4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
На графике (рис. 147) по горизонтальной оси нанесена шкала для отсчета календарных дат простого и високосного года, а также моментов всемирного времени Тгр (выраженных в долях суток). Слева даны вертикальные шкалы для получения: - уравнения времени (в градусной и часовой мере), - вспомогательной величины Е для вычисления часового угла Солнца, - склонения Солнца .
Справа дана шкала для получения моментов наступления полудня Тк (верхняя кульминация) и полуночи по меридианному (местному) среднему времени. По нижней шкале получают прямое восхождение среднего солнца а и вспомогательную величину R (в часовой мере) для перехода от среднего времени Т к звездному времени tv и обратно. Все необходимые величины выбираются путем непосредственной глазомерной интерполяции на шкалах графика с помощью циркуля-измерителя; их погрешность составляет около 0,2° = 1м. Полученные по графику эфемериды можно применять при расчетах освещенности горизонта, при работе со звездной картой и звездным глобусом, при определении направления движения яхты и поправки компаса по Солнцу (с точностью до 0,5°), при ориентировании по высоте Солнца (в тех случаях, когда она приближенно измерена самодельной астролябией).
Пример А. 26 июля в момент Тгр = 17ч36м вычислить часовой угол Солнца и его склонение. Долгота места яхты = 31°50'W Решение: 1. Выражаем Тгр в долях суток: 17,6ч: 24ч = 0,7 сут. 2. Входом по 26 июля Тгр = 0,7 сут. с точечной кривой графика получаем склонение Солнца = 19,4°. 3. Таким же входом по сплошной кривой получаем Е = 178,4° 4. Вычисляем часовой угол Солнца:
Пример Б. 28 июля вычислить судовое время верхней кульминации Солнца (момент наступления полудня) в долготе 150°59'Оst). Часы на яхте установлены по летнему времени Владивостока (№с = 11 Ost).
Решение: По календарной дате и сплошной кривой графика на шкале справа получаем:
Пример В. 12 февраля поясное время Т№ = 19ч30м. Вычислить звездное время для ориентирования по карте звездного неба.
Решение: По дате 12 февраля и нижней шкале графика находим R = 14,5ч. Вычисляем звездное время: tv = T - R = 19,5ч - 14,5ч = 5ч
Примечание. Суточное изменение R равно 1° = 4м. Для приближенных расчетов можно принимать: с 1 по 15 число месяца R = 19 - 2М с 15 по 30 число месяца R = 18 - 2М, где М - порядковый номер месяца в году.
Рис. 147.
Рис. 148. Азимут истинного восхода и захода светил.
Рис. 149.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)