Особые случаи в плавании.
Плавание в узкостях. К узкостям относятся проливы, шхеры, фарватеры и каналы, расположенные в непосредственной близости от навигационных опасностей. В особо сложных районах следует уменьшить скорость яхты до пределов, обеспечивающих только выполнение необходимых маневров. При плавании в узкостях фалы Должны быть разобраны, якорь готов к отдаче, команда яхты должна находиться в готовности на верхней палубе. Следует избегать ситуаций, ведущих прямо к аварии: когда яхта идет курсом крутой бейдевинд впритирку к наветренной бровке фарватера; когда у идущей курсом круто бейдевинд яхты с наветра в непосредственной близости оказывается судно с механическим двигателем, а с подветра, тоже вблизи, бровка фарватера. В первом случае при внезапном заходе ветра яхта ложится в дрейф и садится на камни, во втором - заход ветра ведет к столкновению с судном либо к посадке на мель.
Подход к незнакомому месту стоянки. При подходе к незнакомому пункту с нехарактерными приметами, следует сначала выйти на ближайший к нему приметный ориентир (маяк, мыс, остров, гора), определить место яхты и затем по прокладке идти в нужное место. При этом необходимо следить за показаниями эхолота и не заходить за безопасную изобату от полутора до двух осадок яхты. При подходе к неизвестному берегу или незнакомому месту с подводными опасностями, например к отдельным камням, следует вытравить якорь на цепи на гарантированную глубину и уменьшить ход. При плавании на мелководье в незнакомом месте нужно уменьшить крен, убрав лишние паруса или взяв рифы, так как яхту, севшую на мель на ровном киле, снять с нее значительно проще и быстрее. Если судно лавирует в районе с глубинами меньше 1,5 его осадки, то повороты оверштаг делают резко, чтобы в случае задевания фальшкилем за грунт яхта не остановилась, а по инерции закончила поворот и легла на другой галс.
Плавание в тумане. При первых признаках ухудшения видимости необходимо срочно уточнить свое место. В тумане возможны два вида плавания: вдоль береговой черты или в открытом море. Берег - лучший ориентир. Если позволяет глубина и плотность тумана, то можно идти вдоль берега. Когда туман станет густым, следует стать на якорь (желательно в закрытой бухте или гавани) либо уйти в море. Если яхта идет в тумане вдоль берега, не видя его, необходимо так располагать свой курс, чтобы путь (ПУ) уводил ее от берега. В тумане желательно уйти из района оживленного судоходства. В случае сомнения в своем счислимом месте нужно немедленно встать на якорь, лечь в дрейф или уйти в сторону заведомо чистой воды. В тумане яхта, согласно требованиям МППСС-72, должна идти безопасной скоростью, подавать туманные сигналы, поднять пассивный радиолокационный отражатель (если его не несут постоянно) и вести наблюдение за чужими сигналами. Безопасная скорость для яхты в тумане-нормальный ход, под которым она имеет наибольшую маневренность и управляемость. Следует иметь в виду, что звук яхтенного туманного горна не слышен на большом судне из-за шума машин. Поэтому, если пеленг на сигналы приближающегося судна не меняется, полезно обратить его внимание звуковой ракетой и если на яхте есть двигатель-запустить его. Когда в тумане начнет вырастать силуэт приближающегося судна, не рекомендуется делать никакого маневра до тех пор, пока не выяснится его курс, после чего следует действовать быстро и хладнокровно, отворачивая в сторону от курса этого судна.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)