"Человек за бортом!".
Основная задача капитана яхты или вахтенного начальника при падении человека за борт в кратчайший срок подойти к упавшему и взять его на борт. В книге невозможно дать рекомендации на все случаи жизни и предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в конкретном плавании. Однако основные маневры необходимо отработать до автоматизма.
Независимо от того, каким курсом шла яхта к упавшему за борт, она должна подойти курсом бейдевинд, желательно с минимальным количеством поворотов и как можно скорее. На курсе бейдевинд всегда можно отрегулировать скорость яхты с помощью парусов, подбирая или потравливая их по мере надобности, а также сдрейфовать под ветер с растравленными шкотами. Если же подходить к упавшему в левентик, то при внезапных порывах ветра, его заходе или на крутой волне яхта может остановиться раньше времени и придется делать повторный заход. Кроме того, следует иметь в виду, что подъем человека из воды может занять некоторое время, а в положении левейтик судно стоять долго не может - через 10-15 секунд его обязательно увалит на тот или иной галс. На курсе же бейдевинд с растравленными шкотами, помогая рулем, можно яхту удерживать без хода значительно дольше. Поэтому специально планировать подход в левентик никогда не следует. На большом волнении надо маневрировать так, чтобы не ударить плавающего в воде человека опускающимся с волны штевнем яхты.
Рис.137: Подход к упавшему за борт на курсе бейдевинд (а) и галфвинд или крутой бакштаг (б) с поворотом через фордевинд: 1 - в спокойную погоду; 2 и 3 - неправильно; 4 - на сильнои волнении нв свежий ветер.
На килевых яхтах упавшего поднимают на борт только с подветренного борта в районе вант, на легких швертботах - только с наветренного борта или с кормы. Если человек упал за борт на курсе бейдевинд (рис. 137, а) в спокойную погоду, необходимо немедленно делать поворот фордевинд, так как из-за задержки поворота яхта может подойти к упавшему курсом галфвинд с большой скоростью (2). При падении человека на курсе галфвинд (рис. 137, б) поворот через фордевинд следует начинать, пройдя расстояние в 2-3 корпуса от упавшего тем же курсом. Если делать его позже (3), яхта может подойти к упавшему курсом полный бейдевинд с большим ходом, а если раньше (2) - просто не дойдет до нужного места.
Если падение за борт произошло на курсе фордевинд или полный бакштаг (рис. 138), необходимо, пройдя расстояние в 2-3 корпуса прежним курсом, привестись и сделать поворот оверштаг. Если поворот сделать раньше (2), то яхта подойдет к упавшему курсом галфвинд, а если позже (3) - не дойдет, до него. В свежий ветер или на большой волне для выполнения описанных маневров может понадобиться дополнительное время и место. Тут лучше немного потерять времени, но подойти точно и с первой попытки.
Рис.138: Подход к упавшему за борт на курсе фордевинд или полный бакштаг с поворотом оверштаг: 1- в спокойную погоду; 2 и 3- неправильно; 4- на сильном волнении в свежий ветер.
Чтобы подобрать упавшего с курса бакштаг в спокойную погоду, сразу же необходимо либо привестись до галфвинда, либо увалиться на фордевинд (что ближе и удобнее) и затем сделать описанные маневры. Конкретно на сколько длин корпусов отходить от упавшего на разных курсах, когда делать поворот и ложиться на курс, когда травить шкоты при подходе к упавшему, зависит от многих причин, знать и предвидеть которые обязан каждый капитан, основываясь на собственном опыте.
При плохой погоде в сильный ветер, когда есть риск сломать мачту или порвать паруса при повороте через фордевинд, с любого курса - от бакштага до бейдевинда упавшего подбирают с поворотом оверштаг (рис. 139). В этом случае от места падения отходят на расстояние 3-4 корпусов, а иногда и больше, делают поворот оверштаг и сразу же уваливаются, травя гика-шкот, чтобы быстрее потерять запас наветренности. Придя на линию, ведущую курсом бейдевинд к упавшему, приводятся и добирают гика-шкот.Все маневры, начиная с подачи первой команды "Человек за бортом!" и до момента его подъема из воды, должны сопровождаться четкими и ясными командами капитана. Человек, ведущий наблюдение за упавшим, должен постоянно, через небольшие промежутки времени, докладывать капитану по установленной форме, например: "Упавший справа, 45-30 метров", "Слева у вант, 2 метра" и т. п.Встречаются необычные ситуации, в которых могут быть применены другие маневры. Если падение человека за борт произошло на курсе фордевинд или бакштаг и с наветренного борта находится препятствие, например берег или отмель, то подходят к упавшему с двумя поворотами, сначала пройдя расстояние в 2-3 корпуса, через фордевинд, а затем - оверштаг (рис. 140).
При падении человека за борт ночью или при плохой видимости немедленно привестись или увалиться до галфвинда, заметить курс по компасу и идти им по громкому отсчету одного из членов экипажа в течение 10-15 сек., затем сделать поворот и возвращаться противоположным курсом по компасу в течение того же времени. Место упавшего человека определяют по светящемуся буйку, сброшенному в воду в момент падения за борт, звуку свистка или крику человека (рис. 141). Ночью при подходе к месту падения и поиске необходимо использовать белые осветительные ракеты. Обнаружив человека, следует заранее (если это нужно) несколько увалиться, чтобы подойти к нему курсом бейдевинд с растравленными шкотами. Когда с первой попытки найти человека не удается, следует ходить в предполагаемом районе падения галсами по времени, перекрывая все большую и большую площадь как на ветер, так и под ветер. При падении человека за борт на курсе фордевинд под спинакером нужно, убрав спинакер, возвращаться к месту падения в лавировку короткими галсами, чтобы все время просматривался генеральный путь яхты к упавшему.
Рис.139: Подход к упавшему за борт в свежий ветер с поворотом оверштаг: на курсах полный бакштаг, бакштаг около 135 к ветру и крутой бакштаг (а); на курсах бейдевинд и галфвинд (б).
Может оказаться, что на борту яхты было только два человека и один из них оказался за бортом. Если яхта шла курсом бейдевинд, необходимо бросить упавшему круг и положить руль до отказа под ветер, прижав его в этом положении, и, не трогая шкотов, быстро приготовить бросательный конец; в момент перехода грота надругой борт перезаложить бакштаги и перенести стаксель под ветер, выбрав его сразу втугую. После этого остается только ждать, когда упавший человек окажется по носу яхты, и в этот момент положить руль прямо. Как только упавший поравняется со штевнем, следует отдать все шкоты, прихватить чем-либо румпель в ДП и бежать к вантам с бросательным концом. Это самый быстрый и точный способ подхода к упавшему на курсе бейдевинд даже на больших яхтах при ветре силой 3-4 балла, т.е. когда удается увалить яхту до курса фордевинд, не травя гика шкотов. В подобном же случае можно подойти к упавшему с дрейфом: на курсе бейдевинд следует, бросив круг, сразу уваляться, не трогая шкотов, примерно до галфвинда, пройти расстояние в 3-4 корпуса и сделать поворот оверштаг, перезаложив при этом только бакштаг. Яхта ляжет в дрейф. Рулем вначале необходимо увалить яхту, чтобы потерять излишнюю наветренность, а затем привестись и ждать, когда она сдрейфует к упавшему (рис. 142, а). Такой подход не самый быстрый, но, поскольку при этом почти не надо работать со шкотами, он незаменим, если на борту остается только один человек, да к тому же не очень опытный. Подойти к упавшему, таким образом, можно с любого курса (рис. 142, б). Поворот оверштаг для постановки яхты в дрейф в этих случаях следует делать примерно на расстоянии 1 корпуса наветреннее от упавшего в воду.
Рис.140: Подход к упавшему за борт с двумя поворотами у препятствия: 1- на курсе фордевинд; 2- на курсах галфвинд и бакштаг.
Разные типы яхт дрейфуют по-разному, в зависимости от формы корпуса и типа вооружения. Одни хорошо лежат в дрейфе с туго выбранным гика шкотом, другие - с немного потравленным. Если яхта сдрейфует ниже упавшего за борт, то достаточно подобрать гика-шкот, если выше, то побольше растравить. При неудачном подходе стаксель переносят под ветер и маневр повторяют. При маневрировании с дрейфом упавший все время находится в поле зрения рулевого яхты, на большой волне яхта подходит к. нему не штевнем, а бортом.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)