Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
Посадка на мель может случиться по вине экипажа либо быть результатом стечения непредвиденных обстоятельств. Работы по снятию яхты с мели должны вестись грамотно и энергично, не дожидаясь посторонней мощи. При первом же ударе фальшкилем о грунт необходимо действо таким образом. Если известно, с какой стороны мель, то следует быстро сделать поворот или изменить курс в сторону глубокой воды. Если расположение мели неизвестно, то с курсов бейдевинд и галфвинд необходимо сразу делать поворот оверштаг и разворачиваться на обратный курс, с полных курсов (фордевинд и бакштаг) выбирать шкоты и приводиться до бейдевинда, а дальше действовать по обстоятельствам. Когда сняться с мели с первой попытки ни с помощью парусов, ни с помощью футштоков или двигателя не удается, необходимо растравить шкоты или даже убрать лишние паруса, чтобы яхту не тащило дальше на мель, и измерить глубину вокруг яхты. После промера глубин завозят якорь: для разворота - по траверзу с бака, а для стягивания - прямо по носу или с кормы. Для облегчения разворота и снятия с мели яхту закренивают, посылая людей к подветренным вантам, на гик или подвешивая под гиком тузик, залитый водой. В дополнение к штатному топенанту для усиления заводят на нок гика какие-нибудь свободные фалы. Нельзя переносить гик с борта на борт, если на нем находятся люди. Куда кренить яхту - зависит от многих обстоятельств. Обычно на первом этаже не, когда судно только разворачивают, ее кренят под ветер. На втором этапе, когда яхту стягивают с мели, крен создают в сторону глубокой воды, что препятствует дальнейшему дрейфу на мель. Если судно снять с мели не удается, а ветер и волнение сильные, надо позаботиться, чтобы судно не разбил волной о грунт. В зависимости от конкретных обстоятельств, яхту можно частично залить водой, чтобы она плотнее села на грунт, либо полностью, если она оказалась на мелком месте, чтобы, когда погода успокоится, можно было снять ее с мели с помощью буксирного судна, предварительно откачав воду. Существуют два способа снятия с мели с помощью буксира. Первый способ - буксирный конец закладывают за основание мачты у палубы. Буксирное судно сперва разворачивает, а затем стягивает уже закрепленную силами команды яхту. При этом надо следить, чтобы буксирный трос не перерезало стоячим такелажем яхты и чтобы он не мог соскользнуть вверх по мачте к краспицам. Второй способ - буксирный конец закладывают за мачту наверху в районе крепления штагов и бакштагов. Этот способ применяют, когда буксирное судно маломощное или когда на большой яхте малочисленный экипаж не может закрепить ее своими силами. Тогда буксирное судно одновременно кренит яхту и стягивает с мели в направлении, перпендикулярном диаметральной плоскости. Это очень действенный метод, но следует иметь в виду, что при стягивании яхта может получить ход вперед и сесть на мель еще основательнее.
-
Содержание
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)