Атмосферное давление.
Основным элементом при прогнозировании погоды в море можно считать атмосферное давление. Старинная морская поговорка довольно длительно говорит об этом:
Если барометра стрелки падение Требует в море вниманья и бдения, То штурман тогда лишь спокойно заснет, Когда он высоко и кверху идет.
Физическая сущность атмосферного давления - это вес столба воздуха от верхней границы атмосферы до земной (водной) поверхности. Плотность воздуха постоянно меняется от колебаний температуры и влажности и от давления верхних слоев атмосферы на нижние. Вместе с изменением плотности воздуха меняется его вес и атмосферное давление. Нормальным атмосферным давлением принято считать массу ртутного столба высотой 760 мм на площади 1 см2, находящейся на уровне Мирового океана (уровне моря), при температуре 0°С и на широте места 45°. В практике метеорологических наблюдений атмосферное давление измеряется миллиметрами ртутного столба, или миллибарами (мбар). Специальные таблицы для перевода единиц атмосферного давления имеются в "Мореходных таблицах" (МТ-75). Для измерения давления в судовых условиях применяют два прибора - барометр-анероид и барограф. Шкала анероида (рис. 109) градуирована в миллиметрах ртутного столба, а в последние годы - в гектопаскалях (гПа) (по международной системе единиц (СИ) стандартное атмосферное давление составляет 1013,247 гПа = 1013,247 мбар = 760 мм рт. ст.). На яхте анероид должен храниться в горизонтальном положении.
Показания анероида снимают, не вынимая его из футляра, и исправляют их тремя поправками, которые находят в паспорте прибора:
-
Поправка шкалы - по величине давления.
-
Поправка на температуру прибора получается при умножении температурного коэффициента "с" на температуру прибора "t" по формуле d = c - t.
-
Добавочная поправка - на механическое состояние пружины анероида и барокоробки. Эта поправка должна иметь дату определения в паспорте.
Рис. 109. Барометр-анероид: 1 - пружина; 2 - анероидная коробка; 3 - термометр-атташе; 4 - отсчет 778,5 мм. | Рис. 110. Барограф №4. |
Для удобства определения поправки на температуру прибора в анероид включен полукруглый "термометр-атташе". Так как поправки анероида могут время от времени изменяться, то перед выходом в плавание его необходимо проверить. Барограф - прибор, ведущий непрерывную запись атмосферного давления на специальной бумажной ленте - барограмме (рис. 110). Он удобен тем, что позволяет судить oб изменении атмосферного давления во времени, или, как говорят, о барометрической (барической) тенденции. Барабан, на который надевается барограмма, имеет часовой механизм с заводом, при котором лента совершает полный оборот в течение недели. Барограмма имеет сетку, на которой нанесены по горизонтали временные интервалы - часы и сутки, а по вертикали - давление в миллибарах. Меняют ленту раз в неделю. При этом на обороте новой барограммы необходимо записывать дату, время начала записи (с точностью до минуты) и координаты яхты. Начало записи должно точно соответствовать моменту записи по судовым часам. В это же время заводят часовой механизм барографа. Держать барограф можно на отдельной полочке или прямо на штурманском столе. В обоих случаях прибор нужно страховать от падения при крене или на волнении. Ставить барограф следует на амортизирующую прокладку (поролон или губчатую резину). Барометрическую тенденцию (рис. 111) определяют по характеру кривой на барограмме, как правило, за последние три часа.
Рис. 111. Примеры барических тенденций. Кривая выпуклостью вверх: при падении давления - значительное ухудшение погоды (1), при повышении - к улучшению погоды (4). Кривая выпуклостью вниз: при падении давления - ослабление ветра, некоторое улучшение погоды (3); при повышении - может усилиться ветер (2)
В суточном ходе атмосферного давления имеется два максимума - около 10 и 22 часов и два минимума - около 4 и 16 часов. Показания барометра обычно записывают в судовой журнал при смене вахт, а при неустойчивой погоде - не реже чем через 2 часа. В последнем случае давление надо наблюдать чаще и при резком изменении его падения запись делается сразу же. На справочных или синоптических картах точки с одинаковым атмосферным давлением соединены сплошными линиями - изобарами. Все нанесенные на карту изобары составляют барическое поле данного района. Отдельные участки барического поля, отличающиеся своей конфигурацией и типичной разностью давлений, называют барическими системами - областями с замкнутыми или незамкнутыми изобарами, с повышенным или пониженным атмосферным давлением.
Различают две замкнутые (основные) барические системы:
-
циклон (барический минимум) - область, ограниченная концентрически замкнутыми изобарами, давление в которой понижается от периферии к центру, где наблюдается самое низкое давление (в умеренных широтах - 990-1005 мбар);
-
антициклон (барический максимум) - область, также ограниченная изобарами, но отличающаяся от циклона тем, что высокое атмосферное давление в центре антициклона уменьшается к его периферии.
Незамкнутые изобары складываются в три барические системы:
-
ложбина - область низкого давления, отходящая от циклона;
-
гребень - область высокого давления, отходящая от антициклона;
-
седловина - барическая система, расположенная крестообразно между соседними двумя циклонами и двумя антициклонами.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)