4. Может ли человек стать богом?
Как мы уже говорили выше, гуманисты отрицают Бога. Но человеческое достоинство, права человека и свобода представляются им чрезвычайно важными. Они просто отрицают, что эти фундаментальные ценности исходят от Бога. Вместо этого они (или некоторые из них) выдвигают поразительную альтернативу: человек сам является богом, или, по крайней мере, находится в процессе превращения в бога.
Известный гуманист, профессор Пол Курц пишет: "Сам Бог является обожествленным человеком"6.
Профессор Эрих Фромм (1900 — 1980), который при жизни считался ведущим психологом гуманистического направления, озаглавил одну из своих книг "Вы будете, как боги"7. Данное название исключительно интересно, так как это строчка из библейского рассказа об искушении человека в Едемском саду. (Фромм был евреем и потомком нескольких поколений раввинов, но в возрасте двадцати шести лет отошел от иудаизма, стал твердым гуманистом-атеистом, видевшим мало различий между мировоззренческими установками гуманизма и атеизма.) В действительности, обещая "Вы будете, как боги", змей искушал Адама и Еву не подчиняться Богу и стать независимыми от Него (Быт. 3: 5). (Рекомендуем читателю еще раз обратиться к этому библейскому рассказу.)
Христианское понимание этого события заключается в том, что это искушение лежало в основе падения человека, которое затем привело к отчуждению, боли, греху и смерти (Рим. 5: 12-21; 2 Кор. 11: 1-3; ср. также 1 Кор. 15: 42-49).
Фромм трактует это событие совершенно иначе: "Христианская интерпретация истории акта неповиновения человека как "падения" затемняет ее ясный смысл. В библейском тексте даже не упоминается слово "грех"; человек бросает вызов верховной власти Бога, и он может бросить этот вызов, так как он является потенциальным Богом"8.
Для христианина такая интерпретация этого сюжета совершенно неожиданна. Ее, конечно, можно отнести на счет того, что идея "Вы будете, как боги" не меньше будоражит умы наших современников, чем она будоражила в течение многих веков умы наших предков, время от времени проявляясь в искушении самообожествления у некоторых претендентов на мировое господство вроде египетских фараонов, вавилонского царя Навуходоносора, персидского царя Да-рия (Дан. 6), Александра Великого, ряда римских императоров и тоталитарных диктаторов. Согласно Библии, она
396
397
проявится в полную силу, когда в конце концов какой-нибудь политик, "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею", сможет захватить власть над миром и "в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2: 4).
Но у интерпретации Фромма есть другой интересный аспект. Согласно Христу, цель искупления — это союз искупленных с Богом посредством Его Сына Иисуса Христа. Христос в молитве, обращенной к Своему Отцу, говорит по этому поводу:
"Не о них же [то есть апостолах] только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:20-23).
В других местах Нового Завета о той же самой цели говорится подобным же образом:
"...Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями..." (Рим. 8: 29).
Таким образом, сформулированное Фроммом атеистическое представление о возможности достижения человеком божественности внешне очень похоже на библейское представление о замыслах Бога относительно искупленного человечества. На самом деле, эти два представления отличны друг от друга, как небо и земля. Атеистическая концепция Фромма состоит в том, что человек, отвергнувший существование Бога, обретает возможность стать богом сам, вместо Бога, или, если Бог все-таки существует, противопоставить себя Богу и сделать это, полностью развив потенциал своих собственных независимых человеческих возможностей.
Славное положение сынов Божьих в единении с Христом и Богом дается по слову Божьему (а не по обещанию
змея). Оно обеспечивается им не их собственными усилиями, а как дар Божьей милости и власти через покаяние, веру, восстановление, союз с Христом и окончательное прославление.
Тем не менее слово Божье и обещание змея внешне похожи друг на друга и в то же время столь отличны, что трудно удержаться от того, чтобы не заподозрить, что второе является подделкой первого. Первое и самое главное отличие между ними заключается в том, что одно отрицает падение человека, а другое предполагает его.
Б. Вопрос о неизбежной порочности человека и о ее преодолении
Нет никаких сомнений, что в человеке есть что-то порочное. Достаточно краткого экскурса в долгую историю человеческого общества, чтобы убедиться, что его природа и поведение обременены серьезными дефектами. Даже достижения научно-технического прогресса не дают оснований считать, что человек смог обуздать свои глубокие пороки или хотя бы находится в процессе их искоренения: последний век истории человеческого общества дал больше свидетельств его порочной природы, чем любой другой.
И дело не только и не столько в мощных взрывах дикости, массовых убийствах, геноциде, этнических чистках и других преступлениях, в которых проявляется порочность человеческой природы, а скорее — в неразумном поведении каждого из нас, наносящем вред тому, кого мы любим больше других. Оно подрывает чувство защищенности у детей, разрушает семейную жизнь и ведет к социальному напряжению, а также к коррупции, заразившей бизнес и государственные институты.
Что за чудо человек, говорится в оде Софокла. И человек действительно чудо. Но в то же время он обременен серьезным пороком.
Нет никакого смысла подробно останавливаться на том зле, которое причинил человек в силу своей природы. Наша
398
399
основная задача состоит в том, чтобы, глядя в будущее, понять, есть ли у нас надежда на то, что порочная природа человека будет преодолена. Или же человечество обречено и дальше идти тем же страшным путем, каким оно шло на протяжении всей своей истории, включая историю XXв.?
Но прежде чем искать способ преодоления порочной природы человека, нам следует сначала правильно диагностировать причину болезни человеческого общества, а не довольствоваться борьбой с ее симптомами. Иначе говоря, мы должны задаться вопросом, является ли неправильное поведение человека просто поверхностными нарушениями, в сущности своей, здоровой нравственной натуры, типа, например, случайной головной боли; или это временная реакция на некоторую нравственную инфекцию или яд, попавший в моральный организм здорового человека и вызвавший реакцию типа гриппа или малярии; или это симптом некоторого фундаментального дефекта в нравственной, организации человека.
Атеисты ответят на этот вопрос, конечно, совершенно иначе, чем теисты, и в частности, христиане. Наша задача состоит в том, чтобы понять оба типа ответов. Поэтому начнем с атеистической точки зрения. 1. Человек, как и природа вообще, является закрытой системой причинно-следственных отношений. Его поведение жестко детерминировано.
Такова позиция бихевиористов типа Б. Ф. Скиннера, о котором мы говорили в Разделе 12.Б : "Гипотеза о том, что человек не является свободным, лежит в основании научного метода исследования человеческого поведения". И еще одно высказывание: "Мы должны ожидать открытия того, что поступки человека — это результат поддающихся определению условий и как только эти условия будут определены, мы сможем предвидеть его поступки и в некотором отношении влиять на них"9.
Действительно, под влиянием тех или иных факторов возникают плохие или хорошие привычки, а от плохих при-
вычек очень трудно избавляться. У некоторых людей развиваются психические состояния, когда они испытывают непреодолимые желания, которые приводят к тому, что они, например, начинают мыть руки несчетное число раз в день. Но от плохих привычек и навязчивых желаний можно все-таки избавиться, прибегнув к помощи специалистов.
Однако Скиннер говорит не об этом. Он говорит о том, что люди несущественно отличаются от биологических механизмов, которые могут функционировать только в соответствии с фиксированными причинно-следственными законами физики и биохимии.
Если бы это было верно, то положение человека было бы действительно очень серьезным. Не имея свободы воли, он был бы не лучше животного. Он не мог бы быть ни в чем виноватым. Он не мог бы нести никакой моральной ответственности.
И преодолеть подобное неприемлемое поведение можно было бы только обращаясь с ним не как с человеческим существом, а как с плохо отлаженным механизмом. И даже если бы оно было преодолено, положение человека все равно оставалось бы плачевным. Поскольку даже "плохо функционирующее" человеческое существо обладает большей ценностью и достоинством, чем робот, или хорошо обученная собака, или неслышно бегающая кошка.
Но бихевиоризм можно не принимать всерьез, поскольку сегодня его придерживается сравнительно небольшое число атеистов. И очень немногие бихевиористы сами верят в свое учение. Если они становятся жертвой обмана, то они призывают обманщика к ответу и, если это необходимо, требуют судебного разбирательства.
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем