Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
А. Человек — это удивительный мир!
Стоит иногда отвлечься от суеты будней с их мелкими проблемами и заботами и задуматься о том, что человек -это целый удивительный мир.
И тогда прежде всего приходят на ум благородство, изя щество, красота и пропорциональность идеального человеческого тела, которое вдохновенно и неутомимо ваяли скульпторы и писали художники, гармоничность которого упор но изучал Леонардо да Винчи.
Но самые замечательные проявления природных данных человека можно увидеть в том, как он использует свой разум, воображение, целеустремленность, организованность в освоении своей планеты, в исследовании ее ресурсов и возможностей для создания благоприятных условий жизни и прекрасных вещей. Конечно, человеческое общество знало времена, когда забота о пропитании поглощала все время и силы людей. Но даже в такие, иногда достаточно длительные периоды, люди редко довольствовались узко утилитарными вещами. Вновь и вновь человеческий дух воспарял к вершинам поэзии, музыки, живописи, театра, философии Люди устремлялись в новые неизведанные края, испытывали свою ловкость и выносливость в спорте.
Достижения человека за последние полтора века удивительны. Но не следует думать, что люди предшествующих веков были невежественны и тупы. Достаточно посмотреть на поразительные по своей динамичности наскальные изображения, высеченные древним человеком, чтобы убедиться в обратном.
Строительство пирамид на плато Гиза в Египте, а также колоссальных каменных сооружений на территории Камбод-
342
343
жи, Мексики, Перу и Боливии требовало развитых знаний в области математики и архитектуры, опыта гражданского строительства и, как теперь стало понятным, исключительно сложных астрономических представлений. А ведь египетские пирамиды были построены четыре с половиной тысячи лет тому назад (во время правления четвертой династии Древнего Царства около 2680 — 2565 гг. до н. э.).
Разумеется, кривая развития человеческого общества не всегда равномерно шла вверх. Темные века упадка и застоя чередовались с периодами бурного развития цивилизаций. Но, оборачиваясь назад и глядя на историю глазами современного человека, мы можем ясно видеть свидетельства того, что человек — царь на Земле.
По своим физическим данным — по росту, весу, слуху и обонянию — человек уступает многим животным, не говоря уже о том, что он, в отличие от птиц, не умеет летать. Если человека лишить всех атрибутов цивилизации, то он окажется несопоставимо слабее гигантского кальмара или акулы. Тем не менее человек не только придумал, как обуздать и приручить большинство животных, но в последнее время стал стремиться к тому, чтобы сохранить те виды животных, которые он не смог одомашнить.
Однако важнее другое. Львы и жирафы, слоны и крокодилы, подобно другим животным и птицам, ведут себя сегодня так же, как они вели себя всегда. Птицы строят удивительные гнезда, некоторые из них могут преодолевать колоссальные расстояния во время сезонных перелетов. У летучих мышей есть что-то вроде радаров, с помощью которых они охотятся. Но все эти сложнейшие способности животных и птиц остаются неизменными. Только человек сознательно совершенствует свои технические навыки и способности и стремится к углублению знания об окружающем мире.
Однако еще более удивительно то, что человек за многие века научился использовать силы природы в своих целях. Придумав парус, он использовал силу ветра и волн, чтобы
преодолевать океан. Он заставил работать на себя энергию полезных ископаемых и даже атома. Он научился применять лазерное излучение для проведения тончайших хирургических операций на глазу. Человек разработал технологию одновременной передачи множества сигналов, несущих информацию, а также технологию записи и воспроизведения музыки. Он смог преодолеть силу притяжения, которая приковывала его к земле, сконструировал и построил летательные аппараты, достиг Луны, оборудовал космические лаборатории. Вывел свои космические аппараты на орбиту Земли и, использовав гравитационное поле Земли, придал им импульс для полета на другие планеты. Находясь на Земле, человек может контролировать движение космических аппаратов вокруг Юпитера. С помощью радиотелескопов, телескопов, работающих в видимой части спектра, а также в области рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, он может наблюдать за поведением галактик, находящихся на границе Вселенной. Человек разгадал тайну генетического кода и начал эксперименты по генной инженерии человека.
Представление о том, что человек — царь земли, — не новость. Оно не является продуктом научно-технического прогресса, произошедшего за последние полтора века. Возьмем, например, такие поэтические строки:
"Господи, Боже наш!
Как величественно имя Твое по всей земле!
Слава Твоя простирается превыше небес! <...>
Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил:
То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред ангелами; Славою и честию увенчал его;
Поставил его владыкою над делами рук Твоих; n Все положил под ноги его:
ре
овец и волов всех,
344
и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских,
все преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш!
Как величественно имя Твое по всей земле!"
(Пс. 8) Очевидно, что этот гимн написан теистом, а точнее, монотеистом: стихотворный текст обрамлен рефреном, воспевающим величие Бога, чтобы все жители Земли могли увидеть это величие в сотворенном Им мире. Автор этих строк исполнен благоговения перед славой Божьей, которое внушает ему осознание его малости: "что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" Но он не чувствует рабского страха. Совсем наоборот. Как раз в тот момент, когда можно было бы ожидать, что поэт признается в ощущении собственной ничтожности в сравнении с величием небес, он выражает совершенно другое чувство: полное изумление тем, что Бог, Господин столь величественного мира, не только обращает внимание на такое маленькое существо, каким является человек, но и венчает его славой и честью владыки над Своим творением: "Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его".
Согласно древнееврейской традиции, вначале сотворил Бог мужчину и женщину по Своему образу и подобию как Своих наместников на Земле: "...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1: 28).
Таково было указание человеку, как его понимали древние евреи. Смысл этого указания заключался в том, что творение Божье — это драгоценное достояние, которое нуждается в надзоре и опеке, и что человеку не следует возвышаться над творением, угнетать его и распоряжаться им как своей собственностью. О роли человека по отношению к творению можно судить по тому, что сказано об этом в Книге Бытие. Там ясно говорится, что Господь вырастил сад и посе-
лил в нем человека, чтобы тот его возделывал и хранил (Быт. 2:15). Сад этот ему не принадлежал, он не имел на него безусловного права. Сад, как и весь остальной мир, принадлежал Богу. Человек был поставлен в нем управителем и хранителем, которому, разумеется, не возбранялось наслаждаться садом, но которому предписывалось ухаживать за ним для Хозяина. А когда человек ослушался Бога и сделал в саду что-то не так, то был изгнан из него. Таково было предназначение человека и ответственность, возлагавшаяся на него согласно этому древнему повествованию.
Давайте теперь перенесемся примерно на пять сотен лет вперед и обратимся к другому лирическому произведению — на сей раз написанному Софоклом, древнегреческим драматургом (496 — 406 до н. э.). Одна из его, видимо, самых известных од говорит о том же, о чем говорит древнееврейский поэт:
ХОР
Строфа 1
Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней. Он зимою через море Правит путь под бурным ветром И плывет, переправляясь По ревущим вкруг волнам. Землю, древнюю богиню, Что в веках неутомима, Год за годом мучит он И с конем своим на поле Всюду борозды ведет.
Антистрофа 1
Муж, на выдумки богатый, Из веревок вьет он сети И, сплетя, добычу ловит: Птиц он ловит неразумных, Рыб морских во влажной бездне,
346
347
И стада в лесу дремучем, И зверей в дубравах темных, И коней с косматой гривой Укрощает он, и горных Он быков неутомимых Под свое ведет ярмо.
Строфа 2
Мысли его — они ветра быстрее; Речи своей научился он сам; Грады он строит и стрел избегает, Острых морозов и шумных дождей; Все он умеет; от всякой напасти Верное средство себе он нашел. Знает лекарства он против болезней, Но лишь почует он близость Аида, Как понапрасну на помощь зовет.
Антистрофа 2
Хитрость его и во сне не приснится;
Это искусство толкает его
То ко благим, то к позорным деяньям.
Если почтит он законы страны,
Если в суде его будут решенья
Правыми, как он богами клялся, -
Неколебим его город; но если
Путь его гнусен — ни в сердце мое,
Ни к очагу он допущен не будет..."1. Софокл жил во времена великого Перикла, по инициативе которого был сооружен Парфенон в Афинах. Годы жизни драматурга пришлись на время расцвета Афин как гегемона Афинского морского союза и их расцвета как культурного центра. Выражая дух своей эпохи, Софокл стремился прославить разум, силу и ловкость человека, которые помогли ему совладать с силами природы и подняться на поразительные высоты славы. Он укротил ветер и научился преодолевать моря. Изобрел плуг, чтобы возделывать землю, заставив ее кормить себя. Приручил лошадей. Придумал рыболовные
снасти и приспособления для охоты на птиц и зверей. Защитил себя от непогоды. Развил в себе способность к языку и речи, овладел искусством политики и права. Научился бороться с болезнями и победил все и вся, кроме смерти.
Правда, Софокл, в отличие от древнееврейского поэта, был политеистом. Поэтому он "клянется богами", земля для него — "древнейшая из богов и богинь". Но интересно в этой оде то, что, завершая прославление человека, он делится своей тревогой и опасениями о некоторых действиях человека:
"Хитрость его и во сне не приснится;
Это искусство толкает его
То ко благим, то к позорным деяньям.
Если почтит он законы страны,
Если в суде его будут решенья
Правыми, как он богами клялся, —
Неколебим его город; но если
Путь его гнусен — ни в сердце мое,
Ни к очагу он допущен не будет...". Конечно, это критическое замечание Софокла было ему необходимо с точки зрения развития драматургического конфликта. Однако развивая его, он привлекает наше внимание к серьезной теме, а именно, к тому, что ум и изобретательность человека, с помощью которых ему удалось победить природу, таят в себе опасность. Если человек в своих действиях не руководствуется глубоким уважением к человеческим ценностям и ценностям, данным Богом, то его навыки и умения вместо того, чтобы быть средством излечения недугов и достижения социального и экономического рая, могут быть источником глубокого несчастья.
Для того, чтобы понять смысл этого замечания, обратимся к другим вопросам.
Б. Что такое человек
Тело, мозг, сознание и личность человека
В связи с постоянно усиливающимся господством чело века над природой неизбежно встают два фундаментальных вопроса:
348
34i
Как человек связан с природой?
Что такое сам человек?
Эти вопросы связаны между собой.
Рассмотрим сначала первый вопрос. Не является ли человек в конечном итоге просто частью природы? Или он в каком-то смысле или в какой-то степени независим от природы? Покажем на примерах, в чем суть этих вопросов.
Вулкан обладает колоссальной силой и способен опустошить все вокруг. Но никто не станет говорить, что вулкан властвует над природой. Мы понимаем, как вулкан действует. И механизмы этого действия являются частью природы. Не имеет смысла говорить о том, что природа имеет власть над природой.
Теперь рассмотрим атомную бомбу. Она также может разрушить все вокруг на много километров. Мы понимаем механизм ее действия, который тоже отчасти принадлежит природе. Но если мы ограничимся рассмотрением этих механизмов только как природных объектов, будет ли это достаточным объяснением? Компоненты бомбы, имеющие природное происхождение и предназначенные для того, чтобы в определенный момент взорваться, были собраны в единый механизм человеком. И именно человек однажды нажал на кнопку, которая привела к взрыву бомбы. Как же мы должны рассматривать человека? Тело человека состоит из атомов, и в этом смысле его строение подобно строению бомбы. Из атомов же состоит и мозг человека. Разумеется, его тело и мозг имеют намного более сложную организацию, чем вулкан или бомба. Но допустимо ли считать, что человек имеет власть над природой, если он, в конечном итоге, не что иное, как часть природы, форма природы, несколько более развитая, чем вулкан, но все-таки природное существо и ничего более?
Или все-таки люди, по крайней мере, в каком-то отношении, являются не просто природными организмами? Являются ли они в определенном смысле независимыми от природы, так что в конечном итоге говорить о том, что люди
обладают властью над природой, в известной мере соответствует действительности?
Эти вопросы влекут за собой другие: что же все-таки такое человек? В чем его подлинная сущность? Является ли он просто телом и мозгом, сложной формой материи и электрохимических процессов, то есть просто частью природы, подобной вулкану? Или человек, помимо мозга, наделен сознанием, которое тесно связано с мозгом, но отличается от него, будучи нематериальным, духом, и в этом смысле и в этой мере не является частью того, что мы обычно называем природой? Если это так, то, конечно, нужно говорить о том, что человек в определенной степени имеет власть над природой.
Спор между монистами и дуалистами
Поставленные выше вопросы подвели нас к теме, обсуждавшейся в течение очень долгого времени. Но в настоящий момент колоссальные достижения науки и техники придали этому обсуждению новый импульс. Одним из таких достижений является открытие влияния генов на тело и мозг. Другим — изобретение сложной техники для изучения мозга и осуществления измерений, связанных с деятельностью разных частей головного мозга. И, наконец, следует отметить разработку мощных компьютеров и роботов, в связи с которой встает интересный вопрос о том, возможно ли, что развитие систем искусственного интеллекта в далеком будущем приведет к созданию робота, наделенного сознанием, неотличимого от человеческого существа.
Этому спору суждено длиться еще долгое время, поскольку нервная система человека, вероятно, представляет собой самую сложную из существующих систем, с ее 100 миллиардами нейронов. У каждого из нейронов в свою очередь примерно 3000 связей, так что любое человеческое существо имеет порядка 100 триллионов синаптических переключений.
В этом споре участвуют две главные стороны, обе из них представлены несколькими разными позициями. С одной стороны выступают так называемые материалисты, или мо-
350
351
нисты. Их основной тезис заключается в том, что существует только одна сущность, то есть мозг, а не две (сознание и мозг). "Мозг" и "сознание" являются для них двумя разными словами, обозначающими одно и то же, или два разных подхода к одной и той же вещи. Но, настаивают они, нет двух сущностей, а только одна. Отсюда название этого подхода — монизм. Он может также называться материализмом или фи-зикализмом, ибо исходит из того, что мозг человека и сам человек состоят просто из физической материи, что не существует такой вещи, как "дух", или "душа", что сознание — это просто состояние атомов и нейронов в головном мозге.
Такой подход является, по своей сути, редукционистским (см. Раздел 2.Б.2), поскольку сводит весь человеческий опыт к электрохимическим процессам в головном мозге, так что рождающаяся у человека мысль — это не что иное, как возбуждение некоторых нейронов головного мозга. "Я люблю тебя" эквивалентно "твое присутствие возбуждает интенсивную активность нейронов в моем мозге".
Оппонентами монистов являются дуалисты, считающие, что человек представляет собой не единую сущность, а двойственную. Кроме материала тела и мозга, в нем заключен нематериальный элемент, называемый душой, духом или человеческим "я". Противники этой точки зрения иронически замечают, что она предполагает веру в deusexmachine2и считают ее явно несостоятельной. Во-первых, потому что наука ничего не может сказать о нематериальных субстанциях и потому они не существуют; и во-вторых, даже если и существуют, то не влияют на материальный мозг и не могут с ним взаимодействовать3.
Нет нужды подчеркивать, насколько эти вопросы важны для понимания того, что представляет собой каждый из пас как человеческое существо, как личность. Но какими способами мы будем добиваться решения этих вопросов?
Что нам подсказывает интуиция
Первое, что необходимо отметить в связи с этим вопросом, — это чрезвычайную важность нашего непосредствен-
ного опыта (см. выше с. 22-23 ). В конечном итоге ученые, нейрофизиологи и философы хотят понять, что именно происходит, когда человек говорит: "Мне нравится эта книга", или "Я пытаюсь понять эту проблему"; "Я собираюсь завтра сходить к родственникам", или "Я свободен в своем выборе, не так ли?".
Ученый может сделать энцефалограмму деятельности мозга человека, или провести ультразвуковое исследование, или вживить в какой-то отдел мозга электроды и фиксировать работу этого отдела, снимая соответствующие показания приборов. С помощью этих методов он может измерить активность отделов человеческого мозга, которые задействованы в момент измерения и которые отвечают за мыслительную деятельность, за ощущения боли, вкуса или удовольствия. Но при этом он никогда не сумеет узнать, что конкретно человек в данный момент обдумывает, что именно ощущает или какое удовольствие испытывает, если испытуемый не сообщит об этом сам.
Или возьмем, к примеру, исследования памяти. Нейрохирург, производящий операцию на головном мозге, может активизировать визуальную память пациента, благодаря чему тот вспоминает какой-то эпизод из своего прошлого. Нейрохирург в процессе операции понимает, что визуальная память была активизирована, но, просто наблюдая за деятельностью мозга, он не может сказать, о чем конкретно вспомнил его пациент.
Рассмотрим еще одну ситуацию. Ученый может поместить изображение человека перед глазами пациента, предварительно обнажив на его черепе участок коры головного мозга, ответственный за зрительные ощущения. Ученый может при этом наблюдать электрохимические процессы в этой части головного мозга. Но он не может сам увидеть миниатюрное изображение лица человека, которое проектируется на мозг пациента и поэтому не может точно сказать, что увидел пациент, пока тот не скажет: "Я видел изображение лица человека" или (если эта часть головного мозга повреждена) "Я вижу что-то, напоминающее обезьяну".
352
353
Каждый из нас живет в потоке ощущений, принятия решений, размышлений, логического анализа проблем, визуальных образов, сравнения разных вещей, восприятия отношений и распознавания намерений и мотивов других людей (неважно, успешного или нет!). И при этом каждый из нас осознает, что это именно он переживает этот опыт, думая, формулируя проблему, принимая решение, развивая абстрактные идеи, проявляя свободу в выборе того или иного шага.
Более того, каждый скажет: "Я осознаю себя". Если человек стучится в дверь и его спрашивают: "Кто там?", то он отвечает: "Это я". Мы осознаем свое тело как часть самих себя (если, конечно, та часть нашего мозга, которая отвечает за осознание тела, не повреждена). Но если ребенок рождается без ноги, без руки или без глаз, он все равно себя осознает. И если взрослому человеку ампутировали ногу, то он говорит: "Мне ампутировали ногу", а не "Меня ампутировали" или "Мое "я" (self) ампутировали".
Таким образом, ясно, что мы должны начать с того, чтобы принять наши интуитивные представления всерьез. Профессор Дж. Серль является монистом-материалистом. Однако в своей книге "Сознание, мозг и наука" он говорит: "...Мне кажется, что я осознаю себя... Мы можем открыть для себя множество поразительных вещей, касающихся нас самих и своего поведения. Но мы не можем обнаружить, что у нас нет сознания, что в нашем сознании нет субъективных, целеполагающих психических состояний; мы не можем обнаружить и то, что мы... не пытаемся совершать добровольные, свободные, подчиненные определенным целям поступки"4.
Вопрос о том, почему Дж. Серль и ученые, придерживающиеся сходных убеждений, остаются монистами-материалистами, даже высказывая столь явно дуалистические мысли, не входит в предмет обсуждения авторов данной книги. Но приведенное выше высказывание Серля убеждает нас в следующем: мы должны принимать наши интуитивные пред-
ставления о самих себе и протекающих в нашем сознании процессах всерьез. Это очень важно.
Редукционисты могут говорить все, что угодно. Но человеческий дух никогда не смирится с редукционистским объяснением личности, наделенной самосознанием. Интересно, верят ли в это объяснение сами редукционисты? Их высказывания не всегда свидетельствуют об этом.
Давид Юм (1711 — 1776) был одним из первых философов, усомнившихся в существовании собственного "я". Так, профессор Рой К. Уизерфорд из Университета Южной Флориды говорит, что "самосознание метафизического "я" не ставилось философами под сомнение до тех пор, пока Юм не произнес то, что можно в упрощенном виде выразить в виде утверждения: "Я его не вижу", и оказался прав"5.
Юм, сторонник крайнего эмпиризма в философии, считает, что мы не можем знать ничего, кроме наших чувственных впечатлений и "идей", выведенных из наших ощущений. А поскольку, согласно Юму, мы можем иметь только представление о своем "я", он утверждает, что такой вещи как "я" не существует. В своем "Трактате о человеческой природе" он говорит: "Существуют философы, воображающие, будто мы ежеминутно непосредственным образом сознаем то, что называем своим я..?. В то же время, он считает, что "К несчастью, все эти положительные утверждения противоположны тому самому опыту, который приводится в качестве их доказательства, и у нас нет идеи нашего я, которая бы получалась вышеобъясненным путем. Ибо от какого впечатления могла бы получаться эта идея? Невозможно ответить на указанный вопрос, не впадая в явные противоречия и нелепости..."6.
Тем не менее в том же самом "Трактате" он нечаянно бросает мысль, которая кажется прямо противоположной данному рассуждению. В главе "О любви к доброй славе" он говорит: "Очевидно, что идея или, скорее, впечатление нас самих всегда непосредственно налично в нас и что наше сознание дает нам такое живое представление о нашей личности, которое ничто не может превзойти в данном отношении"7.
354
355
Из самой природы нашего "я" как предмета анализа и как переживаемой сущности следует, что невозможно быть последовательным редукционистом при ее рассмотрении.
Итак, мы достаточно подробно остановились на том, что нам говорит интуиция.
Теперь послушаем,
Что нам говорит наука
Как мы уже отмечали выше, по своему подходу к человеку ученые разделяются на две группы. Объем книги позволяет нам лишь обозначить основные позиции и предложить несколько характерных образцов обоих подходов. а) Образцы монистского объяснения
Некоторые теории данного типа формулируются исключительно прямолинейно. Приведем, к примеру, высказывание лауреата Нобелевской премии Джеймса Крика, который открыл структуру ДНК:
"Вы сами, ваши радости и страдания, ваши воспоминания и амбиции, ваше самосознание как личности и свободная воля являются не более, чем поведением обширного множества нервных клеток и связанных с ними молекул"8.
Обратите внимание на выражение "не более чем". Это характерный признак редукционистского подхода. Возьмите, к примеру, обручальное кольцо. Если речь идет о материале, из которого оно сделано, это не более чем кусочек золота. Если продолжить рассуждать в подобном ключе и дальше, то можно сказать, что это не более, чем кусочек металла. В каком-то смысле это совершенно правильное замечание, но оно не имеет никакого отношения к делу, так как на этом уровне оценки кольцо, изготовленное из меди или железа, тоже может быть описано как "не более чем" кусочек металла. Но золото нельзя характеризовать в тех же словах, что и медь, и сказать, что оно "не более чем". Золото имеет ценность, которой медь не обладает: золотое кольцо обойдется жениху дороже, чем медное.
Но ценность и значимость кольца выходят за пределы стоимости металла, из которого оно изготовлено. Для неве-
356
сты золотое кольцо обладает ценностью не просто потому, что оно сделано из дорогого металла, а потому, что оно обручальное и служит символом клятвы в любви и верности на всю жизнь. Кольцо является материальным предметом. Ученые могут его измерить и свести к молекулам, атомам, ядрам и кваркам. Но наука не может измерить его значимость для жениха и невесты. И все же эта значимость — самое важное, что есть в кольце, так что если с течением времени муж станет изменять своей жене, то золотое обручальное кольцо потеряет для нее свою главную ценность и превратится в насмешку.
Никто не станет отрицать, что наши радости и печали как-то отражаются на нашем мозге. Но согласно крайней форме редукционизма, которую разделяет Крик, не только золотое кольцо в нашем примере оказывается всего-навсего множеством атомов и молекул и не только радость женщины, когда она впервые наденет кольцо на палец, будет всего-навсего множеством атомов и молекул и связанных с ними нервных окончаний в мозгу, но и сама женщина и се личность предстанут в виде множества нервных клеток и связанных с ними молекул. Другими словами, то, что, по мнению жениха, является человеческим "я", наделенным самосознанием, способным оценить значение кольца, является, согласно редукционистам, не более чем сгустком нервных клеток.
Разумеется, не все монисты принимают крайний редукционизм и было бы нечестно приписывать им это. Но некоторые монисты все-таки редукционистами являются, как мы убедимся из приведенных ниже примеров. Бихевиоризм
Термин "бихевиоризм"9 связан с идеей, смысл которой в том, что для понимания психических процессов необходимо изучать наблюдаемое поведение, поскольку они не являются вполне реальными или отличимыми от действительного или возможного поведения. К числу бихевиористов принадлежат такие выдающиеся ученые, как Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) и Б. Ф. Скиннер (удостоенный в
357
1972 г. звания гуманиста года). Павлов заведовал кафедрой физиологии Военно-медицинской академии с 1896 по 1924 гг. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии за открытие секреторных нервов поджелудочной железы.
Взгляды Скиннера отличаются большой крайностью. Так, он пишет:
"Научный анализ переворачивает наши представления о независимом человеке и о том, что он оказывает влияние на окружающий его мир. Отныне индивид... контролируется миром, который его окружает и в большой степени — другими людьми"10.
"Гипотеза о том, что человек не свободен, является чрезвычайно важной для применения научного метода в исследовании поведения человека"11.
Согласно Скиннеру, человеческое поведение регулируется физическими законами и является жестко детерминированным:
"Мы должны ожидать открытия того, что действия человека — это результат поддающихся выявлению условий, и как только эти условия будут выявлены, мы сможем предвидеть и в некотором отношении влиять на его действия"12.
Конечно, если мозг человека — не что иное, как материя, которая управляется жесткими и неизменными законами, и если сознание и мозг — это просто два термина, обозначающих один и тот же феномен, тогда человек не может быть свободным, его мысли детерминированы, а действия предсказуемы.
Но если все так, то это означает конец морали. Человек тогда — просто машина. И поэтому вы не в большей мере можете обвинять человека за то, что он убил вашу жену, и наказывать его за это, чем, скажем, наказывать автомобиль за то, что он сгорел и ваша жена получила при этом смертельные ожоги.
Павлов проводил свои исследования преимущественно на животных. Oнпродемонстрировал возможность формирования того, что он назвал условным рефлексом: у собак, кото-
рые получали пищу в одно и то же время под звук определенного сигнала, начиналось слюноотделение просто при звуке этого сигнала. Условные рефлексы, утверждал Павлов, неизбежно возникают под воздействием внешней среды. Они, так же как и безусловные рефлексы, которые являются врожденными, полностью принадлежат сфере физиологии13.
На основании этих высказываний можно было бы предположить, что, по крайней мере, поведение животных, согласно Павлову, полностью поддается объяснению в терминах бихевиоризма. Это в свою очередь может натолкнуть на мысль, что в своих взглядах на природу человека Павлов придерживался того же самого жесткого бихевиоризма, что И Скиннер. Но это не так. Поскольку Павлов также утверждал, что у человека развилась способность к языку как вторая сигнальная система и "специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающей среде и в себе самом"14.
Психологи-марксисты считают, что благодаря языку человек испытывает на себе воздействие общества, с одной стороны, и влияет на него сам, с другой. Таким образом, бихевиоризм не является несовместимым со свободной волей. Так подрывается жесткий скиннеровский детерминизм. В связи с этим Джозеф Нэйем замечает: "Сокрушительным ударом по Скиннеру является тот серьезный вклад в психологию, который внес Павлов своим анализом речи и языка как второй сигнальной системы"15.
Однако остается неясным, каким образом это представление о свободе человеческого сознания связано с точкой зрения Ленина о том, что сознание полностью зависит от физической материи. Ленин писал: "...дух не существует независимо от тела, ...дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира"16, следуя Ф. Энгельсу, слова которого он и комментирует выше: "наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктами... вещественного, телесного органа, мозга"17.
358
359
"Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Таковы взгляды материализма вообще и Маркса — Энгельса в частности"18.
Ярким примером крайнего бихевиоризма являются представления известного философа, профессора Гарвардского университета Уилларда ван Ормана Куайна (род. в 1908 г.) и ряда других ученых, которые считают, что психические процессы и процессы работы сознания могут быть элиминированы.
Для иллюстрации радикально-бихевиористского подхода Карл Р. Поппер, известный специалист в области истории и философии науки, показывает, как трактовалась бы при данном подходе простая ситуация, которая имеет место в жизни каждого человека, — зубная боль. Воспользуемся его примером в несколько расширенной форме.
Итак, предположим, что у вас появилась сильная зубная боль, то есть физико-химический процесс в мире материи, который автоматически вызывает некоторые ощущения в вашем головном мозге, говорящие вам о том, что с вашим зубом происходит что-то не то.
Ощущение боли заставляет вас посмотреть на больной зуб, и вы обнаруживаете, что кусочек зуба откололся и что оставшаяся часть имеет не лучший вид. Теперь вы не только осознаете, что зуб болит, но и понимаете, почему это происходит. Таким образом, боль на физическом уровне привела к некоему представлению на психическом, когнитивном уровне.
Понимание на уровне психики, что с зубом что-то не в порядке, далее заставляет вас вспомнить, что существует такая область медицины, как стоматология. А стоматология — это не простое проявление физико-химических процессов, как, скажем, зубная боль. Это явление совсем другого рода: мира человеческого интеллекта, науки, технических изобретений, искусства, социальных форм организации человеческой деятельности и проч.
Психическое представление об этом мире приводит вас далее к мысли посетить зубного врача. Обратите внимание на то, что происходит потом. Ваше решение на психическом уровне оказывает причинное воздействие на ваше материальное тело и мозг. Вы встаете, звоните в регистратуру поликлиники, затем идете к врачу и избавляетесь от больного зуба.
Таким образом, здесь, согласно Попперу, вы имеете дело с опытом, который привел к трем связанным между собой, но качественно отличным друг от друга мирам. Это, во-первых, мир физико-химических материальных вещей, ваш больной зуб, кресло стоматолога, анестезия, стоматологические инструменты; во-вторых, мир, где вы ощущаете свою боль, мир знания и понимания причины боли, и рационального намерения и решения, что делать в этом случае; и, наконец, мир науки и технических изобретений, теоретизирования, медицинских книг, учебников и проч.
Последовательный материалист, говорит Поппер, сводит как вас, так и ваш опыт во всех этих трех качественно разных мирах к одному простейшему уровню: уровню физических процессов в зубе, которые ведут к физическим процессам в нервной системе19.
Не может не казаться странным, когда философы и ученые используют свой мощный интеллект, чтобы доказывать, что процессы логического мышления не отличаются, по своей сущности, от тех, которые протекают в больном зубе!
Обратимся к следующему направлению анализа соотношения между сознанием и мозгом.
Эпифеноменализм
Согласно этой точке зрения, психическое (mental) является побочным продуктом работы головного мозга и не влияет на действия человека. Эпифеноменолог Томас Хёрли ясно сформулировал суть этого подхода: "Сознание... связано с механизмами тела просто как... побочный продукт его работы и совершенно не обладает способностью воздействовать на эту работу, точно так же как звук свистка локомотива... не влияет на то, как локомотив действует"20.
360
К. Поппер, подробно проанализировав этот подход, делает короткое, но очень выразительное замечание:
"Если говорить о доказательствах и значимости ее оснований, то эпифеноменалистская точка зрения воистину самоубийственна. Поскольку эпифеноменалист утверждает, что доказательства и основания, на самом деле, не имеют никакого значения. Они не могут влиять ни на нашу предрасположенность к действиям, например на предрасположенность к говорению и письму, ни на сами действия. Все это механические, физико-химические, акустические, оптические и электрические эффекты".
"Таким образом, аргументация эпифеноменалиста ведет к признанию нерелевантности самой аргументации. Это не опровергает эпифеноменализма. Это просто означает, что если эпифеноменализм истинен, то мы не можем всерьез принимать какое-то обоснование или доказательство его истинности"21.
В одной из последних книг, посвященных данному вопросу, профессор Дэвид Дж. Чэлмерс22 поставил перед собой задачу дать объяснение сознанию и опровергнуть идею, что сознание может быть исчерпывающе объяснено путем сведения его работы к действиям и эффектам физических и электрохимических механизмов нервной системы. Он доказывает, что сознание, подобно массе, импульсу и энергии, должно рассматриваться в любой истинной научной концепции как фундаментальное и ни к чему не сводимое свойство Вселенной, которое не может быть объяснено в терминах чего-то другого.
В то же время Чэлмерс надеется, что наука обнаружит "психофизические" законы, связывающие сознание как фундаментальное свойство мироздания с остальной частью системы.
Однако в данном пункте своего рассуждения он испытывает некоторые сложности, ибо придерживается позиции, предполагающей веру в абсолютный детерминизм физического мира. По его мнению, можно считать научно доказан-
ным, что физический мир представляет собой замкнутую причинно-следственную систему. Эта предпосылка заставляет его считать, что сознание детерминировано физическим субстратом нашего головного мозга, но при этом не может каузально воздействовать на головной мозг или поведение человека.
Это и есть эпифеноменализм, который расходится с нашим интуитивным представлением о том, что наше сознание может детерминировать и детерминирует наш мозг и поведение.
Представим себе простую жизненную ситуацию. Женщина чувствует себя больной, но не понимает, в чем причина ее плохого самочувствия. Она идет к врачу, который находит у нее диабет и говорит, что ей нужно воздерживаться от сладкого. Она осознает, в чем состоит ее болезнь и что употребление сладкого может усугубить ее. Но она любит пирожные, шоколад и варенье. Поэтому она должна решить, как ей себя вести: будет ли она продолжать есть сладкое или откажется от него. Она должна принять сознательное решение. И она его принимает. Можем ли мы считать, что ее решение, которое она мысленно принимает, не может детерминировать физический субстрат ее мозга и поведение, то есть то, что ее рука никогда не потянется за сладким?
Когда априорная догма о том, что наука требует веры в абсолютную каузальную детерминированность физического мира как системы, закрытой для любого нематериального влияния со стороны внешнего мира, ведет к таким противоречащим интуиции и очевидно ложным заключениям, то имеет смысл подвергнуть эту догму сомнению. Давайте вспомним в связи с этим приведенное выше замечание Поп-пера, что, согласно эпифеноменализму, любой аргумент или тезис в его пользу не следует принимать всерьез23.
Теория тождества
Профессор Дж. Дж. К. Смарт, сторонник теории тождества, категорически утверждает: "Я считаю, что мнения и желания являются физическими состояниями мозга"24.
362
363
Таким образом, приверженцы теории тождества полагают, что каждое намерение на психическом уровне тождественно конфигурации (pattern) нейронов в мозгу, так что мое психическое желание и намерение поднять руку тождественно некоторой конфигурации нейронов в моем головном мозге и именно эта конфигурация вызывает движение моей руки. Это, к их полному удовлетворению, дает ответ на вопрос, о который споткнулись ученые-материалисты: каким образом нематериальное намерение в моем сознании приводит к тому, что мой материальный мозг поднимает мою руку? Ответ: он ее не поднимает. Желание на психическом уровне тождественно нервным конфигурациям в головном мозге. Самосознание человека для них — это тоже просто самосканирующий механизм в центральной нервной системе. Он не требует, чтобы нематериальное "я" было субъектом самосознания25.
Итак, мы должны задаться вопросом, каким образом сформировалась такая точка зрения, а точнее, как она могла сформироваться. Мы рассмотрим далее три ее возможных источника.
1. Могла ли теория тождества возникнуть на основании интуиции?
Разумеется, нет. Представим себе человека, который рассуждает на абстрактные темы философии морали, скажем, анализирует, можно ли оправдать сокрытие преступления, если это сокрытие продиктовано верностью другу. Мало вероятно, что его интуиция скажет ему, что поведение человека является, в действительности, совокупностью электрохимических процессов головного мозга, которые обсуждали между собой вопрос о нравственности поведения.
2. Могла ли теория тождества вырасти из строгих науч ных исследований?
Но каким образом? Давайте рассмотрим некоторые вопросы, которые эта теория должна была бы разрешить.
а) Если, как утверждает Смарт, "мнения и желания являются физическими состояниями мозга", то тогда в прин-
364
ципе можно было бы установить, что человек думает на основании исследования клеток его мозга. Такая задача может быть непростой. Каждый знает, что когда мы думаем, можно зафиксировать активность определенных отделов мозга. Но до сих пор было невозможно просто путем анализа этой активности обнаружить, о чем именно думает человек. Связать активность головного мозга с ментальным (mental) состоянием было бы можно, если бы человек, чей мозг мы стали бы изучать, говорил экспериментатору, что он думает. Для того чтобы установить на научной основе, что конкретная конфигурация процессов в головном мозге всегда необходимо сопровождает данный феномен сознания и эквивалентна ему, потребовалось бы обследование многих людей, которое бы обеспечило материал для того, чтобы на основании индукции определить вероятность некоего события. (Кроме того, для этого потребовалось бы огромное число людей, которые при обследовании конфигураций головного мозга были бы готовы честно сообщить, что они думали в этот момент.)
б) И тогда это потребовало бы не просто установления корреляции между некоторым общим ощущением типа "Я чувствую себя прекрасно" и некоторым состоянием головного мозга, но и корреляции между различными состояния ми мозга и очень детальными картинами состояния сознания.
В связи с этим приведем фрагмент из книги оксфордского философа Ричарда Суинберна: "Разумеется, существуют общие корреляции между определенными конфигурациями (patterns) состояний мозга и некоторыми типами психической деятельности, например, снами. Но утверждение, что моему сну, что я Наполеон I, и моему сну, что я Наполеон III, могут соответствовать разные состояния головного мозга, кажется мне несколько спекулятивным"26.
в) Таким образом, теория тождества сознания и мозга должна будет продемонстрировать, что электрохимические процессы, связанные с нейронами, могут поставлять подроб-
ную информацию о намерениях человека. Предположим, я сижу за своим рабочим столом и вдруг мне приходит в голову написать доказательство теоремы Пифагора. Для этого мне нужно поднять руку и взять ручку. Вполне возможно, что мозг определяет физические процессы, необходимые для того, чтобы я поднял руку. Предположим, что ученый в какой-то момент обследовал соответствующую часть моего мозга и выявил характер электрохимических процессов. С какой вероятностью, по крайней мере теоретически, он может предсказать (если я сам не сообщу ему), что я собираюсь делать: доказать теорему Пифагора, или написать стихотворение, или сделать набросок дома, который стоит напротив, или разгадать кроссворд?
Недостаточно сказать, что не следует ожидать, что физические процессы в моем мозгу могут быть источником такой подробной информации, поскольку я мог в уме перебрать все упомянутые выше варианты, а затем решить, какой из этих вариантов выбрать. Если психические события тождественны тому, что происходит на уровне головного мозга, то процессы в головном мозге в какой-то момент представляют собой перебор возможностей, заканчивающийся выбором какого-то одного варианта, а конфигурация событий в головном мозге в этот момент должна указывать на то, что я собираюсь сделать. Если зафиксированные процессы, протекающие в головном мозге, не могут служить индикаторами всех вариантов и затем основанием для предсказания того, что я выбираю, то каким образом, согласно теории тождества мозга и сознания, может действовать мое сознание, в котором формируются и предсказываются намерения?
Пусть ученые надеются, что однажды они покажут, что подробные предсказания подобного рода можно будет делать на основании данных об электрохимических процессах, протекающих в головном мозге. Но вероятность того, что они добьются успеха, на самом деле, очень мала.
г) И, наконец, как мы уже говорили выше, те, кто придерживается теории тождества сознания и мозга, должны
будут показать, что физические процессы, протекающие в головном мозге, обладают моральным чувством. Так как если я сижу и думаю, нравственно ли (а не просто желательно с прагматической точки зрения) сотрудничать с армией захватчиков, как, скажем, делал майор норвежской армии Вид-кун Квислинг, то согласно теории тождества именно физическая субстанция электрохимических процессов, протекающих в нейронах, взвешивает аргументы "за" и "против" и рассматривает этот этический вопрос. Неужели это означает, что физическая субстанция обладает нравственным чутьем?
В связи с этим встает еще более фундаментальный вопрос. Обладают ли электрохимические процессы, протекающие в головном мозге, подлинной свободой воли, так что они могут принимать подлинно свободные и потому подлинно нравственные решения? К сожалению, большая часть сторонников теории тождества утверждает, что физический мир — это совершенно закрытая причинно-следственная система. Другими словами, такой вещи, как свободная воля не существует. А если это так, то как могут психические явления (mind-events), тождественные физическим процессам, протекающим в головном мозге, действительно обсуждать, не говоря уже о том, чтобы принимать моральные решения или рациональные решения? В связи с этим было бы проще согласиться с приводившимся ранее (см. выше Раздел 2. Б; Гл. 8) заключением профессора Джона Полкингхорна, что редукционистская программа подрывает самое себя. "Она уничтожает рациональность. Мышление заменяется электрохимическими нейронными явлениями. Два таких явления оказываются несопоставимыми в рамках одного рационального рассуждения. Они не могут быть ни истинными, ни ложными. Они просто имеют место..."27.
Итак, выше мы задались вопросом, как сформировалась теория тождества, или как она в принципе могла сформироваться. Мы достаточно быстро пришли к выводу, что она не основывается на интуиции. Затем мы рассмотрели, какие
366
367
колоссальные сложности пришлось бы преодолевать тем, кто решился бы построить ее на строгих научных основаниях.
Рассмотрим теперь, на каких основаниях можно было бы ее принять. Можно ли это сделать,
3. Сначала предположив, что нечто истинно, а затем убедив себя, что это факт?
Найдется немного ученых, которые так делают, но все-таки они есть. Такой ученый сначала допускает, что дарвинизм истинен, и не признает альтернативных объяснений происхождения человеческого сознания, а затем доказывает, что обязательные следствия из теории Дарвина необходимо принять как факт.
"Можно ли, собрав вместе достаточное число тупых гомункулусов, создать подлинно мыслящее существо? Дарвинист говорит, что другого пути не существует. Таким образом, из того факта, что вы происходите от роботов, не следует, что вы сами — робот. Будучи в конечном итоге еще и прямым потомком какой-то рыбы, вы сами рыбой не являетесь, и будучи прямым потомком какой-то бактерии, бактерией не являетесь. Но если дуализм и витализм не являются истинными (в случае их истинности в вас есть какой-то особый ингредиент), вы сделаны из роботов, или, говоря иными словами, представляете собой собрание триллионов макромолекулярных механизмов. А эти последние в конечном итоге происходят от первичных макроэлементов. Таким образом, нечто, сделанное из роботов, может проявлять подлинное сознание, или подлинную интенциональность, потому что его проявляете вы... "28.
Эта аргументация является, по крайней мере, ясной и ее можно представить в виде следующих звеньев.
Роботы не обладают сознанием или способностью стремиться к цели.
Каким образом можно было создать человеческие существа из роботов?
Но человеческие существа были сделаны из роботов: никакое другое объяснение их происхождения не является возможным или допустимым.
Человеческие существа между тем обладают сознанием и способностью к целеполаганию.
Следовательно, возможно создать сознательные человеческие существа из лишенных сознания роботов.
Таким образом, создается впечатление, что Деннетт допускает как истинное то, что он должен доказать.
Перспективизм, или двусторонний монизм
Согласно данной точке зрения, сознание и мозг являются просто двумя подходами к одному и тому же явлению. Существует взгляд изнутри: это ситуация в том виде, как она предстает в головном мозге данного человека. И существует взгляд снаружи: ситуация в том виде, как она предстает перед ученым, который наблюдает мозг извне. Эти точки зрения несколько отличаются друг от друга. Например, "я", занимающее первую позицию, считает, что обладает свободой воли. Тогда как ученый, находящийся извне, говорит, что мозг является закрытой причинно-следственной системой и потому детерминирован, а свобода воли невозможна. И каким-то образом обе позиции оказываются правильными, хотя очень трудно объяснить, каким.
Например, облако изнутри выглядит существенно иначе, чем снаружи. Снаружи, по крайней мере, в летний день, кучевые облака похожи на великолепные горы, покрытые снегом, а изнутри они похожи на мрачный серый туман. И это действительно так. Но от этой аналогии нет никакой пользы при рассмотрении отношений между мозгом и сознанием. Как бы ни выглядели облака — как белоснежные вершины или как серый туман — это одно и то же вещество — капельки воды.
Независимо от того, как выглядит мозг/сознание — как белоснежные вершины или как серый туман, — согласно перспективизму, это одна и та же сущность. Тем не менее здесь остаются неразрешенными фундаментальные проблемы, которые стоят и перед другими рассмотренными выше теориями: каким образом мозг/сознание, представляя собой
368
369
физическое вещество, обладает подлинной свободой воли и моральным чувством?
Функционализм
Эта теория пользовалась популярностью среди ученых, и она может быть в определенных пределах весьма полезной. Но мы не будем останавливаться на ней подробно, так как, по свидетельству одного из ее главных защитников, она оказывается неадекватной в вопросе о соотношении между телом и сознанием.
Предоставим слово для характеристики функционализма профессору Джерри Фодору: "Функционализм строит понятие каузальной роли таким образом, что некоторое психическое (mental) состояние может быть определено через каузальное отношение с другими психическими состояниями. В этом отношении функционализм полностью отличен от логического бихевиоризма... функционализм не является, по своей сущности, редукционизмом. Он не предусматривает, даже в принципе, устранения менталистских понятий из объяснительного аппарата психологических теорий"29.
Тем не менее Фодор далее говорит: "Многие психологи, склонные к принятию функционалистской точки зрения, тем не менее обеспокоены тем, что функционализм не может сказать больше о природе сознания... проблема содержательного качества оказывается серьезной угрозой утверждению, что функционализм может обеспечить общую теорию психического (mental)"30.
Профессор Томас Нагель, автор широко известной статьи "Каково быть летучей мышью?", говорит по поводу функционализма следующее: "Функционализм, хотя и является в определенном отношении истинным, не может считаться адекватной теорией сознания... вся истина гораздо сложнее и труднее поддается постижению... Теория, которой удастся объяснить отношение между поведением, сознанием и мозгом, будет кардинально отличаться от теорий других феноменов: она не может быть создана в результате применения уже существующих методов объяснения"31.
б) Модификации монизма
Общая черта между учеными, философами и психологами, о которых мы говорили выше, — это отрицание какой бы то ни было формы дуализма. Профессор Джон Полкингхорн видит основание этого отрицания в том, что при дуализме "материя и сознание не могут срастись в единый мир нашего психосоматического опыта". Единственно возможным объяснением человека, с его точки зрения, "является взаимодополнительный мир сознания-материи, в котором эти полярности связываются как противоположные аспекты мира"32.
На основании этой фразы "противоположные аспекты мира" можно было бы предположить, что Полкингхорн придерживается некоторой формы перспективизма. Но, как мы убедились выше, перспективизм в конечном итоге исключает возможность свободной воли. Но в другой своей работе Полкингхорн замечает, что "отрицание свободы человека не имеет смысла"33. Он утверждает, что мозг — это сложная динамическая система, и, как для многих таких систем, для нее нельзя построить окончательное предсказание (как описано в математической теории хаоса). Эта непредсказуемость, таким образом, оставляет мозг открытым практике молитвы и воздействию свыше.
Вероятно, наилучшим названием данной точки зрения может служить термин, который все больше и больше используется учеными, — а именно, "нередукционистский физикализм"34.
Соблазнительно подвести под эту категорию известного ученого Ф. Добржанского. Он, разумеется, не был дуалистом. Тем не менее он свободно рассуждал о самосознании своего "я": "Я не только жив, но и осознаю, что я жив. Более того, я знаю, что я не буду жить вечно и что смерть неизбежна, Я обладаю такими свойствами как самосознание и осознание своей грядущей смерти"35.
Не все современные ученые, философы и психологи являются монистами материалистического направления. Правда, создается впечатление, что многие ученые не при-
370
371
соединяются к дуалистическому направлению только потому, что не хотят ставить себя в уязвимую позицию по отношению к тем, кто, подобно Гилберту Райлу, навешивает на дуалистов унизительный ярлык людей, верящих в "Бога из машины"36. Но в настоящее время увеличивается число ученых различных направлений, которые совершенно не боятся этого ярлыка.
В своей книге "Миф о материи" профессора Пол Дэвис и Джон Гриббин отмечают: "Мы приводим здесь эти общепризнанно спекулятивные идеи для того, чтобы проиллюстрировать глубокие изменения во взглядах на мир, которые сопровождали движение к постмеханистической парадигме. Вместо безжизненных частиц вещества, болтающихся в громыхающем ньютоновом механизме, мы имеем сложную сеть информационного обмена — холистскую, индетерминистс -кую и открытую систему, наполненную возможностями и дышащую бесконечным разнообразием... Декарт создал образ человеческого сознания как какой-то неясной субстанции, которая существует независимо от тела. Много времени спустя, в 1930-е годы, Гилберт Райл высмеял этот дуализм, применив к нему выразительную метафору сознания как "бога из машины". Райл сформулировал свои критические замечания в адрес дуалистической концепции в разгар триумфа материализма и механицизма. В роли "машины" у него выступают человеческое тело и человеческий мозг, а они в свою очередь являются частью большего космического механизма. Но уже в то время, когда он использовал свою метафору, развивались новые направления в физике, которые подрывали мировоззрение, служившее основой философской концепции Райла. Сегодня, на грани веков, мы можем видеть, что Райл был прав в своем неприятии идеи "бога (букв. духа) из машины", но не потому, что нет бога, а потому, что нет машины"37.
Из этого высказывания видно, что Дэвис и Гриббин относятся не к монистам старого толка, следующим тезису: "человек — это не что иное, как материя", а к монистам нового
толка, следующим тезису: "человек, в конечном итоге, — нечто иное как информация".
Однако есть и другие ученые и философы, которых не смущает дуализм в традиционном смысле этого слова. Говоря о Райле и о его несогласии с идеей "бога из машины", Карл Поппер замечает: "...Он также хочет отвергнуть идею Сократа и Платона о том, что сознание по отношению к телу подобно капитану корабля [кормчему], метафору, которую я считаю исключительно адекватной. Адекватной настолько, что я могу сказать, что "Я верю в бога из машины""38.
Рассмотрим еще один подход к анализу отношений между телом и сознанием.
в) Концепция дуалистического взаимодействия
Эта концепция обычно называется "Картезианским дуализмом", поскольку именно Декарт развил ее и придал ей ясные очертания39. Декарт подчеркивал, что сознание является нематериальной субстанцией, которая воздействует на тело, приводя к тому, что тело действует, и, в свою очередь, испытывает воздействие тела, воспринимая определенные ощущения. Этот подход называется концепцией дуалистического взаимодействия (интеракционизма40), потому что, согласно другим подходам, тело может воздействовать на сознание, а сознание не может воздействовать на тело. Согласно данной концепции, сознание может воздействовать на тело, равно как и наоборот.
Эта точка зрения, разумеется, была высказана задолго до Декарта. Она имеет длинную историю, как показал в своей книге К. Поппер41. Не все, кто сегодня придерживается какой-то формы дуалистического интеракционизма, соглашаются с тем, как он подается у самого Декарта. Не все единодушны и в том, как называть нематериальную сторону — "самостью" или "сознанием", "духом" или "душой". Сторонники этой позиции не единодушны и в том, каково происхождение этой нематериальной стороны.
Поппер, эволюционист дарвиновского направления, считает, что она просто "возникла": "Глядя с эволюционной точ-
372
373
ки зрения, я считаю, что самосознание является неожиданно возникающим (эмерджентным) продуктом головного мозга... Я подчеркиваю, что сказать, что сознание — это продукт головного мозга, — значит сказать очень мало. Это утверждение практически не имеет никакой объяснительной силы и вряд ли дает что-то большее, чем знак вопроса в определенном месте человеческой эволюции. Тем не менее я считаю, что это все, что мы можем сказать об этом с дарвиновской точки зрения"42.
В то же самое время Поппер говорит: "Таким образом, в связи с вопросом: "Что такое сознание, обладающее самосознанием?", я могу сначала сказать... "Это нечто совершенно отличное от того, что, согласно нашим данным, ранее существовало в мире"... В ощущениях удовольствия и боли, которые испытывают животные, вероятно, можно увидеть своего рода предшественника человеческого сознания, но последнее совершенно отлично от того, что ощущают животные, потому что оно может быть саморефлексивным, то есть человеческое "я" может осознавать самого себя. Именно это мы имеем в виду под осознающим себя сознанием'43.
Автор второй части книги ""Я" и его мозг", из которой приведено это высказывание, — Джон Экклз, лауреат Нобелевской премии в области нейрофизиологии. Будучи эволюционистом теистического направления, он утверждает, что хотя тело и мозг человека возникли в результате эволюции, "я", или душа, в каждом человеческом существе является особым творением Бога, которое Бог вкладывает в человеческий плод после зачатия и перед его рождением. Поэтому он называет одну из своих книг, в которой излагает результаты исследований по нейрофизиологии мозга (как свои собственные, так и результаты своих коллег), "Эволюция мозга. Создание "я""44. Заключая свой труд, он суммирует свои представления следующим образом: "Поскольку в рамках материалистического подхода45 нельзя объяснить уникальность человека, я вынужден приписывать уникаль-
ность "я" или Души сверхъестественному духовному творению. Если объяснять ее в теологических терминах, то получается следующее: каждая Душа является новым божественным творением, которое вкладывается в растущий плод в какой-то момент между зачатием и рождением. К выводу о "божественном творении" нас подводит очевидность того, что внутреннее ядро каждого отдельного человека уникально. Я не считаю приемлемым никакое другое объяснение. Здесь не годится ни генетическая уникальность с ее фантастически невозможной лотереей, ни различия в окружающей среде — они не детерминируют уникальность каждого человека, а просто видоизменяют ее. Этот вывод имеет колоссальное теологическое значение. Он существенно поддерживает нашу веру в человеческую душу и в чудесное происхождение человека в результате божественного творения. При этом признается не только Трансцендентный Бог, Создатель Космоса, Бог, в которого верил Эйнштейн, но еще и любящий Бог, Которому мы обязаны нашим существованием"46.
Другой Нобелевский лауреат в области нейрофизиологии Чарльз С. Шеррингтон также придерживался дуалистической позиции. Он говорил по этому поводу следующее: "То, что человеческое существо может состоять из двух фундаментальных элементов, является, по-моему, не менее невероятным, чем то, что оно состоит из чего-то единого"4'.
Выдающийся нейрохирург Уилдер Пенфилд, который начинал как сторонник теории тождества, но спустя долгое время пришел к теории дуализма48, утверждает: "...гораздо легче строить рациональную концепцию бытия человека на основании двух элементов, чем не основании одного"49.
Оксфордский философ Ричард Суинберн, как мы видели выше, выступает против теории тождества и за дуализм, хотя он делает дополнение, что для полного удовлетворительного объяснения корреляции между процессами, имеющими место в головном мозге, и психическими процессами, следует выйти за пределы дуализма — к Богу50.
374
375
Но наша основная цель заключается не в том, чтобы показать, сколько сторонников у концепции дуалистического взаимодействия, и сколько у нее противников. Наша цель в том, чтобы понять смысл спора между монистами, с одной стороны, и дуалистами, с другой, независимо от внутренних различий между ними.
Смысл спора между монистами и дуалистами
Согласно дуалистическому интеракционизму, как следует из самого термина, не только сознание человека, или "я", находится под воздействием мозга, но и само "я" воздействует на мозг. Приведем весьма категоричное высказывание по этому поводу Карла Поппера:
"Моя задача заключается в том, чтобы показать, что скорее мозг принадлежит "я", нежели "я" принадлежит мозгу. "Я" почти всегда выступает в активной позиции. Активность "я", по моему мнению, является единственной подлинной активностью, которую мы знаем. Активное психофизиологическое "я" активно программирует мозг (представляющий собой компьютер). Сознание, как сказано у Платона, — это кормчий. Оно не является, как утверждали Давид Юм и Уильям Джеймс, "связкой или пучком" различных воспри ятий, потоком опыта и переживаний, то есть не является пассивным. Представление о пассивности сознания восходит к попытке пассивно наблюдать самого себя вместо того, чтобы, обращаясь к своему прошлому, стараться обозревать свои действия в прошлом.
Я считаю, что эти соображения показывают, что "я" не является "чистым эго"... то есть простым субъектом. Напротив, оно является невероятно сложным и богатым образованием. Подобно кормчему, оно наблюдает за тем, что происходит, и одновременно действует. Оно действует и претерпевает воздействия извне, вспоминая прошлое, планируя и программируя будущее. У него есть ожидания и установки. В сознании заключены либо в быстрой последовательности, либо наложенные друг на друга желания, планы, надежды, решения действовать, а также четко осознанное желание
быть активным "я", центром действия... И все это активно взаимодействует с колоссальной "активностью", имеющей место в головном мозге"51.
Однако монисты материалистического направления считают, что эту идею невозможно не только принять, но и даже понять. Каким образом нематериальная сущность, спрашивают они, — назовите ее "я", самостью, сознанием, душой или духом, или как-то иначе — может воздействовать или влиять на материальную сущность, каковой является головной мозг?"
Первая проблема здесь, говорят они, заключается в том, что наука ничего не знает о невидимых, нематериальных сущностях; она не может их измерять, не может осуществлять над ними эксперименты. Наука не может допустить их существование, они являются частью воображения людей. Это "бог из машины", или какой-то другой дух, который на самом деле не существует.
В этом рассуждении есть некоторая непоследовательность. Ни один ученый не видел кварка. Но тем не менее все ученые верят в то, что кварки существуют, поскольку можно вывести существование кварков из их воздействия на другие частицы и из тех следов, которые они оставляют в пузырьковой камере.
Более того, никто из ученых никогда не видел энергии. В действительности, никто не может сказать, что такое энергия. Лауреат Нобелевской премии по физике Ричард П. Фейнман в одной из своих последних книг посвятил целую главу теме сохранения энергии52. В этой главе говорится, в частности, следующее: "Важно понять, что сегодня физики не знают, что есть энергия. Мы не располагаем картиной, где энергия бы представала в виде капель определенного размера... Однако существуют формулы для некоторых количественных выкладок, и когда мы собираем их все вместе, то... всегда получаем одно и то же число. Это абстрактная сущность, и из нее нельзя вывести механизм или основания различных формул"53.
376
377
Но ученые не отказываются от веры в существование энергии на основании того, что они не знают, что это такое. Они могут видеть и измерять результаты ее действия.
Более того, утверждение, что только подобные друг другу вещи могут воздействовать друг на друга и потому нематериальное сознание не может воздействовать на материальный мозг, не подтверждается другими фактами. По мнению Поппера, "Вероятно, самый наглядный физический пример, опровергающий тезис о том, что только подобные вещи могут воздействовать друг на друга, заключается в следующем. В современной физике действие тел друг на друга опосредовано полями — гравитационным и электрическим. Таким образом, не подобное воздействует на подобное, а скорее тела воздействуют на поля, которые они преобразуют, а затем (преобразованные) поля действуют на другие тела"54.
Сюда же можно отнести наш каждодневный опыт: получение информации на уровне сознания, которое затем воздействует на наш мозг, эмоции и тело; при том, что получаемая информация является нематериальной (см. Раздел "Редукционизм" (Гл. 2).
Вероятно, здесь нам нужно остановиться и подумать, потому что мы так привыкли к получению информации — в письмах, газетах, по радио и телевидению, по телефону и в непосредственном общении и проч., что если мы не проявим должной аккуратности в оперировании понятиями, то можем легко смешать информацию с ее материальным носителем.
Представьте себе русскую женщину, сын которой уехал учиться за границу. Однажды она получает письмо от одного из его друзей. На первой странице письма говорится, что ее сын лучше всех сдал экзамены и получил награду университета, а на второй странице корреспондент сообщает, что, возвращаясь с процедуры награждения, сын женщины попал в аварию. Машина, на которой он ехал, врезалась в грузовик. Водитель погиб, а ее сын получил тяжелую травму и попал в больницу.
Когда сознание матери воспринимает информацию с первой страницы письма, это оказывает сильное воздействие на
ее физическое состояние: она расплывается в улыбке, а ее сердце радостно бьется. Но когда ее сознание воспринимает информацию со второй страницы, то это тоже оказывает мощное воздействие на ее тело: она холодеет от ужаса и начинает рыдать.
Очевидно, что полученная информация повлияла на организм женщины. Но какая информация поступила в ее сознание? В сознание, конечно, попала не бумага, на которой были написаны слова. И не чернила, с помощью которых эти слова были нанесены на бумагу. Чернила так и остались на бумаге после того, как женщина узнала информацию.
Текст письма был на русском языке, и поэтому она легко поняла значение слов. Однако слова сами по себе тоже не были информацией. Человек, не владеющий русским языком, мог посмотреть на текст и не получить из него никакой информации, хотя в принципе эта информация могла быть передана на другом, соответствующем, языке.
Конечно, по мере того как мать читала письмо, формы букв и слов, в соответствии с законами зрения, преобразовывались в электрические сигналы, которые шли от зрительного нерва к зрительному центру в коре головного мозга. Но и эти сигналы не были информацией, а только ее носителями. Электрические сигналы точно так же передавали бы буквы и слова в зрительный центр коры головного мозга, будь текст написан по-испански или по-английски. Но без знания испанского или английского языка, сознание не может извлечь содержащуюся в таком тексте информацию.
Что же такое информация? Информацией в нашем примере не был ни один материальный носитель. Таким образом, она не является формой материи, то есть она нематериальна. Информация восходит к сознанию человека, который написал письмо. Он решил, что она должна быть донесена до матери студента. В связи с этим перед ним встал вопрос, какой материальный носитель выбрать для передачи этой информации — звуковые волны, которые будут переданы с
378
379
помощью телефона? электронную почту, которая будет передана с помощью компьютера? или бумагу, ручку и чернила? Он выбрал последнее. Материальный носитель достигает получателя письма. Сознание женщины схватывает нематериальное значение, и после этого она уже не нуждается в его материальном носителе. Но это нематериальное значение оказывает мощное воздействие на ее мозг и тело.
Таким образом, нематериальная сущность или сила может воздействовать на материальную субстанцию. И это происходит в нашей жизни каждый день. Сторонники концепции дуалистического взаимодействия правы: нематериальное сознание может воздействовать на материальный мозг и тело.
Итак, анализируя поднятые в данном разделе вопросы, мы обращались к голосу интуиции, а также к голосам науки и философии. Завершая эту часть нашего анализа, прислушаемся к голосу того, что многие люди считают божественным откровением. Голос божественного откровения
Теисты, по определению, не видят проблемы в том, что нематериальная сущность может воздействовать на материальное тело. Бог, сказал Христос, — это Дух (Ин. 4:24). Именно по Его слову была сотворена материя, и именно Его слово послужило источником информации, которую мы обнаруживаем закодированной в материи (см. об этом с. 129 и след.). Именно Его сила, его могущественное Слово поддерживают Вселенную, ее существование и целостность (Евр. 1:3; 11:3; Кол. 1: 16-17). Именно Его слово, а не просто второй закон термодинамики, контролирует механизмы, которые в конце концов приведут мир к его концу (2 Петр. 3: 5-7).
Что же касается человека, то Библия учит тому, что он обладает дуалистической природой. Человек — не просто плоть, то есть материя, но еще и дух. Библия не презирает человеческое тело, в отличие от некоторых религиозных и философских концепций. Материя — это благо, и человеческое тело является составной — и славной — частью личнос-
ти человека. В этом нас убеждает Воплощение Сына Божьего в человеческое тело. А телесное Воскресение Христа является главным догматом христианской веры.
Но Библия учит нас, что человек — это больше чем тело. Бог, который Сам является Духом, формирует Дух каждого человека (Зах. 12:1). Именно дух, обитающий в человеке, знает и понимает то, что является для него типично человеческим (1 Кор. 2: 11). Дух человека не следует понимать как нечто тонкое, слабое и, в сущности своей, безжизненное. В Библии используется несколько понятий для характеристики богатства внутренней жизни человека: дух, душа, сердце, разум, совесть. Поскольку люди — это падшее племя, дух человека умер для Бога, подобно нарушенной телефонной линии, которая не обеспечивает связи. Поэтому дух человека должен быть возрожден Духом Божьим (Еф. 2: 1-10; Ин. 3: 1-16).
Если речь идет о жизни, то дух более важен, чем плоть (Ин. 6: 63). Когда дух покидает тело, оно умирает. Человеческий дух может существовать независимо от тела. Так, Христос, умирая, вручил Свой Дух в руки Господа (Лк. 23: 46. Точно так же сделал первый христианский мученик Стефан (Деян. 7: 59)). Дух физически умерших праведников покоится с Богом (Евр. 12: 23). Когда разбойник, распятый вместе с Христом, покаялся, Христос уверил его: "...Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43). Цель искупления человека будет достигнута, когда возрожденный человеческий дух в конце концов облечется в искупленное и прославленное тело (2 Кор. 5: 1-5; Рим. 8: 11, 18-23).
Выше мы говорили о том, какое удивительное существо человек, и его могуществе над природой. Затем мы говорили о том, что такое человек, что он — не просто вещество, как природа. Он обладает нематериальным духом, а на самом деле им является. Настал момент поговорить о власти человека над природой более подробно.
Таким образом, мы движемся дальше и познакомимся с еще одной стороной сущности человека, на сей раз — не столь приятной.
380
ПРИМЕЧАНИЯ
Софокл. Антигона // Античная драма. М.: 1970. Р. 192 - 193.
Deusexmachina(лат.) - "бог из машины". Выражение, применяющееся к неожиданностям, случайностям, искусственной, неправдоподобной развязке.
Некоторые ученые, отрицая дуалистическую позицию, отрицают также и материалистический редукционизм крайнего монизма. Они предпочитают называть себя последовательными реалистами.
Searle J. Minds, Brains and Science. L.: British Broadcasting Corporation, 1984. P. 99.
5. Weatherford R. C. Freedom and Determinism// Honderich T. (ed.). The Oxford Companion to Philosophy. Oxford, 1995. P. 293.
Юм Д. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1966. Т. 1. С. 365.
Там же. С. 450.
Crick J. The Astonishing Hypothesis: (The Scientific Search for the Soul). 1994. P. 3.
От англ. behaviour - "поведение".
Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity. N. Y.: Bantam Books, 1972. P. 96.
Skinner B. F. Science and Human Behaviour. N. Y.: Macmillan, 1953. P. 447.
Там же. P. 6.
Павлов И. П. Условный рефлекс // Мозг и психика. М. - Воронеж, 1996. С. 242.
Павлов И. П. Физиология высшей нервной деятельности // Мозг и психика... С. 196.
Nahem J. Psychology and Psychiatry Today: A Marxist View. N. Y.: International Publishers, 1981. P. 49.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. С. 88.
Там же. С. 85.
Там же. С. 50.
Popper К. R. and Eccles J. С. The Self and Its Brain: (An
382
Argument for Interactionism). L.: Routledge, 1997 (reprinted in 1998). P. 51 — 53. С концепцией трех миров К. Поппера можно познакомиться по книге: Поппер К. Логика и рост научного знания...
Hurley Th. Method and Relults: Collected Essays. L.: Macmillan, 1898. V. I. P. 240.
Popper K. R. Op. cit. P. 74 - 75.
Chalmers D. J. The Conscious Mind: (In Search of a Fundamental Theory). Oxford University Press, 1996.
Подрбную и очень полезную рецензию на книгу Чэл-мерса написал Эрик Ларсон (см.: Origins&Design. 1997. Vol. 17, N1, Winter.
24. Warner R. and Szubka T. (eds.). The Mind-Body Problem. Oxford: Blackwell, 1994. P. 21.
25. Нужно сказать, что существуют определенные слож ности в понимании того, что именно говорят сторонники теории тождества. См. подробнее: Popper К. and Eccles J. The Self and Its Brain... P. 81 — 93. Поппер говорит: "Я очень силь но сомневаюсь в том, что формулировка типа "психические процессы тождественны некоторым типам (физико-химических) процессов в мозгу" может быть понята буквально, поскольку со времени Лейбница мы понимаем, что если "а тождественно b". то любое свойство а. является свойством b. Некоторые сторонники теории тождества, видимо, утверж дают, что тождественность означает именно это. Но мне кажется более чем сомнительным, что они на самом деле имеют это в виду" (р. 82).
Таким образом, видимо, их тождество не означает, что, например, когда я говорю: "Я представляю себе прекрасный закат", я подразумеваю следующее: "Некоторые нервные процессы в моем мозгу протекают таким-то и таким-то образом", или, скажем: "Если вы увидите, как протекают нервные процессы в моем головном мозге, то вы увидите в миниатюре прекрасный закат". Положения теории тождества следует понимать в том смысле, что процесс любого типа, протекающий в сознании, какой бы характер он ни имел,
383
всегда совпадает по времени с процессом, протекающим в головном мозге. Следовательно, можно предположить, что процессы в сознании и в головном мозге — это одни и те же процессы.
Swinburne R. The Existence of God. Oxford: Clarendon Press. Revised edition. 1991. P. 167.
Polkinghorne J. One World... P. 92 - 93.
Dennett D. СDarwin's Dangerous Idea... P. 206.
Warner R., Szubka T. (eds.) The Mind-Body Problem... P. 31.
Ibid. P. 37.
Nagel Th. What Is It Like to Be a Bat? // Moral Questions. Cambridge, 1979. Цит. нo: Warner R., Szubka T. (eds.) The Mind-Body Problem... P. 64 - 65.
Polkinghorne J. Science and Creation. L.: SPCK, 1988. P. 71.
PollinghorneJ. Science and Providence. L.: SPCK, 1989. P. 10.
Jeeves M. Brain, Mind, and Behaviour // Whatever Happened to the Soul. Scientific and Theological Portraits of Human Nature. Minneapolis: Fortress Press, 1998. P. 73-98.
Dobzhansky Th. Evolutionary Roots of Family Ethics and Group Ethics // The Centrality of Science and Absolute Values. Proceedings of the Fourth International Conference on the Unity of the Sciences. N.Y., 1975. Vol. 1. P. 411.
"Человека не нужно сводить до уровня механизма путем отрицания того, что он не является богом (букв, духом) в механизме" (RyleG. TheConceptofMind. L.: Hutchinson, 1949. P. 328.
Davies P., Gribbin J. The Matter Myth. L.: Viking, 1991. P. 302 - 303.
Popper K. R., Eccles J. СThe Self and Its Brain. An Argument for Interactionism. Routledge, 1998. P. 105.
Декарт P. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 Т. М., 1989. Т. 1. Часть четвертая.
Термин "интеракционизм" в качестве эвкивалента
английского термина "interactionismиспользуется здесь как вспомогательный, поскольку он получил распространение в социологической литературе для названия одного из направлений социологии — так называемого символического интеракционизма.
Popper К. R., Eccles J. С. The Self and Its Brain... P. 148- 208.
Ibid. P. 554.
Ibid. P. 553.
EcclesJ. СEvolution of the Brain, Creation of the Self. L.: Routledge, 1996.
Свою мысль о том, что материалистическое объяснение не адекватно уникальности человека, Экклз поясняет в следующих специально-научных терминах: "Моя задача состоит в том, чтобы сосредоточиться на самом необычном событии в мире нашего опыта, а именно, на том, как каждый человек, представляющий собой уникальное существо, наделенное самосознанием, появляется на свет. Это чудо, которое находится за пределами области, подвластной научному объяснению. Нет сомнений, что каждое человеческое существо признает свою уникальность, и это признание, в свою очередь, ложится в основу социальной жизни и закона. Когда мы начинаем анализировать основания этого представления, то современная нейрофизиология говорит нам, что его нельзя объяснить в терминах организации человеческого тела. Остаются две другие возможности — мозг и Душа. Материалисты должны исходить из первого, но...
Если уникальность человека проистекает непосредственно из уникальности мозга, то мы должны задаться вопросом об уровнях уникальности последнего. Это не может быть уникальность всего бесконечного множества связей 10 000 миллионов клеток коры головного мозга. Эти связи постоянно изменяются, проявляя гибкость или, наоборот, ухудшаясь. Обычно в рамках материалистического подхода уникальность, с которой мы сталкиваемся, объясняется генетической уникальностью. Важно понимать, что фундаменталь-
384
385
ные связи в головном мозге человека существуют до его рождения и готовы к тонким изменениям в синаптических связях, которые развиваются на протяжении жизни в процессе обучения... Но существует колоссальный разрыв по уровню развития между генетическими инструкциями, обеспечиваемыми зиготой, и мозгом новорожденного. Когда-нибудь люди поймут, что шум, создаваемый развитием, делает хаотичной и непоследовательной любую попытку вывести уникальность человека из его генетической уникальности. И мы уже видели, что эта попытка наталкивается на бесконечно невероятную генетическую лотерею, которая управляет действительным существованием уникального генома человека.
Самый обычный и поверхностный ответ на эту загадку — это утверждение о том, что детерминирующим фактором в данном случае является уникальность опыта, накопленного "я" на протяжении жизни. Исследователи легко соглашаются с тезисом о том, что наше поведение и наша память и, в действительности, все содержание нашей внутренней сознательной жизни зависят от опыта, накопленного на протяжении всей жизни. Но несмотря на то, что в какой-то момент своей жизни под влиянием критических обстоятельств человек может существенно измениться, он по-прежнему остается самим собой, сохраняет свое "я", способное воспроизвести в своей памяти впечатления первого года жизни, или по крайней мере очень раннего детства, то есть он остается тем же самым "я", но в качественно ином обличье. Человеческое "я" нельзя устранить или создать вместо него новое "я"!" (Ibid. Р. 236 - 237).
Ibid. Р. 237.
Sherrington Ch. S. The Integrative Action of the Nervous System. Cambridge: Cambridge University Press, 1947. P. XXIV.
48. Penfield W. The Mistery of the Mind. Princeton: Princeton University Press, 1975. P. 97.
49. Ibid. P. 113-114.
50. Swinburne R. The Existence of God... P. 172.
51 Popper K. R., Eccles J. СThe Self and Its Brain... P. 120.
52. Feynman R. P. Six Easy Pieces. L.: Penguin Books, 1995.
P. 69 ff.
Ibid.P. 71 -72.
Ibid.P. 182.
386
Иллюстрации к Главе 12.
"Космос" приближается к "Салюту"
Большой космический модуль Космос-1443 приближается к космической станции Салют- 7. 1986 г. Рисунок Андрея Соколова
Юрий Гагарин
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем