Часть 2
ЧЕЛОВЕКИМИР
Глава 3. Вселенная—домчеловека
Глава 4. Какустроенживоймир
Глава 5. Спорывокругэволюции
Глава 6. Языковаяспособностьчеловека
Глава 7. Совпадениямеждунаучными представлениямиибиблейскойкартиной процессатворения
74
Глава 3. Вселенная—домчеловека
1, Человек во Вселенной — лилипут в стране великанов?
За последние годы наука добилась результатов, от которых захватывает дух. Космология, оперирующая на уровне сверхбольших величин, а физика элементарных частиц — на уровне невероятно малых величин, раскрыли нам поразительное строение Вселенной, в которой мы живем.
В древнем мире наблюдатель с хорошим зрением в ясную погоду мог увидеть тысячи звезд и ощутить необъятный простор небес. В наши дни, применяя мощнейшие оптические, инфракрасные, рентгеновские и радиотелескопы и ведя наблюдение как с Земли, так и из космоса, астрономы увидели потрясающую картину — Вселенную, невообразимо распростершуюся в пространстве и времени, содержащую огромное множество поразительных объектов, движущихся с невероятными скоростями: разного рода звезды — белые карлики, красные гиганты; астероиды, планеты; таинственные объекты, вроде квазаров, пульсаров и черных дыр.
Радует то, что фантастическая Вселенная, в которой мы живем, по-прежнему будоражит умы многих людей, о чем можно судить по растущему числу отличных книг по астрономии, выпускаемых во многих странах и посвящающих в тайны мироздания людей самого разного возраста. Созерцание удивительных картин ночного неба даже через самый обычный бинокль может вдохновить молодого человека на занятия наукой.
Однако прежде чем обратиться к современной научной картине мира, давайте задержимся на минуту, чтобы воздать должное тем замечательным результатам, которые были достигнуты древними астрономами, не располагавшими ни нашими развитыми теориями, ни научным инструментарием. Так, еще в IIIв. до н. э. Аристарху из Самоса удалось — хоть
и очень приблизительно — оценить расстояние от Земли до Луны и до Солнца, а также их размеры. Он пошел так далеко в своих оценках, что даже выдвинул предположение, что Солнце намного больше Земли и что именно Солнце, а не Земля является центром Вселенной! На том основании, что он не мог наблюдать параллакса, он сделал вывод, что звезды находятся очень далеко от Земли1. Эти идеи, чрезвычайно передовые для своего времени, впоследствии повлияли на исследования Коперника.
Сегодня, разумеется, мы располагаем куда более полной картиной нашего мира. Мы живем на одной из девяти планет, вращающихся вокруг звезды, которую называем Солнцем. Планета Земля удалена от Солнца примерно на 150 миллионов километров. Две планеты — Меркурий и Венера — располагаются ближе к Солнцу, а самая далекая от него планета — Плутон, находится от него на расстоянии около 6 миллиардов километров. Солнце, хотя оно и не такое большое, как некоторые звезды, в миллион раз больше, чем Земля.
Когда мы начинаем говорить об объектах, располагающихся дальше Солнца, то расстояния становятся столь большими, что километр оказывается слишком маленькой единицей измерения, и мы прибегаем к оценке расстояний с помощью световых лет. Световой год — это расстояние, которое свет проходит за один год, распространяясь со скоростью 300 000 км/сек. Таким образом, расстояние от Земли до Солнца составляет восемь световых минут. Световой год составляет примерно 9,5 триллиона км. Ближайшая к нам звезда — Альфа Центавра — находится на расстоянии четырех световых лет. Имеется около 50 звезд, располагающихся В пределах 17 световых лет от Солнца. Это наши ближайшие соседи, в сравнении с теми, кто находится от нас на краю наблюдаемой Вселенной, на расстоянии 10 миллиардов свети их лет.
Ученые оценили, что Солнце — эта ядерная печь, на поверхности которой температура составляет более 6 000° С.
76
77
В недрах Солнца происходит превращение водорода в гелий, за счет которого выделяется энергия, излучаемая в мировое пространство. Солнце является одной из примерно сотни миллиардов звезд, образующих нашу дискообразную Галактику с ее спиралевидными краями и центральной частью — Млечным Путем. Все множество звезд вращается вокруг центра диска, а сама Галактика величественно простирается во Вселенной на миллиарды миллиардов километров. Наше Солнце располагается примерно на половине пути от центра диска к краю. И это только наша Галактика, тогда как, по оценкам астрономов, скопления миллионов других галактик разбросаны по всей Вселенной. Таким образом, наш дом — это огромная Вселенная. Ее колоссальные размеры заставляют пас осознать, как мал человек. В масштабах галактики человек — не более, чем песчинка. Что же в таком случае представляет собой человеческое существо? И что такое Вселенная? Действительно ли Вселенная — наш дом, или мы просто ничтожно маленькие существа, временно обитающие на планете, вброшенные в мир материей и энергией, бесцельно и неосмысленно использующие законы природы?
Никто из нас не может спокойно пройти мимо этих проблем, ибо мир вокруг нас слишком сильно поражает воображение любого, кто задумывается о его сложности. И, наконец, мы не можем оставаться безучастными перед этими проблемами — ведь мы в этом мире живем! Наш разум призывает задуматься о том, каково отношение между нами и Вселенной.
И, как это всегда бывает, ответы на эти вопросы могут быть очень разными. Некоторые ученые считают, что мы чужие в этом мире — язва на лице Вселенной, существа, вброшенные в этот мир вихрем случайности и необходимости, управляющими физическим поведением Вселенной, продукт естественного процесса, лишенного сознания и цели, "в котором мы не предусмотрены", как сказал биолог Джордж Гэйлорд Симпсон2. Стефан Крейн высказывается в том же духе: "Человек сказал Вселенной: "Сэр, я существую". "Од-
нако, — ответила Вселенная, -- этот факт меня ни к чему не обязывает""3.
Но есть и другие люди, которые вместе с физиком Фрименом Дайсоном не чувствуют себя в этом мире чужими. Согласно Дайсону, "Когда мы смотрим на Вселенную и видим, как много случайных физических и астрономических явлений работает на нас, то создается ощущение, что Вселенная в каком-то смысле знала, что мы должны в ней появиться"4. Физик Пол Дэвис не считает, что человеческие существа — это просто скопление песчинок одушевленной космической пыли. Он пишет: "Не могу поверить, что наше существование в этом мире — это просто причуда судьбы, историческая случайность, произвольный всплеск в грандиозной космической драме. Наше присутствие в этом мире слишком тесно увязано со всеми остальными его частями. ...Наше присутствие здесь действительно предусмотрено"5. Очевидно, что Дэвис предполагает, что за Вселенной стоит Разум, Который в процессе формирования Вселенной принимал во внимание существование в ней человека.
Почему же появляются такие утверждения? Есть ли в самой Вселенной какие-либо признаки того, что мы занимаем в ней особое место? 2. Рациональная познаваемость мира
Одним из главных ключей к пониманию этого вопроса является то, что лежит в самом сердце процесса научного познания. И это — познаваемость мира, о которой мы коротко говорили выше в Разделе 2, В. 4. Альберт Эйнштейн, удивлявшийся этому фундаментальному представлению, однажды заметил, что самое непостижимое во Вселенной- это то, что она постижима. Одного этого факта достаточно для того, чтобы мы чувствовали, что наше место здесь, в этом мире, что мы здесь не чужаки. И что значимость человека нельзя определять по сугубо физическим параметрам, например, исходя из размеров его тела в соотношении с масштабами Вселенной. Удивительное дело! Эти маленькие человеческие существа обладают разумом, который позволяет им по-
78
79
стигать тайны Вселенной. Вселенная безмолвно смотрит на них. Она не может понять нас. Но мы можем понять ее. Мы можем смотреть на звезды, а они на нас смотреть не могут. Мы можем их измерять, а они нас измерять не могут. В этом смысле мы выше всей остальной Вселенной.
Удивительно, впрочем, не только то, что мир познаваем. Удивительна математическая природа его объяснения. Все мы справедливо считаем очевидной полезность математического знания. На чем основана возможность объяснения мира в математических терминах? Пол Дэвис относится к тем людям, которых не удовлетворяет простой ответ на этот вопрос, а именно, что фундаментальные законы природы являются математическими, потому что мы считаем фундаментальными те законы, которые сформулированы на языке математики. Одна из основных причин, по которой такое объяснение не может быть удовлетворительным, заключается в том, что большая часть математического аппарата, которая может быть успешно применена для объяснения мира, "была разработана как абстрактные упражнения в области чистой математики задолго до того, как она была применена к реальному миру. Исходные выкладки были совершенно не связаны с их последующими применениями"6. Поразительно, что самые абстрактные математические понятия, которые кажутся искусственными построениями человеческого ума, оказываются принципиально важными для различных областей науки, имеющих широкую область практического приложения. Примером тому служит эффективное использование абстрактной математической конструкции системы чисел, в которой число минус один имеет квадратный корень, при изучении электромагнитных волн (а следовательно, и в электронике).
Подчеркнем еще раз, что сама наука не может дать объяснения этому феномену. Согласно специалисту в области квантовой физики, члену Королевского Общества Великобритании Джону Полкингхорну, "Наука не объясняет возможность объяснения физического мира математическими
методами, поскольку утверждение, что такое объяснение, возможно, является предметом изначальной веры ученых"7.
В своем известном эссе "Непостижимая эффективность математики в естественных науках", опубликованном в 1960 г., Е. Вигнер, лауреат Нобелевской премии по физике, писал, что чрезвычайная полезность математики в естественных науках как нечто сверхъестественное, загадочное и не поддающееся рациональному объяснению может быть отнесено "к ведомству" веры8.
Итак, значимость математики в физике столь велика, что физики обращают особое внимание на те физические теории, математическое описание которых является особенно изящным. Другой лауреат Нобелевской премии по физике Поль Дирак даже принял красоту математических уравнений за их основное достоинство. Он писал: "...Более важной является стройность какого-нибудь уравнения, а не соответствие его эксперименту... По-видимому, для достижения успеха наиболее важным является красота уравнения, а также обладание правильной интуицией"9.
Чем это объяснить? Сама наука не может ответить на этот
вопрос.
Обратите внимание, что мы привели здесь замечания нескольких ученых с мировым именем, которые указывают на то, какую большую роль играет в науке вера. Это может удивить и даже потрясти многих людей, особенно если они разделяют распространенное заблуждение, что вера является исключительно сферой религии, а наука оперирует только фактами. Совершенно неправильно говорить, что наука не имеет ничего общего с верой, а религия — ничего общего с фактами.
Haшответ на вопрос, почему мир рационально познаваем, будет зависеть не от того, являемся ли мы учеными или нет, а от того, являемся ли мы теистами или материалистами. Теисты сочтут, что Вигнер не прав в своем утверждении, что не существует рационального объяснения познаваемости мира. Они скажут, что причина познаваемости лежит в природе Высшей Рациональности: как реальный мир, так и
80
81
математика восходят к Божественному Разуму, который сотворил и Вселенную, и человеческое сознание. Поэтому не удивительно, что математические теории, созданные разумом человека, сотворенного по образу и подобию разума Божьего, находят приложение в мире, источником происхождения которого является тот же самый творческий Разум. Как сказал однажды Стефан Хокинг, занимающий кафедру, которую когда-то занимал в Кэмбриджском университете Исаак Ньютон: "На основании всего, что мы знаем, было бы вполне непротиворечиво утверждать, что существовало Разумное Начало, ответственное за физические законы"10.
Оксфордский философ Ричард Суинберн, не отрицая, что наука объясняет мир, в то же время постулирует Бога, чтобы показать, почему наука может объяснять мир. Он указывает, что сам успех науки в демонстрации упорядоченности окружающей нас природы дает нам основания верить в причину самого этого порядка. Для Суинберна Бог не является альтернативой науке как объяснению природы: Он является основанием всякого объяснения в том смысле, что именно Его существование предоставляет такую возможность11.
С другой стороны, крайние материалисты, предполагая, в соответствии с логикой своего подхода, что не существует Разума, стоящего за материальной Вселенной, должны объяснять познаваемость мира в терминах процессов, не обладающих сознанием и разумом. При этом они сталкиваются с серьезной сложностью. На нее уже давно указал профессор Дж. Б. С. Холдейн (который, между прочим, сам является атеистом). Он писал: "Если мыслительный процесс у меня в голове полностью определяется движением атомов головного мозга, у меня нет оснований предполагать, что мои представления верны... следовательно, у меня нет оснований предполагать, что мой мозг состоит из атомов"12. Сложность здесь заключается в том, что само по себе представление о познаваемости мира предполагает существование разума, способного допустить возможность познания. На самом деле, уверенность в том, что процессы умственной деятельности
82
поставляют человеку подлинную информацию о мире, является фундаментальной предпосылкой всякого исследования, а не только исследования науки. Мы убеждены в том, что как человеческие существа мы наделены способностью мышления. Это допущение является столь необходимой предпосылкой любой мыслительной деятельности, что мы не можем подвергнуть его сомнению, поскольку оно должно предшествовать любому сомнению. Оно служит основанием, на котором строится вся другая интеллектуальная деятельность. Теизм дает этому допущению рациональное обоснование, тогда как материализм оказывается здесь беспомощным.
Человеческая рациональность относится к тем феноменам нашего мира, которые приводили мыслителей всех времен к выводу о том, что сам этот мир является продуктом деятельности некоего разума. Оксфордский философ Кейт Уорд говорит об этом следующее: "Большинство тех, кто глубоко задумывался о природе и происхождении мира, высказывало предположение, что существование мира свидетельствует о чем-то, выходящем за пределы этого мира, об источнике существования, который не обладает физической природой, а обладает великим разумом, силой и властью. Почти все великие философы-классики Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель, Локк, Беркли усматривали происхождение Вселенной в трансцендентной реальности. Они придерживались разных взглядов на эту реальность и подходили к ее анализу по-разному, но то, что наш мир не может быть объяснен из самого себя, и то, что он требует объяснения, которое ему внеположено, не вызывало у них сомнений"13.
Вероятно, самым важным следствием такого способа мышления явилось возникновение самой науки, поскольку не только философы считали Вселенную продуктом творческого разума, но и некоторые из величайших ученых мира. 3. Роль познаваемости мира в становлении и развитии науки
В XVI— XVIIвв. наблюдалось стремительное развитие науки. Этот период считается временем рождения современ-
83
ной науки. Встает вопрос: почему это произошло в данный конкретный момент истории? В заключении своего подробного исследования "Религия и возникновение современной науки" Р. Хойкаас дает следующую интерпретацию произошедшим событиям: "Столкновение греко-римской культуры с библейской религией после многих веков напряженных отношений между ними породило новую науку. Эта наука сохранила необходимые части древнего наследия, такие как математика, логика, методы наблюдения и эксперимента, но она регулировалась другими социальными и методологическими представлениями, которые вытекали, главным образом, из библейской точки зрения. Образно говоря, если мышцы науки были греческими, то витамины и гормоны — библейскими"14.
В одном из первых разделов книги мы упоминали ученых, сыгравших ключевую роль в формировании современной науки и веривших в Бога. Надо также отметить, что большая часть основателей Британского Королевского Общества (которое является, по существу, Британской Академией наук) были верующими. Другими словами, вера в Бога не только не является помехой в занятиях наукой, но и способствовала ее возникновению.
Встает еще один вопрос: если современная наука столь обязана теизму, то почему существует мнение о враждебности теистических представлений теории и практике подлинной науки и в обыденном сознании религия и наука считаются оппонентами? Ответственность за конфронтацию науки и религии обычно возлагают на религию. Профессор Дж. Д. Бернал говорит об этом следующее: "Вся история современной науки была борьбой между идеями, выросшими из наблюдения и практики, и предрассудками, возникшими у людей в результате религиозного воспитания..."15.
Следует признать, что переход от геоцентрической системы к гелиоцентрической занял примерно около века отчасти потому, что некоторые люди видели в новом подходе угрозу институциональному авторитету церкви.
Однако серьезные библеисты того времени указывали, что не существует противоречия между гелиоцентрической
системой и Священным Писанием. В частности, даже в период, предшествовавший деятельности Галилея, теолог и подвижник Реформации Жан Кальвин (1509 — 1564) призывал к изучению астрономии и медицины, которое с его точки зрения должно способствовать лучшему пониманию творения и мудрости Творца.
С того времени, когда Дж. Бернал написал о "борьбе" между наукой и религией, было проведено много исторических исследований, благодаря которым отношения между наукой и религией были радикально пересмотрены. Согласно современным историкам науки, таким как Колин Рассел, изображение отношений между наукой и религией как конфликта — не более чем карикатура. "Распространенная точка зрения, согласно которой... действительные отношения между наукой и религией за последние несколько веков были отмечены глубокой и устойчивой враждой между ними... является не только исторически некорректной, но и столь карикатурно-гротескной, что необходимо объяснить, каким образом эта точка зрения вообще могла претендовать на серьезное к себе отношение"16.
Итак, сделаем первый вывод: рациональная познаваемость мира свидетельствует о том, что за Вселенной стоит Высший Разум, который ее задумал и создал, Разум, с Которым сознание человека связано.
4. Гармония мира
Первая особенность окружающего нас мира, которая приводит ученых к мысли о том, что Вселенная — наш дом, — это ее познаваемость. Теперь рассмотрим ее вторую особенность: гармоничное устройство мира, его внутреннюю согласованность и соразмерность. Даже если Вселенная не обладает способностью осознания нашего присутствия в мире, наше присутствие в ней было явно предусмотрено. Ибо в той замечательной картине, которая постепенно вырисовывается в результате физических и космологических исследований, Вселенная предстает как поразительным образом сбалансированный механизм, способный поддерживать жизнь.
84
85
Новейшие исследования показали, что значения многих фундаментальных физических констант, начиная с энергетических уровней атома углерода и кончая скоростью расширения Вселенной, находятся в рамках, необходимых для существования жизни. Незначительные отклонения от этих значений сделали бы Вселенную непригодной для жизни. Таким образом, фундаментальные константы свидетельствуют о гармоничном устройстве мира, которое, по мнению многих ученых, как раз и требует объяснения.
Обратимся к некоторым примерам17. Прежде всего рассмотрим четыре фундаментальных типа взаимодействия. Первый тип г— это ядерное взаимодействие, которое управляет связью протонов и нейтронов в атомных ядрах. Будь оно на 2 % слабее, то связь между протонами и нейтронами была бы утеряна и Вселенная состояла бы из водорода, в ядре которого один протон и нет нейтронов. С другой стороны, будь это взаимодействие слишком сильным (хотя бы на 0,3 %), то было бы слишком много протон-нейтронных образований, то есть тяжелых элементов, а водород либо был бы редкостью, либо вообще не существовал.
Если бы электромагнитное взаимодействие было больше, чем оно есть, то обмен электронами, который делает возможным образование молекул, не имел бы места, поскольку электроны были бы связаны между собой слишком сильно. С другой стороны, если бы это взаимодействие было слабее, то электроны совсем не были бы связаны.
Слабое взаимодействие управляет, наряду со многими другими процессами, скоростью радиоактивного распада. Если бы оно было сильнее, то вещество слишком быстро преобразовывалось бы в тяжелые металлы; если бы оно было слабее, то существовали бы только более легкие элементы. Это взаимодействие должно быть очень точно сбалансировано, иначе жизненно необходимые элементы, которые, согласно мнениям ученых, возникли в глубине сверхбольших звезд, никогда бы не достигли Земли.
И, наконец, гравитационное взаимодействие, уровень которого определяет температуру "ядерного горна" звезд.
Если бы оно было сильнее, то температура звезд была бы столь высокой, что звезды сгорали бы либо слишком быстро, либо слишком хаотично, так что производство элементов, необходимых для жизни, было бы невозможно. Если бы сила притяжения была слишком мала, то звезды имели бы недостаточно высокую температуру для того, чтобы происходили нужные ядерные реакции, и потому не могли бы образовываться элементы, более тяжелые, чем водород или гелий.
Известный математик и астроном, профессор Фред Хойл обнаружил, что значения энергии основного состояния гелия, бериллия, углерода и кислорода должны соответствовать друг другу. Если бы они колебались в масштабе 3 — 4 % в любую сторону, то жизнь во Вселенной была бы невозможной. Даже такая степень согласованности была достаточна, чтобы Хойл пришел к выводу о том, что складывается впечатление, что "сверхразум жонглировал с физикой, а также с химией и биологией" и что "в природе не существует слепых сил, которые заслуживали бы обсуждения"18.
Итак, в некоторых приведенных выше примерах значения констант могут варьировать в пределах 3 — 4 %. Можно усомниться, что это свидетельствует о высокой степени гармонизации параметров. Однако все эти примеры могут показаться несерьезными на фоне некоторых других. Физик-теоретик Пол Дэвис, рассуждая о соотношении между сильным ядерным взаимодействием и электромагнитным, говорит, что если бы оно отличалось от имеющегося на одну де-сятиквадрильонную (10-13), звезды не смогли бы образоваться. Чтобы образовался мир, подобный нашему, необходим баланс между силой притяжения и слабым ядерным взаимодействием с точностью 10-40. Пример Дэвиса показывает точность, которая необходима снайперу, чтобы попасть в монету, находящуюся от него на расстоянии двадцати миллиардов световых лет!19 Если вам трудно себе это представить, приведем еще одну иллюстрацию, которую предложил астрофизик Хью Росс (мы используем эту иллюстрацию в несколько измененном виде). Покройте территорию России
монетами, уложенными столбиками, так чтобы столбики достигли Луны (расстояние до Луны составляет 380 000 км), затем сделайте то же самое для миллиарда других территорий, равных России. Затем покрасьте одну монетку в красный цвет и положите ее в один из этих столбиков. Завяжите глаза своему другу и попросите его, чтобы он нашел эту монетку. Вероятность того, что он ее найдет, составляет 10-40.
Обратимся еще раз к соотношению между постоянной электромагнитного взаимодействия и постоянной гравитационного взаимодействия. Оно должно быть точно выдержано; при увеличении его на число, равное 10-40, существовали бы только маленькие звезды, а при уменьшении на то же самое число — только большие. Но во Вселенной должны быть и большие, и маленькие звезды: большие являются фабриками элементов, а маленькие нужны для того, чтобы процесс их сгорания поддерживал жизнь на планете.
До сих пор мы говорили о поразительной точности соотношений фундаментальных констант во Вселенной. Эта точность значительно превышает возможности измерения, которые предоставляют современные приборы. Но космос несет в себе еще много других тайн и загадок. Утверждается, что если бы только через 10-43сек. после возникновения Вселенной (так называемое Планковское время) соотношение сил расширения и сжатия изменилось на величину, столь незначительную, как 10"55, то это вызывало бы либо слишком быстрое расширение Вселенной без образования галактик, либо слишком медленное, с последующим быстрым коллапсом (уничтожением)20.
Но тем не менее даже этот пример внутренней гармонии Вселенной затмевается феноменом, который, вероятно, сильнее других поражает воображение. В нашей Вселенной возрастает энтропия. Это факт, который заключен во втором законе термодинамики. Вот что говорит оксфордский математик Роджер Пенроуз: "Попробуйте вообразить себе фазовое пространство... всей Вселенной. Каждая точка этого фазового пространства представляет отличный от любого дру-
гого путь, с которого могла начаться Вселенная. Мы должны представить себе Творца, вооружившегося "указкой", нацеленной на одну из точек фазового пространства... Указывая на любую из этих точек, Творец создает Вселенную, отличную от Вселенной, имеющей своим истоком другую точку. Точность, необходимая для цели Творца, зависит от энтропии Вселенной, которая таким образом создается. Было бы достаточно "легко" создать Вселенную с высокой энтропией, поскольку тогда указка могла бы двигаться в фазовом пространстве большого объема. (Напомним, что энтропия пропорциональна логарифму объема данного фазового пространства). Но для того, чтобы положить начало Вселенной с низкой энтропией, так чтобы в ней действовал второй закон термодинамики, Творец должен оперировать в гораздо более малом объеме фазового пространства. Насколько малым может быть это пространство, для того чтобы возникла Вселенная, близко напоминающая ту, в которой мы теперь живем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Пенроуз использует формулу энтропии Бекенстайна-Хокинга, относящуюся к энтропии черных дыр. Он оценивает соотношение WkV, имеющемуся общему объему фазового пространства. Эти вычисления ведут его к утверждению, что "цель Творца" (выражение Пенроуза) должна соответствовать точности, измеряемой числом 1 к 10123, то есть 1, за которой следовало бы число нулей 10123, "числом, которое невозможно было бы написать в обычной десятеричной системе, потому что даже если бы вы смогли поместить ноль на каждой частице Вселенной, то частиц оказалось бы недостаточно"!21
Столкнувшись со множеством подобных примеров гармоничной организации Вселенной, мы, вероятно, согласимся с высказыванием Пола Дэвиса: "Кажется, что для создания Вселенной кто-то привел все количественные параметры Вселенной в соответствие друг с другом... Все это производит грандиозное впечатление замысла"22.
До сих пор мы рассматривали гармонию Вселенной на космологическом макроуровне. Однако имеется множество
88
89
более частных параметров Солнечной системы и Земли, необходимых для существования жизни. Некоторые из них очевидны. Таково расстояние между Землей и Солнцем. Если бы оно было меньше, то испарилась бы вода, а если было бы больше, то температура Земли была бы слишком низкой для существования жизни. Изменение всего на 2 % повлекло бы за собой исчезновение жизни. Притяжение Земли и температура являются критическими и с точки зрения атмосферы, то есть сочетания газов, необходимого для поддержания жизни. Планета должна вращаться с определенной скоростью. Если бы она вращалась слишком медленно, то различия между дневной и ночной температурой были бы слишком резкими, а скорость ветра слишком сильной. И т. д. Астрофизик Хью Росс23 приводит 33 параметра, которые должны выполняться для того, чтобы жизнь существовала. Он также делает приблизительный, но в то же время осторожный подсчет, согласно которому оказывается, что вероятность существования Вселенной составляет 10-30.
Арно Пензиас, лауреат Нобелевской премии по физике за открытие космического микроволнового фонового излучения, подводит следующий итог своим размышлениям: "Астрономия приводит нас к выводу о том, что когда-то произошло уникальное событие — создание Вселенной из ничего, создание мира, уникального с точки зрения очень точного равновесия, необходимого для обеспечения условий существования жизни, такого мира, в основании которого лежит (можно сказать, "сверхъестественный") замысел"24.
Ученых-теистов часто обвиняют в том, что они верят в Бога потому, что не могут объяснить какие-то явления, то есть в том, что Бог нужен им только для прикрытия своего незнания (или лени) в тех случаях, когда не находится научной интерпретации каких-то явлений. И это, конечно, неверно, если принять во внимание приведенные выше данные и их анализ, на основании которых идея "сверхъестественного замысла" кажется наиболее адекватной для объяснения гармонии Вселенной. Представление о гармонии Все-
ленной возникло именно в результате прогресса в области научных исследований, а отнюдь не как домысел невежественного ума. Современные аргументы в пользу Разумного Создателя являются абдуктивным выводом, обеспечивающим наилучшее объяснение и основанным на все увеличивающемся потоке примеров гармоничного устройства окружающего нас мира.
5. Антропный принцип и гипотеза о множественности миров
Представление о том, что Вселенная должна быть очень хорошо упорядочена для того, чтобы поддерживать жизнь, был назван антропным принципом (от греч. antropos~ "человек"). Одна из многочисленных формулировок этого принципа заключается в следующем: Вселенная является такой, какая она есть, потому, что она должна быть такой для поддержания жизни. Введение этого принципа учеными вызвало бурную дискуссию, поскольку принято считать, что наука не может принимать во внимание идеи, связанные с конечной причиной (телеологию), она может оперировать только более узким понятием функции.
Вместе с тем некоторые ученые и философы утверждают, что не следует удивляться упорядоченности и гармонии окружающего нас мира, поскольку если бы этой упорядоченности не было, то жизнь, основанная на углероде, была бы невозможна и не было бы и нас, наблюдателей порядка и гармонии. Однако, как указывает философ Джон Лесли, подобная аргументация похожа на рассуждение о том, что если вы стоите напротив отряда стрелков из 50 человек, направляющих на вас ружья, то не следует удивляться, если вы останетесь в живых после того, как они выстрелят25. В конце концов это единственный результат, который вы можете наблюдать: если хотя бы одна пуля попала бы в вас, то вы были бы мертвы! Однако вы по-прежнему можете понимать, что есть что-то заслуживающее объяснения, а именно почему все они промахнулись? Было ли это преднамеренным планом? Лесли доказывает, что гармония Вселенной предоставляет нам
90
подлинное доказательство только двух возможностей. Первая возможность — это реальность Бога. Единственный способ избежать этого вывода — поверить в так называемую гипотезу "множественности миров", которая недавно была изложена в книге Дэвида Дойча "Фабрика реальности"20, в которой постулируется одновременное существование множества -- и даже бесконечного множества — параллельных миров, где (почти) все, что теоретически возможно, в конце концов становится действительным, так что нет ничего удивительного в существовании Вселенной, подобной нашей.
Дойч (Оксфорд), специалист по квантовым вычислениям, естественно, основывается в своей теории на квантовой физике. В то же время Джон Полкингхорн, выдающийся теоретик в области квантовой физики и член академии, отвергает эту концепцию: "Давайте рассмотрим эти спекуляции как таковые. Это не физика, а, в строгом смысле слова, метафизика. Не существует сугубо научных оснований веры в множественность миров. А как теоретическая конструкция эти миры не поддаются изучению. Другое возможное объяснение, обладающее равной интеллектуальной респектабельностью и, с моей точки зрения, более четкой структурой и организацией, состоит в том, что этот мир имеет данное устройство потому, что он был сотворен по воле Творца, Который хотел, чтобы он был именно таким"27. Оксфордский философ Ричард Суинберн соглашается с этим мнением: "Постулирование триллионов триллионов других миров, вместо постулирования Одного Бога, для того чтобы объяснить упорядоченность нашего мира, кажется верхом иррациональности"28.
Специалист в области космологии Эдуард Харрисон рассуждает аналогичным образом: "Итак, мы располагаем доработанным и модернизированным космологическим доказательством существования Бога — доказательством, основанным на идее замысла и плана, разработанным Пэйли. Важнейшим доказательством божественного замысла является гармония и упорядоченность Вселенной. Подумайте,
какая точка зрения вам ближе: слепой случай, который требует множества миров, или план, который предполагает только один мир... Многие ученые в своих предпосылках склоняются к телеологическому аргументу или идее замысла"29.
Второй вывод. Точность и упорядоченность Вселенной является доказательством того, что нам суждено здесь быть, что этот мир действительно является нашим домом. 6. Для чего мы здесь?
Итак, мы убедились в том, что Вселенная содержит определенные признаки наших связей с ней. Рациональная познаваемость мира указывает на существование Разума, к Которому восходит как Вселенная, так и наше сознание. Именно поэтому мы можем заниматься наукой и открывать математические закономерности, которые лежат в основании наблюдаемых нами явлений. Кроме этого, к осознанию неслучайности появления человека во Вселенной приводит постоянно углубляющееся понимание гармонии Вселенной в целом и упорядоченности устройства планеты Земля, в частности. Земля — наш дом.
Но если существует Разум, Который стоит за Вселенной, и если этот Разум предначертал нам жить в этом мире, то встает действительно важный вопрос: зачем мы здесь? Какова цель нашего существования? Именно эти вопросы всегда волновали человека.
Мы уже убедились в том, что научный анализ окружающего нас мира не в большей степени может дать ответ на этот вопрос, чем, скажем, научный анализ пирога, испеченного вашей тетушкой, может дать ответ на вопрос, почему она это сделала (см. Раздел 2, Б.1.). Разумеется, научный анализ пирога может сказать нам, что он съедобен, а также, что велика вероятность, что он был сделан из расчета на человека, поскольку его компоненты относятся к продуктам питания человека. Другими словами, наука может сказать о том, что изготовление пирога было подчинено какой-то цели. Но какой именно, она сказать не может. Было бы абсурдно искать эту цель в самом пироге. Только ваша тетушка может сооб-
92
93
шить нам ее. Подлинную науку не смущает то обстоятельство, что она не может обеспечить знание о высшей причине — ученые просто признают, что они не располагают методами получения этого знания.
Поэтому было бы серьезной логической ошибкой пытаться понять, зачем мы присутствуем в этом мире, с помощью анализа компонентов, составляющих Вселенную: се материала, структуры и протекающих в ней процессов. Ответ на этот вопрос лежит за рамками нашего мира, он исходит из кого-то или чего-то, что связано со Вселенной так же, как ваша тетушка связана со своим пирогом.
Каким образом мы можем убедиться, что это так? Да, мы можем видеть, что существуют данные, свидетельствующие о том, что за Вселенной стоит Разум, Разум, который предначертал нам быть здесь. И мы наделены сознанием. Поэтому не будет нелогичным считать, что одна из основных причин наличия у нас сознания состоит не в том, чтобы мы были способны исследовать восхитительный мир, который является нашим домом, но чтобы мы были способны понимать Разум, который дал нам этот дом.
Далее. Мы, люди, способны выражать свои мысли и сообщать их другим людям. Было бы очень странно, если бы Разум, к Которому восходит наш Разум, был менее способен к самовыражению и коммуникации, чем мы. Л это, в свою очередь, ведет к еще одному вопросу: существует ли какое-нибудь надежное доказательство того, что этот Разум когда-либо говорил с нашим миром?
Древние космологии населяли мир самыми разными богами и возводили их происхождение к первичному материальному хаосу Вселенной, так что боги оказывались в конечном итоге органичной ее частью. Они не могут служить ответом на наш вопрос, так как мы взыскуем Разума, существующего независимо от Вселенной.
Греческий философ Аристотель сформулировал понятие "недвижимого двигателя", который, сам оставаясь неизменным, меняет другие вещи. Он считал, что этот "недвижимый
двигатель" в определенном смысле внеположен Вселенной, и считал абсурдной идею о том, что принцип изменения должен быть заключен в ней самой. Однако "недвижимый двигатель" Аристотеля был слишком отдаленным и абстрактным, чтобы проявлять интерес к общению с нашим миром.
Задолго до Аристотеля была написана первая книга Библии. Она начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1: 1). Это высказывание совершенно противоположно тому, что говорится в других космологиях того времени, таких как вавилонская, где боги являлись органической частью мира и где мир описывается как проистекающий из бога. В библейской Книге Бытие утверждается, что есть Творец, существующий независимо от Вселенной. Это утверждение составляет основание иудаизма, христианства и ислама. Христианский апостол Иоанн толкует этот постулат следующим образом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело-веков..." (Ин. 1ч 1-4).
Это толкование заслуживает особого внимания/Прежде всего здесь говорится о том, что за нашей Вселенной стоит Разум. Греческое слово Logos, которое переводится на русский язык как "Слово", использовалось греческими философами для обозначения рационального начала, управляющего миром. В этом толковании заключено теологическое объяснение рациональной познаваемости Вселенной: она является продуктом божественного Логоса. Более того, апостол Иоанн сообщает нам, что за нашей Вселенной стоит не просто рациональный принцип, а Сам Бог-Творец, то есть не абстракция или даже не безличная сила, а личностный Iюг. И Он не является частью мира. Вспомните наш простой пример с тетушкой, состряпавшей именинный пирог. Этот пример может казаться наивным, но он хорошо передает смысл отношений между создателем и результатом его деятельности.
94
95
Бог вечен, а Вселенная — нет. "В начале было Слово...", то есть "в начале Слово уже было...". Бог был всегда. Это мир зависит от Бога, а не Бог — от мира.
В этом контексте встает закономерный вопрос о ценности человеческих существ. Согласно апостолу Иоанну, "в Нем [Слове] была жизнь, и жизнь была свет человеков...". А каким образом жизнь проявляет себя как свет? Особенно важно понять, как проявляет себя в этом качестве жизнь человека, способного к самовыражению, способного чувствовать и взаимодействовать с другими людьми. О чем свидетельствуют все эти виды жизнедеятельности человеческого существа? По крайней мере, о том, что источник нашего существования не менее значим, чем мы сами. В подтверждение этой мысли Книга Бытие говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1: 27). Таким образом, человеческие существа уникальны на фоне всего остального тварного мира, божественное Слово вместило в нас образ Самого Бога, сделало нас разумными существами, тем самым наделив нас способностью понимать Его Разум и вступать в отношения с Тем, для Кого мы были сотворены, и наслаждаться этими отношениями. Именно это глубокое утверждение содержится в словах апостола Иоанна. Так как он сообщает нам не только об акте творения, совершенном Богом-Логосом. Он сообщает нам и о том, что сам явился свидетелем уникального исторического события: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины..." (Ин. 1:14). А на вопрос, какова была цель этих событий, свершившихся двадцать веков тому назад, апостол отвечает следующее: "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими..." (Ин. 1: 10-12).
Давайте на минуту остановимся и подумаем о том важнейшем факте, что хотя в науке ничего не говорится о подобных вещах и она не претендует на то, чтобы говорить о
них, эти вещи тем не менее не только согласуются с научными данными, но и служат ключом к объяснению того, почему наука показывает нам, что вечный Бог-Слово задумал и сотворил наш мир.
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем