, принимать ответственные решения на границе научного знания и других форм освоения человеком действительности. При этом необходимо учитывать, что в области научного знания действуют свои правила игры, а в других формах освоения человеком действительности - свои. Они, в частности, касаются выбора решаемых проблем, методов их решения и методов оценки полученных результатов. И там, где уместно опираться на научные знания, мы обязаны опираться на них. А для этого необходимо знать особенности научной формы освоения человеком действительности.

2. Человек должен понимать задачи и возможности современного научного метода, его дополнительность по отношению к художественному методу освоения действительности.

3. Человек должен понимать общие закономерности развития современного естествознания, знать и понимать сущность фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым сводится множество частных закономерностей природных явлений.