Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
Яхты для дальних плаваний (крейсерские яхты) можно разделить на три основные группы, отличающиеся по своему назначению: крейсерско-гоночные, крейсерские и туристские. Основным назначением крейсерско-гоночных яхт (их правильнее было бы называть гоночными яхтами открытого моря) является успешное выступление в маршрутных гонках на длинные дистанции. Крейсерско-гоночные яхты имеют характерное парусное вооружение с узкими и высокими парусами, свободную палубу, насыщенную механизмами и устройствами для управления парусами и их настройки (рис. 32). Типичными представителями этой группы яхт являются, например, однотонник "Марина", яхты "Конрад-44" и "Конрад-54".
Рис. 32. Однотонник "Марина" постройки ленинградской судоверфи ВЦСПС: 1 - гребной винт регулируемого шага; 2 - перо руля; 3 - скоб-трап; 4 - надувной спасательный плот ПСН-6М; 5 - привод натяжного ахтерштага; 6 - штурвал; 7 - путевой компас; 8 - приборная панель; 9 - главный компас; 10 - двухскоростная лебедка; 11 - односкоростная лебедка; 12 - входной люк; 13 - натяжка внутреннего штага; 14 - вант-путенс; 15 - фаловая лебедка; 16 - спинакер-гик; 17 - натяжка багштага; 18 - вентиляционный дефлектор.
Крейсерские яхты - достаточно быстроходные суда, используемые для дальних спортивных плаваний определенной категории сложности и протяженности. Суда этого типа принимают также участие в морских гонках, хотя и с меньшими шансами на успех при выступлении в одной зачетной группе с гоночными яхтами. Крейсерские яхты, рассчитанные на многодневное пребывание экипажа на борту, имеют лучшие условия обитаемости, большие запасы пресной воды и топлива, часто снабжаются более мощным двигателем. Такие суда имеют палубные рубки, позволяющие увеличить объем внутренних помещений и их высоту; конструкцию корпуса, отвечающую правилам постройки классификационных обществ. При больших измерениях они оснащаются двухмачтовым вооружением. К судам этой группы можно, например, отнести однотонник, построенный небольшой серией на таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения, яхты типа "Конрад-45" и "Опал".
Туристские яхты - мореходные и комфортабельные суда, рассчитанные на длительное плавание, не лимитируемое нормативами времени. Они оснащаются низким парусным вооружением с относительно небольшой площадью парусности, часто стилизуются под старинные кечи, шхуны и тендера. Мощный двигатель и топливные цистерны большой емкости позволяют получить высокую скорость и значительную дальность плавания под двигателем. По скорости и лавировочным качествам они уступают крейсерским. В зависимости от мощности двигателя, установленного на яхте, ее можно классифицировать как яхту парусно-моторную - со вспомогательным двигателем или как моторно-парусную. В первом случае мощность двигателя составляет 1,5-2,5 л.с. на каждую тонну полного водоизмещения яхты, что обеспечивает достижение скорости от 5 до 6 уз. По запасу топлива для двигателя яхта имеет дальность плавания 80-120 миль; используются гребные винты со складывающимися лопастями или флюгерного типа, оказывающие минимальное сопротивление движению яхты под парусами. Двигатель служит лишь для выхода из гавани и входа в нее, для коротких переходов в штилевых условиях и в аварийных ситуациях, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.
На моторно-парусных яхтах удельная мощность двигателя достигает 5-8 л.с./т.; запасы топлива для него принимаются из расчета обеспечения дальности плавания в несколько сотен миль со скоростью 8-10 уз. Устанавливаются эффективные трехлопастные гребные винты большого диаметра, оказывающие на ходу под парусами большое сопротивление движению. Наличие тяжелого двигателя и запасов топлива обусловливает уменьшение массы балласта до 15-25% водоизмещения яхты, что, в свою очередь, заставляет ограничивать площадь парусности. Моторные парусники - это туристские яхты, у которых двигатель является таким же, если не более важным средством движения, как и паруса. По району плавания крейсерские яхты делятся на яхты для внутренних вод, озерного и прибрежного морского плавания и яхты для открытого моря (океанские). Для плавания по относительно закрытым внутренним водам, характерным невысокой волной и наличием большого числа пунктов, в которых яхта может укрыться от непогоды, мореходность яхт может быть ограничена, корпус, рангоут и такелаж могут иметь легкую конструкцию. Оптимальными типами судов для плавания по внутренним водам являются крейсерские швертботы, компромиссы, яхты с тяжелым подъемным килем и небольшие килевые суда, осадка которых не превышает 1,4 м. Поскольку при дальних спортивных плаваниях и гонках такие суда выходят в довольно обширные водохранилища с неприятной крутой волной, яхты для внутренних вод следует снабжать самоотливными кокпитами, предусматривать надежные закрытия входных и светлых люков и обеспечивать положительную остойчивость при крене до 90° - возможность самовыпрямления в аварийных ситуациях.
Яхты, предназначенные для прибрежного морского и озерного плавания, должны быть рассчитаны на достаточно длительное противодействие сильному ветру и крупной волне и способность отлавировать от подветренного берега. Для таких судов обязателен самоотливной кокпит, прочный рангоут и такелаж, каюта достаточного объема, оборудованная койками для отдыха экипажа, работоспособный на волне камбуз, штурманский стол для ведения прокладки и компас. Наиболее жесткие требования к мореходности, оборудованию и снабжению предъявляются к яхтам открытого моря. Для судов, участвующих в гонках, эти требования дифференцируются в зависимости от сложности маршрута - категории гонок. Самые крупные и мореходные яхты, называемые неофициально яхтами нулевого класса, или макси-яхтами, имеют гоночный балл по правилам IOR, близкий к максимально допустимому значению 19-22 м. Такие суда строятся почти исключительно для трансокеанских и кругосветных гонок. Они рассчитываются на достижение максимально возможных скоростей на трассах с попутными ветрами с тем, чтобы ликвидировать преимущество, которое дает гандикап меньшим по размерам яхтам. Наибольшая длина макси-яхт составляет 21-24 м; длина по КВЛ - около 19 м; ширина - около 5,5 м; водоизмещение - 30-35 т; масса балластного фальшкиля - 16-18т; осадка - до 3,6 м; обмерная площадь парусности - около 240 м2. В гонках экипаж таких яхт состоит из 13-17 человек. Корпуса их строятся из алюминиевых сплавов, реже - из стеклопластика или деревянной конструкции.
Наиболее многочисленную группу яхт на любых гонках составляют яхты длиной от 10 до 12,5 м (III-II классов IOR). Среди них имеется немало сравнительно дешевых однотипных судов, построенных по одному проекту что позволяет в ряде случаев выделить их в отдельные стартовые группы и повысить интерес экипажей к соревнованиям. Дальнейшим развитием типизации является введение так называемых "тонных" или "уровневых" классов яхт, которые строятся по специальным правилам. Основным признаком для деления на классы служит величина гоночного балла IOR. Таких классов шесть: "двухтонники" (с гоночным баллом не более 32 футов - 9,76 м); "однотонники" (27,5 фута - 8,38 м); "3/4-тонники" (24,5 фута - 7,47 м); "полутонники" (21,7 фута - 6,60 м); "четвертьтонники" (18,5 фута - 5,65 м) и "минитонники" (16,5 фута - 5,18 м). Для каждого из этих классов имеются специальные требования к планировке корпуса, оборудованию и т.п. Это типичные гоночные яхты ограниченной обитаемости, хотя участвуют в гонках на дистанциях 150-400 миль. Они могут выступать и в соревнованиях с яхтами других типов с учетом гандикапа. Основным требованием, предъявляемым к крейсерско-гоночным яхтам, является их высокая эффективность в гонках при высоких мореходных качествах.
Высокий надводный борт, большая ширина корпуса и значительная масса балласта (40-50%) позволяют обеспечить достаточную остойчивость яхты для несения эффективной парусности в сильный ветер. Единственно приемлемым типом вооружения для крейсерско-гоночных яхт малых и средних размеров является бермудский шлюп благодаря его высоким аэродинамическим качествам. Яхта оснащается большим числом вспомогательных парусов, средств для их настройки, позволяющих получить максимальную тягу при ветре любой силы и на любом курсе яхты по отношению к нему. Работу экипажа с парусами облегчают палубные шкотовые и фаловые лебедки, стопора, оттяжки и т. п.
Рис. 33. Общее расположение однотонника "Марина". 1 - спасательный плот; 2 - привод натяжки ахтерштага; 3 - кокпит рулевого; 4 - колонка штурвала; 5 - ахтерлюк; 6 - путевой компас; 7 - поручень-стойка компаса; 8 - штурманский стол; 9 - кокпит шкотовых; 10 - топливный бак; 11 - входной люк; 12 - стойка лебедок и стопоров; 13 - светлый люк; 14 - степс; 15 - форлюк; 16 - носовой релинг; 17 - натяжка штага; 18 - паруса; 19 - форпик; 20 - салон; 21 - двигатель; 22 - аккумуляторы; 23 - конки; 24 - моторное отделение; 25 - камбуз; 26 - шкафы; 27 - диван; 28 - цистерна питьевой воды; 29 - унитаз; 30 - стол; 31 - умывальник.
Крейсерско-гоночную яхту стараются оборудовать электронными приборами, облегчающими навигацию и ведение гонки. В их комплект входят эхолоты, лаги, указатели скорости и направления вымпельного ветра, курса яхты относительно него, радиопеленгаторы. На крупных и дорогих яхтах за рубежом не редкость специальные системы радионавигации "Декка", "Лоран" и "Омега" и даже аппаратура для определения места с помощью искусственных спутников Земли. Большинство яхт снабжаются двумя-тремя радиостанциями УКВ и KB диапазонов для связи с берегом и судейским судном при участии в гонке.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)