4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
Переходим к рассмотрению точки зрения марксизма-ленинизма. В связи с этим еще раз напомним читателю, каков характер данного обзора представлений о нравственности и какие конкретно аспекты этических систем нас интересуют. В наши задачи не входит подробное изучение соответствующих этим теоретическим системам этических практик. Нас интересуют этические системы на предмет того, основаны ли они на каком-то абсолютном моральном принципе, который в силу своей абсолютности полагается в качестве предписания каждому разумному человеку, или фундаментальный принцип этих систем выбирается произвольно.
Марксистский подход отличается от других рассмотренных выше атеистических концепций морали тем, что марксисты не стремятся построить мораль непосредственно на биологических явлениях и процессах. Согласно марксизму, подлинная мораль состоит в практических действиях, адекватных социально-экономическим условиям, возникшим в ходе материально-исторического развития человеческого общества. Маркс, разумеется, принимал дарвиновское учение об эволюции33, и марксистское учение диалектического материализма является по сути своей эволюционным. Но диалектика, проявления которой марксисты видят на всех уровнях устройства мира, и в частности в истории, вряд ли может трактоваться как нравственная ценность: это скорее сила, процесс, свойство сознания, которым наделена определенным образом организованная материя: она обеспечи-
306
307
вает необходимые условия для достижения подлинно марксистской нравственности, а также, вероятно, импульс ее достижения и гарантию, что эта нравственность в конце концов возобладает. Но она вряд ли может быть рассмотрена как нравственная ценность сама по себе.
На какой же ценности основывается марксистская этика? Не на какой-то абсолютной нравственной ценности, которая рассматривается как нечто абсолютно верное и общезначимое для всех времен и народов, как, скажем, законы арифметики.
Ф. Энгельс:
"Мы... отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий. Напротив, мы утверждаем, что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества"34.
С другой стороны, несмотря на то, что говорит Энгельс, время от времени среди огромного количества работ, написанных в марксистской традиции, появляются работы, где можно найти рассуждения, которые можно счесть за свидетельства того, что марксизм признает одно "высшее" и, видимо, вечное и неизменное благо, которое выступает мерилом всех остальных действий и вещей, а именно свободу. Говард Селзэм:
"...борьба за свободу... является сама по себе нравственной или справедливой, потому что свобода является высшим благом и потому, что только посредством свободы можно судить все действия и институты"35.
Высшей ценностью, согласно Т. М. Ярошевскому, является человек, каждая реальная личность. При этом речь идет не о представителях отдельных классов, а обо всех трудящихся массах. Источником моральных ценностей является не индивид, сосредоточенный на самом себе. Моральные
ценности производятся людьми в процессе коллективного труда36.
В отличие от марксизма, иудаизм, христианство и ислам считают, что человеческие существа, независимо от их национальности, классовой принадлежности и гражданства обладают бесконечной ценностью, так как они сотворены по образу и подобию Божьему. Именно эта ценность каждого человеческого существа и определяет место человека в этическом кодексе. Марксизм же отрицает это основание ценности человека. В. И. Ленин:
"В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога"37.
Прокомментируем это высказывание. Вполне возможно (и, если это так, то совершенно непростительно), что некоторые помещики и представители духовенства во времена Ленина использовали имя Бога для того, чтобы "проводить свои... интересы". Подобное предосудительное поведение наблюдалось еще во времена Христа. И Христос осуждал подобное поведение фарисеев и саддукеев (Лк. 11: 39-46). Он особенно сурово осуждал лицемерных богословов, которые "любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и пред-возлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение" (Лк. 20:46-47). Апостол Христа Иаков осуждал алчных богачей своего времени: "Послушайте вы, богатые: плачьте
308
309
и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная [то есть недоплаченная работникам (прим. перев.)] вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как-бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам" (Иак. 5: 1-6). И иудейские пророки (такие как Исайя, Иеремия, Иезекииль, Амос) столь же сурово и упорно осуждали тех, кто угнетал трудящихся людей.
В этом свете кажутся несколько странными рассуждения Г. Л. Андреева, который писал, что, согласно морали, господствующей при капитализме, нравственным считается то, что способствует сохранению и укреплению системы эксплуатации и получению прибыли. А религия просто обосновывает эту несправедливую, кровавую и бесчеловечную систему от имени Бога38.
Наверное, можно представить себе такую ситуацию, когда марксисты, сначала отвергнувшие Бога, впоследствии смогли бы одобрить такого Бога, который подвиг Своих пророков защищать угнетенных. Однако они совершенно определенно отвергли идею, что каждое отдельное человеческое существо обладает абсолютной ценностью как созданное по образу и подобию Божьему. В. И. Ленин:
"Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов"39.
На чем же в таком случае основывается нравственность, если отрицаются ее "внечеловеческие" основания? Обратимся еще раз к рассуждениям Ленина:
"Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нрав-
ственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение. Боженька такого объединения не создаст. <...> Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата"40.
Ленин, очевидно, выступает здесь не как философ, заботящийся о точности понятий, а как оратор и пропагандист, поскольку он не думает, что для большинства людей справедливость — это необходимая составляющая нравственности. Высказывание о том, что "нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата" для любого человека, не являющегося сторонником данной идеологической системы, звучит странно, поскольку из него следует, что интересы пролетариата выше соображений справедливости. Не менее странно и даже угрожающе звучит и то, что "нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата", поскольку справедливость ставится в зависимость от интересов классовой борьбы.
Вот как рассуждает о коммунистической морали один из современных марксистов В. Н. Колбановский. С точки зрения коммунистической нравственности, пишет он, морально то, что способствует уничтожению старого эксплуататорского строя и построению нового коммунистического общества. Все, что мешает построению коммунизма, аморально. Нравственный человек, с позиций коммуниста, — это человек, который отдает все свои силы и энергию делу борьбы за новое коммунистическое общество"41.
Отсюда можно сделать вывод, что марксизм провозглашает абсолютное основание нравственности, которое заключается в том, что каковы бы ни были интересы классовой борьбы пролетариата в деле его борьбы, они являются по определению нравственными. А поскольку это так, то понятно,
310
311
почему коммунистические вожди считали, что они могут — и, вероятно, даже должны — использовать любые методы для достижения бесклассового общества и рая на земле и какими бы эти методы ни были, то простое обстоятельство, что они использовались для достижения бесклассового общества, придавало им свойство подлинной нравственности. Цель оправдывала средства, пусть даже если цена достижений была равна миллионам жизней конкретных людей. И. Сталин:
"Короче: диктатура пролетариата есть неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс" (выд. в оригинале. — Перев.)42. Никита Хрущев:
"Наше дело свято. Тот, чья рука дрогнет, кто остановится на полпути, чьи колени задрожат, пока он не уничтожит десятки и сотни своих врагов, поставит революцию под угрозу. Тот, кто пощадит жизнь нескольким врагам, заплатит за это сотнями тысяч жизней лучших сынов наших отцов...'43.
Дадим некоторые дополнительные комментарии по поводу приведенных выше высказываний о нравственности.
Если то, что говорит Энгельс, истинно и не существует вечных принципов, единых для всех периодов человеческой истории и всех наций, то коммунистическая нравственность должна казаться, по крайней мере, тем, кто занимает внешнюю по отношению к ней позицию, вопросом вкуса, склонностей и предпочтений. Конечно, призыв к справедливости по отношению ко всем людям на основании того, что все они равны и имеют право на свободу, крайне привлекателен. Но определение справедливости и нравственности как интересов одного конкретного класса не может не казаться произвольным остальному человечеству.
Как Маркс, так и Гитлер были сторонниками дарвиновской теории эволюции, а не представления о том, что человек
сотворен Богом. Гитлер использовал теорию эволюции для обоснования идеи "сверхчеловека", а Маркс (посредством исторического материализма) — для обоснования идеи о том, что пролетариат как класс является носителем высшей мо рали. Как гитлеровский режим, так и режимы, опиравшиеся на марксистскую идеологию, уничтожили миллионы людей в целях утверждения своего идеала "человеколюбия". Если считается, что за пределами материалистических сил эволюции нет Творца, который бы служил основанием ценности человека, то тогда на основании какого критерия нужно делать выбор между теориями Маркса и Гитлера? 3. Коммунисты в ответ на заданный выше вопрос могут ответить следующее. История уже доказала достоинства теории Маркса, поскольку развитие диалектико-историческо-го процесса с неизбежностью привело к свержению буржуазии и установлению господства пролетариата. С такой же неизбежностью однажды будет установлено бесклассовое общество и рай на всей земле.
Неизбежность исторических изменений является в марксизме еще одним предметом абсолютизации, причем абсолютизации настолько сильной, что поскольку материя считается марксистами вечной, а изменение полагается ее необходимым свойством, то отсюда делается вывод, что процесс изменений не прекратится, даже если наступит коммунистическое завтра. Последнее в силу данной закономерности будет превращаться в нечто иное.
Надо сказать, что природа исторического материализма и деятельность человека являются у марксистов предметом бесконечных жарких споров44. Единственный пункт, по которому разногласий между ними, видимо, не существует, — это вопрос о том, что исторический материализм — концепция не фаталистская, а детерминистская. Она не освобождает человека от необходимости бороться и является действенной только благодаря человеческим усилиям. И все же из чтения сочинений марксистов следует, что диалектика материально-исторического процесса не только обеспечива-
312
313
ет необходимые условия для борьбы человека за "светлое коммунистическое будущее", но и является глубинной тенденцией, которой невозможно противостоять и которая ведет к триумфу коммунистической революции, бесклассовому обществу и раю на земле, к конечной победе и торжеству коммунистической нравственности.
О колоссальной силе мысли и влиянии Маркса, Ленина, Сталина, Хрущева и их последователей говорит то, что они смогли вдохновить миллионы людей нескольких поколений на борьбу, страдания и смерть во имя обещанного рая.
Печальная реальность такова, что многие из этих энтузиастов погибли, а рай, ради которого преданные борцы за коммунизм шли на лишения, боль и смерть, так и не наступил. А поскольку, согласно марксизму, не существует Бога, воскресения и жизни после смерти, то они никогда не воспользуются плодами своей жертвы.
Каким же образом обосновывается марксистская этическая система, побуждающая, вдохновляющая и принуждающая людей жертвовать собой, страдать и умирать ради рая, который им не суждено увидеть? Почему люди видят свой моральный долг в борьбе, страданиях и смерти за будущие поколения, которых они никогда не узнают и которые никогда не узнают их? И что может быть источником этого морального долга? Просто материализм?
5. Человек устанавливает моральный закон сам.
Коротко рассмотрим точку зрения на мораль светских гуманистов. Термин "светский гуманист" относится к очень многим людям, концепции которых существенно различаются между собой. Единственное, что их объединяет, — это убеждение в том, что Бог не существует и человек должен сам контролировать свое поведение, стремясь вести себя в соответствии с моралью.
В число людей, которые были удостоены звания "гуманист года" входят такие известные деятели, как Джулиан Хаксли (1962), Эрих Фромм (1966), Б. Ф. Скиннер (1972), Андрей Сахаров (1980), Карл Саган (1981), Айзек Азимов
(1984), Джон Кеннет Гэлбрейт (1985), Ричард Докинз (1996).
Все гуманисты, как мы уже говорили выше, являются сторонниками атеизма. Все они разделяют ту или иную версию атеистической эволюции. В отличие от социал-дарвинистов, социобиологов или сторонников диалектического и исторического материализма, они не всегда строят свои этические концепции на биологии или истории. Но все они согласны в том, что, когда речь идет о морали, правила устанавливает человек, а не Бог.
Профессор Пол Курц (Государственный университет штата Нью-Йорк, Буффало), один из главных авторов и редактор "Гуманистического манифеста"45:
"Гуманизм в любом прямом смысле этого слова не может быть применен к тому, кто все еще верит в Бога как в источник мира и его создателя"46. Профессор Макс Хокатт:
"Фундаментальный вопрос этики заключается в том, кто создает правила: Бог или человек? Согласно теистам, их создает Бог, согласно гуманистам, — люди. Различие между теизмом и гуманизмом — фундаментальное различие в этической теории"47.
Позиция гуманистов совершенно ясна, но, по их собственному признанию, она наталкивается на целый ряд проблем.
Проблема этического релятивизма
Легко сказать, что правила устанавливают люди, и, на первый взгляд, это означает свободу от нравственной тирании, которая, по мнению многих людей, заключена в нравственности, определяемой Богом.
Но что значит, когда мы говорим, что правила устанавливают люди? Значит ли это, что каждый человек может установить свои собственные правила?
На первый взгляд, кажется, что это совершенно невозможно. Разве можно было бы играть в футбол, если бы во время игры каждый игрок пользовался своей системой пра-
314
315
вил? И как была бы возможна цивилизованная жизнь, если бы люди могли выбирать: лгать им или нет, убивать или нет, красть или нет, — в зависимости от того, какие правила они себе установили?
Тем не менее некоторые ведущие гуманисты, видимо, склонны одобрять — пусть и не абсолютный — этический релятивизм, и не будет преувеличением сказать, что, когда дело доходит до практики, этический релятивизм становится правилом, которому многие гуманисты действительно следуют в своей жизни. Доктор Артур Э. Гравэтт:
"Нравственность или безнравственность любого поведения, включая сексуальное, находится в контексте "ситуационной этики". При таком подходе нравственное поведение может отличаться от ситуации к ситуации. Данный способ поведения может быть нравственным для одной личности и безнравственным — для другой, нравственным в один момент времени и безнравственным — в другой. Нравственность поступка определяется "законом любви", то есть степенью, в которой любовь и забота о других являются фактором, определяющим отношения между людьми"48. Пол Курц:
"Гуманисты... провозглашают ценность свободной мысли и точку зрения, согласно которой этические ценности зависят от человеческого опыта и потребностей. Это означает, что этика не должна выводиться из каких-то теологических или метафизических утверждений о природе высшей реальности, что она может быть автономной и что этические суждения в определенной мере могут быть основаны на рефлексивном вопрошании"49.
Однако не всех гуманистов удовлетворяет этический релятивизм подобного рода. Профессор Макс Хокатт:
"Отрицание того, что существует абсолютная норма поведения, определяющая, что правильно, а что неправильно, и что эта норма устанавливается на небесах, не обязательно
предполагает, что мы должны согласиться с учением, которое обычно называется "этическим релятивизмом". Нам не обязательно считать, что норма поведения зависит от мнения человека. Напротив, это учение... так же уязвимо, как и теологический абсолютизм. Если мы считаем какое-то утверждение истинным, это не делает его истинным, независимо от того, идет ли речь об этических утверждениях или о чем-то другом. Если мы считаем, что Земля плоская, это не делает ее плоской, и если мы считаем, что данные поступки являются правильными, это не делает их правильными"50.
И это действительно так. Если один человек считает, что Земля плоская, а другой думает, что она кубической формы, то для разрешения этого спора им потребуются объективные факты, не зависящие от их мнения. То же самое можно сказать о нравственности: для оценки относительных моральных суждений нам нужен объективный критерий. Как можно оценить без такого критерия, какие моральные суждения истинны, а какие — нет?
Разумеется, теисты считают, что таким критерием является объективный моральный закон, данный Богом, Его трансцендентной волей и божественным императивом. Но, как говорит представитель гуманизма, известный сторонник "ситуационной этики" Дж. Флетчер, объективный, данный Богом моральный закон "не согласуется с гуманистической этикой, согласно которой человек как субъект морального действия должен сам выбирать и свободно устанавливать и утверждать идеалы, ценности и нормы человечества"51.
Необходимость критерия нравственности
Итак, какого рода критерий предлагают гуманисты для определения того, какая оценка нравственности является правильной, а какая — нет? Профессор Хокатт, не одобряющий этический релятивизм, предлагает нам критерий, который он считает адекватным. Профессор Хокатт:
"Если не существует земной нравственности, которая была определена на небесах, то каким образом оценивать
316
нравственность земных существ? Ответ, разумеется, заключается в том, что мы должны использовать тот же самый критерий, который мы используем для оценки любого продукта человеческой деятельности: удовлетворение наших потребностей"52 .
Но это, разумеется, очень ненадежный критерий. И далеко не объективный критерий, с которым бы согласился всякий: по поводу "удовлетворения наших потребностей" людям обычно трудно договориться, особенно если у них есть разногласия между собой.
Более того, когда в своих дальнейших рассуждениях Хо-катт приступает к обсуждению проблемы справедливости, он говорит:
"Как решить эту проблему? Я не знаю ответа, который бы удовлетворил всех. Имея разные, иногда даже несовместимые между собой интересы, каждый человек хочет, чтобы данная проблема разрешалась так, чтобы это решение максимально способствовало достижению его собственных целей. Следовательно, если я говорю вам, что данная проблема должна быть решена определенным образом, и если я настаиваю на своих представлениях о "справедливости", это означает, что я всего-навсего пытаюсь заставить вас принять множество принципов, максимально соответствующих моим интересам. Вместо того, чтобы при этом заниматься нечестной пропагандой, я предпочитаю вести открытые и прямые переговоры: если ты не будешь возражать, что отчасти решение проблемы пойдет на благо мне, я не буду возражать, если отчасти оно пойдет на благо тебе"53.
Все это можно было бы счесть образцом применения практического здравого смысла, если бы речь шла просто об урегулировании конфликта интересов. Но это не может быть сочтено способом разрешения вопроса о справедливости, если мы должны определить, являются ли, скажем, кража, убийство или насилие справедливыми поступками.
Все это наводит другого гуманиста В. М. Таркунде на следующие размышления:
318
"Я не могу вполне согласиться с утверждением профессора Хокатта, что критерием оценки этических правил является "удовлетворение наших потребностей"... Этот подход привел профессора Хокатта к выводу о том, что не существует абсолютной справедливости или абсолютной несправедливости"54 .
Более того, гуманистов заботит — и совершенно справедливо заботит — развитие этики, которая была бы годна для всего мира. Так, профессор Пол Курц пишет в своей работе "Декларация взаимозависимости: (Новая глобальная этика)":
"Мы должны основываться на самой высшей мудрости прошлого, но нам также нужно развивать новую этику, пересматривающую системы прошлого, в которой будут использоваться рациональные методы исследования, соответствующие миру будущего, этику, уважающую достоинство и свободу каждой личности, а также более широкие интересы человечества в целом"55.
Это прекрасные слова, заключающие в себе достойные похвалы намерения. Но насколько реалистично надеяться, что эта программа принесет успех, если критерием, на основании которого будет решаться спор между государствами, полагается "удовлетворение наших потребностей"? Ведь в основе споров между государствами лежит решимость каждого государства добиться удовлетворения своих нужд, а нужды каждого государства не обязательно будут согласовываться с нуждами других.
Цель нравственности
Между гуманистами существуют разногласия и по поводу того, что считать целью нравственного поведения. Авторы различных этических систем время от времени предлагали свои варианты решения этой проблемы. Так, например, утилитаристы определяли нравственное как то, что в конечном итоге приносит максимальное благо максимальному числу людей. Иеремия Бентам (1748 — 1832) понимал "величайшее благо" количественно, а Джон Стюарт Милль
319
(1806 — 1832) — качественно. Проблема обеих концепций упиралась в то, как определять "благо". Одни видели его в удовольствии (древние эпикурейцы), другие — в счастье (как, например, Аристотель).
Но гуманисты, как говорит один из сторонников этой позиции, не имеют общей точки зрения ни на то, в чем состоит цель нравственного поведения, ни на то, каковы другие фундаментальные этические вопросы.
Редактор сборника статей "Гуманистическая этика" Морис Б. Сторер пишет в своем Предисловии к этой книге:
"Гуманисты обычно единодушны в подчеркивании важности самореализации человека, разумно понятой свободы, достоинства личности, фактора ситуационной относительности [правильного поведения], а также широкого спектра прав человека как краеугольного камня этики гуманизма. Однако ясно, что единодушие в этих ключевых моментах не исключает значительных различий между отдельными концепциями. Является ли мерой правильности/неправильности поступков польза для отдельного человека или нужно судить по пользе для всех людей? На этот вопрос даются разные ответы. Существует ли истина в этике? И по этому вопросу есть различия между концепциями. Являются ли понятия правильного (справедливого)/неправилыюго (несправедливого) рассудочными или эмоциональными? Обладает ли человек свободой воли? Оценивается ли нравственность по результатам или по принципам? Есть ли у человека обязанности наряду с правами? По этим и еще по многим другим вопросам у нас есть расхождения"56.
Вместе с тем все гуманисты верят в разум и человечность как средства решения этих проблем, а поскольку многие из них — великодушные и разумные люди, то вполне естественно, что они видят в терпеливом и последовательном применении разума решение всех проблем. Британская ассоциация гуманистов:
"Гуманисты считают, что поведение человека должно основываться на человечности, глубоком понимании проис-
ходящего и разуме. Он должен подходить к своим проблемам, основываясь на своих собственных нравственных и интеллектуальных ресурсах, не ища помощи со стороны сверхъестественных сил..."57.
Но даже для разумных людей доброй воли одного разума обычно недостаточно.
Так, гуманист Курт Байер замечает:
"Очевидно, что трудно дать объективную оценку, какое поведение является нравственно идеальным. Поэтому даже среди людей доброй воли, то есть среди людей, которые готовы делать то, что является идеальным с нравственной точки зрения, могут быть искренние разногласия. Но чтобы люди были уверенными в том, что другие в общем и целом поступают идеально с нравственной точки зрения, желательно, чтобы такое поведение было публично признано и ему обучали каждое следующее поколение людей. Проблема, разумеется, заключается в том, что если возможны разногласия по этому поводу среди людей доброй воли, то возможно, что некоторые люди не согласятся, по крайней мере, с частью того, что считается нравственно идеальным, и, на самом деле, будут совершенно правы"58.
А если это верно по отношению к людям доброй воли, то есть ли надежда прийти к согласию, когда массы людей, включая нас самих, могут временами вести себя далеко не разумно?
Дело в том, что любая этическая система должна учитывать то очевидное обстоятельство, что люди несовершенны. Мы не похожи на отлаженный компьютер, куда достаточно вставить диск с моральными законами и принципами, чтобы получить на выходе безупречное их выполнение. Мы эгоистичны, полны гордыни и зависти, ревнивы и жадны, нечистоплотны и проч. Поэтому нам недостаточно лишенного поддержки разума, чтобы жить так, как следует.
Гуманисты, конечно, это понимают, о чем свидетельствуют следующие фрагменты из статьи профессора Пола Кур-ца.
320
321
"Тем не менее гуманист сталкивается с важнейшей этической проблемой. Раз он защищает этику свободы, может ли он разработать основу моральной ответственности? К сожалению, освобождение индивидов от авторитарных социальных институтов — будь то церковь или государство — не является гарантией осознания ими своей моральной ответственности перед другими. Часто происходит обратное. Какие-то социальные институты регулируют поведение людей путем норм и правил, и на людей налагаются какие-то санкции для ужесточения этого регулирования. Нравственное поведение часто обеспечивается за счет страха перед последствиями нарушения закона или моральных норм. Если эти санкции будут игнорироваться, то нам придется иметь дело с человеком, который думает только об удовлетворении жажды удовольствий, амбиций, власти и глух к моральным предписаниям"59.
"Некоторые анархисты утопического склада утверждают, что человек от природы добр, а портят его социальные законы, которые его ограничивают... Они предлагают освободить людей от жестких законов и тем самым открыть дорогу естественной склонности людей к альтруизму. К сожалению, нет никаких гарантий того, что с устранением всех институциональных санкций природная доброта человека восторжествует. Более того, даже если бы мир был полон людьми, имеющими исключительно добрые намерения, то они все-таки отличались бы своим пониманием или применением нравственных убеждений, и это было бы дальнейшим источником конфликта"60.
"Профессор Лоренц и другие... утверждают, что агрессия является врожденным качеством человека как вида. Такие человеческие пороки, как эгоизм, лень, мстительность, ненависть, гордыня, зависть, столь распространены в человеческом поведении, что все мы временами поддаемся искусу впасть в эти пороки. Вероятно, гуманисты были слишком оптимистичны относительно того, как может повести себя человек [в условиях свободы от институциональных норм. — Перев.]"61.
Какую же стратегию, спросим мы, предлагают нам гуманисты для решения этой в высшей степени реальной человеческой проблемы?
Профессор Курц предлагает начать хотя бы с нравственного воспитания. Оно, конечно, необходимо и полезно.
"Как я уже сказал, — пишет он, — нравственная свобода — освобождение индивидов от чрезмерных ограничений с тем, чтобы они реализовали свой потенциал и максимально воспользовались свободным выбором, — является для гуманистов главной ценностью. Однако такая нормативная ценность вряд ли является достаточной до тех пор, пока не будет достигнута нравственная зрелость. Недостаточно освободить индивидов от авторитарных институтов, поскольку некоторые люди могут в результате обретенной таким образом свободы превратиться в безнравственных эгоистов или ненасытных гедонистов. Таким образом, помимо указанных мер следует создавать условия нравственного развития для формирования ориентации на оценку потребностей других, а это зависит от нравственного воспитания"62.
Все верно. Но на чем будет основываться это нравственное воспитание? Просто на том, что люди — некоторые люди — где-то придумывают правила? На отсутствии абсолютных нравственных норм? На утверждении, что традиционная мораль — дело прошлого? Или на утверждении, что все теперешние моральные кодексы буржуазны и потому порочны, или на тезисе о том, что не существует Бога и не будет Страшного суда?
Учение подобного рода вряд ли рассчитано на то, чтобы завоевать сердца и сознание людей и превратить их в нравственные существа.
Поэтому интересно видеть, что, несмотря на упорное отрицание гуманистами Бога и сверхъестественного, опыт привел гуманиста профессора Г. Дж. Айзенка к следующему выводу:
"Совершенно отвергнув религию, гуманизм, видимо, выплескивает этического младенца вместе со сверхъестественной водой"63.
322
323
Подобные мысли высказывал и гуманист профессор Кор-лисс Ламонт (1902 — 1995):
"Любая гуманная философская система должна включать в себя такие новозаветные идеалы, как братство людей, мир на земле, полноценная жизнь. Огромная нравственная мудрость содержится в Старом Завете и в его десяти заповедях. Когда гуманизм призывает не возводить ни один этический принцип в догму, не подлежащую критике, то в основании этого призыва лежит библейская заповедь: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего""61.
Любой теист, конечно, согласится с таким рассуждением. Но потом, конечно, уточнит, что морально-этическая система Ветхого и Нового Заветов коренится в природе Бога Ветхого и Нового Заветов и что сложно приобщиться к природе Бога без Самого Бога и вы не можете приобщиться к Самому Богу, не разделив уверенности Бога в том, что нравственность гораздо важнее, чем принято считать. Согласно Библии, Слову Божьему, наши моральные проблемы не кончаются с нашей смертью, поскольку грядет Страшный Суд (Деян. 17: 30-31; Евр. 9: 27-28).
Однако известно, что именно этот элемент библейского учения о нравственности, наряду с другими, отрицается гуманистами атеистического направления как средневековый предрассудок, хотя не всегда ясно, почему они считают, что для нравственности лучше, чтобы не было Страшного Суда и чтобы злостные грешники, подобные Гитлеру, остались безнаказанными и избегли правого суда, просто покончив жизнь самоубийством.
Но иногда некоторые гуманисты идут в своих рассуждениях дальше, как, например, гуманист-агностик Уилл Дъю-рэнт, когда признается в том, что этические системы неизбежно наталкиваются на определенные сложности. Он говорит по этому поводу следующее:
"Нелегко сформировать естественную этику достаточно сильную, чтобы поддерживать моральные запреты и общественный порядок, не прибегая при этом к сверхъестественным утешениям, надеждам и страхам"65.
По поводу же Иисуса Христа и нравственности, которой он учил, высказался известный во всем мире гуманист атеистического направления Бертран Рассел:
"Миру нужны христианская любовь и сострадание"66.
В следующем разделе мы обратимся к христианской этике и, в частности, — к некоторым возражениям против нее. 6. Моральный закон определяется Богом.
Обзор пяти этических систем, который мы завершили в предыдущем разделе, демонстрирует основания, на которых они базируются.
Отношение к морали на уровне обыденного сознания. Наука уничтожила традиционные основания нравственности. Поэтому нравственное поведение сводится к тому, что "каждый на своем месте должен делать свое дело" для удовлетворения практических потребностей, связанных с жизнью в семье, отношениями с друзьями, со своим непосредственным руководителем и государством.
Социал-дарвинизм. Нравственность основывается на эволюционном принципе выживания наиболее приспособленных.
Социобиология. Поведение человека определяется генами. Подлинная нравственность означает "сотрудничество" с генами и следование их стратегиям (а иногда и восстание против них).
Марксизм. Абсолютной морали не существует. Нравственное поведение состоит в действиях, адекватных социально-экономическим условиям, возникающим в результате диалектико-исторического процесса. В настоящее время нравственность основывается на борьбе рабочего класса и подчинена этой борьбе.
Светский гуманизм. Правила поведения устанавливаются самим человеком. Нравственность не является абсолютной системой, заданной Богом: это релятивная эмпирическая система, которая подлежит доработке и постоянному усовершенствованию в свете разума и человечности, а также изменяющихся условий.
324
325
В заключение нашего анализа обратимся к традиционной точке зрения, согласно которой за моральным законом стоит Бог.
Общие возражения против традиционной точки зрения
Нельзя отрицать, что многие люди чувствуют глубокое отвращение к этой точке зрения. Поэтому мы преследуем двоякую цель. Во-первых, понять, по крайней мере, некоторые причины враждебного отношения к данной точке зрения и, во-вторых, удостовериться, насколько это возможно, действительно ли критика теистической точки зрения на нравственность основана на том, что реально заключено в этом представлении о морали, или она основана на том, что люди обычно приписывают данной позиции.
Начнем с наиболее распространенных возражений про ив обсуждаемой позиции.
1. Идея о том, что существует Всемогущий Бог над нами, который всегда вмешивается в нашу жизнь и повелевает нам, что делать, а чего не делать, — это оскорбление человеческого достоинства и тираническое ограничение нашей свободы.
Нет сомнений, что многие люди разделяют это странное представление, от чего оно не становится менее странным. Если человек покупает машину и к машине прилагается инструкция от завода-изготовителя, где говорится, как с ней обращаться, что можно делать с машиной, а чего — нельзя, владелец машины не считает, что его достоинству как независимому существу нанесено оскорбление. Он не будет при этом говорить: "Я не допущу, чтобы изготовитель диктовал мне, что я должен делать, а чего не должен. Возьму и залью в бак дизельное топливо вместо бензина, или нарушу инструкцию, согласно которой в мотор нужно заливать смазочное масло и периодически его менять". Нет, конечно. Владелец машины соглашается с тем, что ее изготовитель лучше знает, как с ней надо обращаться, и понимает, что в его интересах следовать прилагаемой к автомобилю инструкции.
Почему же тогда люди должны думать или чувствовать, что если бы Творец существовал, то Он был бы обязательно настроен против них и стремился бы мешать им радоваться жизни и стал бы злобно ограничивать их свободу?
Именно такие чувства, очевидно, испытывал Джулиан Хаксли, когда признавался: "Что касается меня, то чувство духовного облегчения, которое исходит от отрицания идеи Бога как сверхъестественного существа, является огромным"67 .
Объяснение этой подозрительности по отношению к Богу Библия находит в том, что люди "...помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их" (Еф. 4:18). В данном диагнозе под невежеством подразумевается не отсутствие ума, а то, что люди, в действительности, не знают, что такое Бог.
2. Протест против строгой половой морали
Этот протест часто находит выражение в литературе гуманистического направления. Профессор Корлисс Ламонт говорит по этому поводу так:
"Этика гуманизма противостоит пуританской предубежденности против удовольствия и желания, которой отмечена западная моральная традиция. Мужчины и женщины наделены сильными желаниями и потребностями эмоционального и физического характера, удовлетворение которых является важной составляющей полноценной жизни. Презрение к нормальным желаниям или их подавление может вылиться в разрядку, которая может протекать тайным образом, грубо или противоестественно".
Все это верно. Но тот, кто думает, что Создатель брака против удовольствий, которые Он сам же и создал, вероятно, не читал прекрасный библейский гимн любви Песнь Песней. Но в силу той же самой причины Создатель выступает против всех извращений Его дара любви в браке: секса вне брака, прелюбодеяния, инцеста, половой распущенности и развращения малолетних. Однако именно свободы в области этих видов сексуальной практики требуют многие гума-
326
327
нисты, и именно по причине запрета, налагаемого на эти практики христианской этикой, многие из них отрицают авторитет Бога в области морали. В "Гуманистическом манифесте - 2" говорится:
"Мы считаем, что нетерпимость, обычно проявляемая ортодоксальными религиями и пуританскими культурами, незаконно подавляет сексуальное поведение. Многие виды сексуального познания не должны считаться "злом"... Люди должны иметь возможность проявлять свои сексуальные наклонности и следовать тому стилю жизни, который им нравится"68.
Результатом этой сексуальной "свободы" в нашем современном мире являются миллионы распавшихся семей, дети, травмированные разводом родителей и разрушением семейного очага, неисчислимое множество абортов и, можно сказать, пандемия СПИДа.
Закон Божий оказывается благожелательнее по отношению к людям, чем его противники.
3. Вера в Бога оправдывает и поощряет угнетение проле тариата и отсутствие заботы о бедных.
Эта идея явно возникла в результате смешения формальной, номинальной религии с тем, что на самом деле говорится в Библии. Но эта идея никогда не соответствовала действительности, как мы уже убедились выше. Самое поверхностное знакомство с Библией показывает, что эта идея ошибочна. Бог открыто провозглашает, что Он против угнетения трудящихся и игнорирования бедных людей.
4. Соблюдение бесконечных правил и норм, которые считаются Божьими предписаниями, разрушает есте ственность и простоту в жизни, мешает радоваться ей, грозит легализмом и приводит к религиозной гордыне.
Это действительно может произойти! Конечно, все зависит от того, что вы считаете естественностью и простотой. Хирургам необходимо перед каждой операцией тщательно мыть руки. Если скрупулезное соблюдение этого правила разрушает простоту и естественность их поведения, это зна-
чит, что с точки зрения пациентов отсутствие простоты и естественности очень хорошо. Если простота и естественность означают небрежное соблюдение этого правила, тогда подобную "простоту" можно квалифицировать как преступление.
Подлинные простота и естественность не могут означать нравственной небрежности. Они не должны вести к нанесению ущерба другим людям.
Но при всем при том, конечно, существует опасность превратить соблюдение Закона Божьего в жесткий легализм, пронизанный гордыней. Сам Христос указывал на опасность этого превращения некоторым своим весьма религиозным современникам: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф. 23: 23). И еще: "Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных" Мф. 12: 7.
Согласно Христу, самая величайшая заповедь, сердце Закона Божьего заключается в следующем: "...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф. 22: 37-40).
Конечно, когда люди убеждены, что Вселенная — не что иное, как безличная машина, они склонны считать Бога (если они вообще признают Его существование) каким-то далеким, бесчеловечным, деспотичным диктатором. Для них не легче проникнуться к Нему любовью, чем, скажем, проникнуться любовью ко второму закону термодинамики, и они презирают тех, кто утверждает, что любит Его. Подобные критики религии считают, что верующие страдают иррациональными фантазиями. Так, профессор Кай Нильсен, преподаватель философии из университета Калгари (Канада) говорит: "В культурах, подобных нашей, религия очень часто является формой жизни, чуждой для интеллигенции. Тем, кто, подобно нам, живет в эпоху постпросвещения, трудно принимать религию всерьез. Сами ее представления кажутся нам фан-
328
329
тастическими... Вера некоторых наших современников в то, что они лично познали Бога... свидетельствует о человеческой иррациональности и отсутствии чувства реальности"69.
В бессмертном рассказе Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе" показано, как богатый и бесчувственный скряга Скрудж не мог понять простые семейные радости своего бедного клерка Крэтчита, которому платил ничтожное жалование. Скрудж считал их вздором и чепухой. Так развратник не понимает чувства юмора невинной девушки, а предатель почитает за пустые сентименты чувство верности, которое он сам неоднократно попирал ногами. Когда человек становится духовно атрофичным, то сама идея Бога кажется ему фантастической. Люди "...отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их" (Еф. 4: 18) — вот как описывает это состояние Библия. Точно так же, как некоторые люди могут быть лишены музыкального слуха и способности понимать музыку, есть люди, глухие духовно: у них закрыты каналы общения с Богом (Еф. 2:1; 4: 18).
Рассмотрим еще одно возражение против идеи о том, что Бог служит авторитетом, который стоит за моральным законом. Оно известно под названием проблемы Евтифрона. 5. Проблема Евтифрона
Это название восходит к диалогу Платона "Евтифрон", в котором, насколько мы знаем, эта проблема была поднята впервые. Евтифрон обсуждает с Сократом природу благочестия, или иначе говоря, святости (holiness). На некотором этапе дискуссии благочестие определяется как то, что "любят все боги"70. А затем Сократ спрашивает его: "...Благочестие любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?"71
И поныне, когда речь идет о том, что именно Бог определяет как нравственность, люди задаются вопросом: нечто предписывается Богом, потому что оно нравственно, или оно становится нравственным потому, что Бог это предписывает?
Если Бог это предписывает, потому что это хорошо (благо), рассуждают некоторые, тогда должно существовать благо, независимое от повелений Бога. А это будет означать, что "благочестие" — это норма, которой Бог тоже должен следовать. А это, в свою очередь, означает, что существует нечто выше Бога, так что Бог не является высшим авторитетом.
С другой стороны, если нечто становится нравственным просто потому, что так предписано Богом, это будет означать, что Бог может предписывать вообще любое поведение, будь то хорошее, плохое или совершенно возмутительное, и что это будет хорошо только потому, что оно соответствует произвольному повелению Бога. Таким образом, делается вывод, что Бог не лучше любого из худших диктаторов.
Этот вывод далее приводит к суждению, что даже если Бог существует, Он не может быть высшим моральным авторитетом, и что нравственность должна быть всецело автономной.
Но это рассуждение неверно и вытекает из нашей неспособности понять, что мы имеем дело как с Божьей волей и заповедями, с одной стороны, так и с сущностью Бога, с другой. Рассмотрим одно из наиболее важных предписаний Бога: "...будьте святы, ибо я свят" (Лев. 11: 44,45; 19: 2; 20:7; 1 Пет. 1: 16). Это предписание, которое диктует нам быть святыми, или, иначе говоря, благочестивыми, не является произвольным повелением бессовестного тирана: оно основывается на природе Самого Бога: "Я свят", — говорит Он. В то же время оно не основывается на некоторой норме, внешней по отношению к Богу и являющейся по отношению к Нему более высоким авторитетом. Сам Бог в Своем бытии — это абсолютная сумма и совершенство святости. Он, например, не может лгать, не может быть неверным, потому что Он не может отрицать Самого Себя (2 Тим. 2: 13; Тит. 1: 2). Бог не может действовать "вопреки Самому Себе" или предписывать то, что несовместимо с Его природой.
Переходим к следующему возражению против обсуждаемой позиции.
330
331
6. Христианство морально ущербно, потому что оно учит людей быть добрыми, обещая им, что они получат что-то взамен. И эта ложная мотивация уничтожает истинную нравственность.
Те, кто выдвигает это критическое замечание против христианства, по-видимому, представляют себе содержание нравственного учения Нового Завета в виде очень грубой схемы. Они думают, что там говорится следующее: "Веди себя хорошо, и если ты будешь стараться изо всех сил, то у тебя после смерти будет много шансов попасть в рай, а если будешь вести себя плохо, то в рай не попадешь". А потом они говорят, что если бы вы были действительно нравственным человеком, то вы бы не задумывались о "пользе" нравственности, то есть о том, заработаете ли вы себе место в раю или нет72. Вознаграждение как ложный мотив поведения
Во-первых, в Библии обычно не говорится о том, что "вы попадете в рай, когда умрете". Там говорится, что рай существует и что верующие попадают туда, когда они умирают (Лк. 23: 39-43; Флп. 1: 23; 2 Кор. 5). Однако более важная тема в Библии — не грядущий рай, а примирение людей с Богом и то, что люди могут быть приняты Им здесь и сейчас. Это начало спасения, без которого никто не может попасть в рай, когда умрет. Но в связи с этим в Новом Завете подчеркивается опять и опять, в категорических терминах, что спасение в этом смысле и уверенность в принятии Богом не может быть заработана "хорошим поведением". Напротив, принятие Богом — это безвозмездный дар: "...благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2: 8-9).
"Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех... Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3: 20-24).
"Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 4: 5).
"...Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Гос пода нашего Иисуса Христа" (Рим. 5: 1).
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею [то есть омовением. -Перев.) возрождения и обновления Святым Духом. " (Тит 3:5).
Кому-то может показаться, что Новый Завет обращается к этой теме слишком часто. Но идея, что принятие Богом сейчас и место в раю в будущем должны быть заработаны добрыми делами, так упрочилась в сознании людей, что повторение обратного с целью се вытеснения вряд ли может быть слишком частым.
Этот урок явился темой самой известной притчи Иисуса Христа — притчи о блудном сыне. Вернувшийся домой и покаявшийся бродяга заслужил прощение своего отца не благими поступками. Он возвратился опозоренным, оборванным, голодным и грязным и был принят и прощен отцом, который примирился с ним и восстановил его в сыновних правах своей милостью, которая не была заслужена сыном, поскольку он ничего для этого не сделал (Лк. 15: 11-32). В притче показаны страдания старшего брата, вызванные ложным представлением о том, что любовь отца должна быть заслужена с помощью добрых дел. Старший брат пенял отцу:"... вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка" (Лк. 15: 29-30).
Итак, что же является подлинной движущей причиной нравственной жизни? Она заключена в том факте, что изначально спасение и принятие Богом дается исключительно Божьей милостью, которую мы ничем не заслужили и которая ставит дальнейшую жизнь, подчиненную духовной дисциплине, и нравственное совершенствование на правильную основу. Последователь Христа стремится жить подлинно
332
333
нравственной жизнью не для того, чтобы заслужить спасение и рай, а из любви и благодарности к Богу за то спасение, которое он уже обрел. Прекрасно сказал об этом один из величайших христианских святых: "...живу верою в Сына Бо-жия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:19-21).
Подлинная награда
После того как человек примиряется с Богом и тот принимает его на упомянутых выше условиях, последователь Христа обнаруживает, что у Бога для Него есть множество наград. И это не взятка, а подлинное, жизненно важное и соответствующее новому состоянию человека вознаграждение.
Родители, обучая своего ребенка в музыкальной школе, не связывают свою любовь к нему с его умением играть на пианино. Их любовь и одобрение не служат ему вознаграждением за игру на пианино. Но они рассказывают ребенку, что подлинная награда за то, что ему придется провести многие часы в скучных упражнениях, заключается в том, что он научится играть и понимать прекрасную музыку и доставлять удовольствие своей игрой другим людям.
Христос рассказывает, какая награда ожидает тех, кто посвящает часть своего времени молитве: и это, в первую очередь, все более близкое и богатое знание Бога (Мф. 5: 5-6). Награда ожидает и тех, кто работает во имя Бога, ради своих братьев по вере и близких. Она может быть двоякой: создание вечных ценностей и в то же время развитие своих способностей, которые расширяют диапазон возможной деятельности и улучшают качество ее результатов.
Возвращаясь еще раз к вопросу о том, что должно лежать в основе нравственного поведения, надо сказать, что в Библии проводится четкое различие между наградой за сделанную работу и спасением, которое человек получает не за свои добрые дела, а как дар.
"Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот полу-
чит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня" (1 Кор. 3:13-15).
7. Требование всегда подчиняться закону всемогущего божества отчуждает человека от его подлинно независимого "я" и низводит его до положения раба.
Именно представление о том, что подчинение закону Божьему налагает на человека тяжелый груз страха и рабства, привело гуманиста Бланш Сэндерс к такому рассуждению: "Гуманист сбросил с себя древнее ярмо сверхъестественного, с его страхом и рабством, и живет на земле свободным человеком, как дитя природы, а не какого-то придуманного человеком божества"73.
Но дело в том, что Сам Бог в Библии указывает, что именно тогда, когда человек в своем стремлении достичь нравственного и духовного совершенства действует самостоятельно, ориентируясь на абсолютное соблюдение Закона Божьего (о чем и сетует Бланш Сэндерс и многие другие), он попадает в рабство. Хуже того, сам Закон Божий, говорит Бог, часто провоцирует падшее человеческое естество грешить еще больше (см. Гал. 4: 1-7; 4: 21 — 5: 1; Рим. 7: 5).
И дело не в Законе Божьем, ибо "...закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим. 7: 12).
Профессор Корлисс Ламонт видит нашу проблему в "иррациональных импульсах": "Иррациональные импульсы, которым подвержены люди, — говорит он, — очень часто способствовали несчастьям, обрушивавшимся на человечество, и до сих пор остаются страшной угрозой. Для Гуманиста глупость является столь же страшным грехом, как и эгоизм..."74.
"...Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7:14-15). И каждый из нас может сказать это о себе.
Дело в том, что все мы падшие существа, греховные, слабые, отступающие от Бога, бунтующие против Него и зачастую враждебные Ему. Когда, стремясь к принятию Богом, со смешанным чувством гордыни и стыда мы пытаемся дока-
334
335
зать, что мы нравственно способны следовать Закону Божьему, наша решительная, но бессмысленная борьба против своих недостатков превращает нас в рабов. Бывает и так, что тот самый факт, что Закон Божий предписывает нам что-то делать, а чего-то не делать, пробуждает в нас бунтовщиков, не желающих подчиняться правилам. Сам Бог признает это и видит, в чем корни нашего неповиновения. Его Слово говорит об этом.
Но Богу известно, как решить эту проблему, как превратить нас из рабов, движимых гордыней и страхом, вызванных стремлением строго соблюсти Закон Божий, в свободных сынов Божьих, которые в силу приобщенности к Духу Своего Отца обладают желанием и потенциалом жить в соответствии с нормами, установленными Отцом. "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"" (Рим. 8: 15).
Таким образом, Бога нельзя уподобить египетскому фараону, который заставлял своих рабов изготовлять кирпичи, не обеспечивая им материалов для кирпичей (Исх. 5). Бог понимает, что нам не хватает духовности, что мы слабы и порочны. Но Он видит путь к нашему искуплению. Этот путь называется восстановлением. Через восстановление Бог дает нам новую духовную жизнь, благодаря которой человек обретает возможность жить как свободное дитя Божье и выполнять требования Его Закона (Рим. 8: 1-4). 8. Представление о рае — это эскапизм.
Маркс в своем знаменитом афоризме определяет религию как опиум, который заглушает человеческую боль, внушая людям ложные надежды на рай и смирение перед капиталистическим угнетением75. Тогда как их задача — бороться с капитализмом с целью его уничтожения.
Профессор Курц утверждает, что "Традиционные заповеди нравственного поведения, которым приписывается сверхъестественное происхождение, приводят к глубокому подавлению наших естественных потребностей. Они аморальны постольку, поскольку способствуют культивирова-
нию иллюзий о том, что ожидает человека [то есть о рае], и подавляют его жизнеспособность"76.
Распространена также точка зрения, согласно которой вера в рай отвлекает человека от его важных забот о жизни здесь, на земле.
На самом же деле, верно обратное. Маркс говорил, что философия должна основываться на том фундаментальном факте, что человек должен есть, чтобы жить, и что это вещь абсолютно очевидная. Но еда в нашей жизни — не единственное. В жизни есть более высокие устремления. И самое высокое из них было указано Христом. Он говорил: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4: 4).
Когда человека приглашают на обед, то еда, о которой должен позаботиться хозяин дома, является, конечно, главным предлогом визита. Но гораздо большее значение с точки зрения человеческих отношений имеют разговор за столом, музыка, поэзия и дружеские отношения между хозяевами и гостями. В жизни происходит то же самое. Высшим и самым значимым здесь, на этой земле, являются дружба и духовное общение, которое мы можем испытать с Богом и благодаря Богу, Который и есть Хлеб Жизни (1 Ин. 1: 1-4). А для того, чтобы его испытать, нам не нужно ждать, пока мы попадем в рай, хотя, конечно, это общение в раю будет качественно иным — бесконечно глубоким и полным славы.
Если человек не может понять этого важнейшего жизненного измерения или сознательно его отвергает, то это значит, что он не видит высшего смысла жизни.
Кроме того, именно потому, что существует рай (а также и ад) за пределами нашей земной жизни, каждый наш день на земле пронизан этим высшим смыслом. В конце концов отнюдь не постоянная мысль о карьере, которая ждет школьника за порогом школы, мешает ему извлечь максимум из школьного обучения. Смысл школьного обучения как раз и заключается в подготовке к карьере. Чем больше он думает
336
337
о карьере, тем больше он извлекает пользы из этой подготовки.
9. Бог, Который угрожает людям вечным адом, для того чтобы устрашить их и тем самым заставить следовать Своим заповедям, — безнравственное чудовище.
Нужно иметь в виду, что существует различие между угрозой и предупреждением. Врач, пытающийся убедить подростка, что курение приводит к смертельным болезням легких и сердца, не угрожает своему молодому пациенту. Он предупреждает его и, стремясь спасти подростка от преждевременной смерти, старается, чтобы его слова звучали как можно более сурово.
Бог является Источником и Средоточием блага и благочестия. Он не может создать "альтернативного" рая для тех, кто сознательно и упорно отрицает Его. Когда люди, отвергающие Его, в конце концов оказываются отделенными от Него, они просто получают то, что заслужили.
Почему же, когда они обнаружат, какой ужасный выбор сделали, Бог не даст им другого шанса покаяться и не впустит на небеса?
Но собираются ли они каяться? Тот, кто сознательно отвергает любовь Божью, не придет к покаянию, испугавшись грядущих адских мук, как указал Сам Христос (Лк. 16: 19-31).
Более того, наделив человеческие существа подлинно свободной волей, в силу которой они могут отречься от Него, Он не лишает их свободной воли, если они Его отвергают. Он слишком их уважает. Человеческое существо, лишенное свободной воли, является уже не человеческим существом, а скорее одушевленной машиной. Бог никогда не опустит человека до уровня одушевленного механизма. Это делает атеистическая эволюционная теория77.
ПРИМЕЧАНИЯ
Provine W. В. Scientists, Face it! Science and Religion are Incompatible // The Scientist. 1988,September 5,P. 10.
Idem. Evolution and the Foundation of Ethics // MBL Science (a
Publication of the Marine Biological Laboratory at Woods Hole, Massachusetts). Vol. 3. N 1.P. 25 - 29.
Palmer A. Must Knowledge Gained Mean Paradise Lost? // Sunday Telegraph, 1997. 6April.
The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. Oxford, 1987. P. 500 - 501; Kaye H. L The Social Meaning of Modern Biology: (From Social Darwinism to Sociobiology). NewBrunswick, NewJersey: TransactionPublishers, 1997. См., в частности Гл. 1: "Социальный дарвинизм - крах дарвиновской революции", где убедительно доказывается, что "неверно относить как Спенсера, так и Дарвина к "социальному дарвинизму", поскольку, в действительности, к "социальным дарвинистам" относятся тс, кто заимствовал их теории, представил последние в извращенном виде и воспользовался ими в своих целях".
Рус. пер.: СПб, 1872.
Kaye Н. L. Op. cit.
Darwin Ch. Letter to W. Graham. July 3// Life and Letters, 1.1881. P. 316.
В настоящем разделе мы широко опираемся на глубокую критику анализируемой концепции в цитированной выше работе Говарда Л. Кэйи (см. предыдущие сноски).
См.: Wolstenholme G. (ed.). Man and His Future. 1963. P. 364, 380.
KayeH. L. Op. cit. P. 49.
Wolstenholme G. Op. cit. P. 275 - 276,294 - 295; Kaye II. L. Op. Cit. P. 48.
Crick F. Molecules and Men. Washington, 1966. P. xii, 93 - 95.
Jacob F. The Logic of Life: (A History of Heredity). N. Y.: Pantheon Books, 1973. P. 263-264.
Monod J. Chance and Necessity: (An Essay on the Natural Philosophy of Modern Biology). N. Y.: Alfred A. Knopf, 1971. P.14 - 15.
Kaye H. L. Op. cit. P. 84. Давая данную характеристику позиции Mono, Кэйи ссылается на цитируемую выше книгу Moнo (MonodJ. ChanceandNecessity...P. 43 - 44).
16 Monod J. Op. cit. P. 160 - 169.
Ibid. P. xii - xiii. Idem. From Biology to Ethics. San Diego: Salk Institute for Biological Studies, 1969. P. 2; Idem. On the Logical Relationship Between Knowledge and Values // Fuller W. (ed.) The Biological Revolution. Garden City, N.Y., 1972. P. 15. См. Kaye II. L. Op. cit. P. 84 - 85.
См., напр.: Avise J. СThe Genetic Gods, Evolution and Belief in Human Affairs. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1998; Rose St. Lifelines: (Biology, Freedom, Determinism). L: Penguin Books, 1997.
Wilson E. O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge: Harvard University Press, 1975.
См. также его последнюю книгу: Consilience. L.: Little, Brown &Co., 1998.
Wilson E. O. Sociobiology... P. 3.
338
339
Ruse M. and Wilson E. O. Evolution and Ethics // New Scientist. 1985. Vol. 108. October17. P. 50 - 52. См. также опубликованную на русском языке статью этих же авторов: Рьюз М., Уилсон Э. О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. N 1. С. 94 - 109.
Ruse М. and Wilson Е. О. Evolution and Ethics... P. 51 - 52.
Ibid. P. 52.
См.: Dobzhansky Th. Chance and Creativity in Evolution // Ayala F. A. and Dobzhansky Th. (eds.). Studies in the Philosophy of Biology: (Reduction and Related Problems). Berkeley, 1974. P. 307 - 336.
Wilson E. O. On Human Nature. Cambridge: Harvard University Press, 1978. P. 153.
См. обэтом: Wilson E.O. Genes, Mind and Culture, 1981; Lumsden Ch. J., Wilson E. O. Promethean Fire: Reflections on the Origin of Mind. HarvardUniversityPress, 1983 (рус перев. фрагмента книги: Ламс-дсн Ч. Дж„ Уилсон Э. О. Прометеев Огонь (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: (Научно-публицистические чтения, 1991). М., 1992. С. 325-341.
КауеH.L. Op. Cit. Р. 118.
Wilson Е. О. On Human Nature... P. 88 - 95; Idem. The Ethical Implications of Human Sociology // Hastings Center Report, 10. 1980, December. P. 28; Кауе H. L. Op. cit. P. 120.
Докинз P. Эгоистичный ген... 1993. С. 186. Более новое изложение данной точки зрения см. в: DennettD. С. Darwin'sDangerousIdea... P. 471.
Rose St. Freedom and Determinism. L.: Penguin Books, 1997. P. 213 -214.
КауеH. L. Op. cit. P. 131.
Современные марксисты концепции постепенной эволюция классического дарвинизма, видимо, предпочитают представление о прерывистом равновесии.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 95.
Selsam Н. Socialism and Ethics. N.Y.: International Publishers, 1943. P. 214.
Социализм как социальная система / Под ред. Т. М. Ярошевского и П. А. Ишатовского. М.: Прогресс, 1981. С. 249 - 250. См. также: Яро-шевскин Т. М. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984. С. 99.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 41. С. 309.
Андреев Г. Л. Христианство и проблема свободы. М.: Мысль, 1965. С. 19, 141,156-159.
Там же.
Ленин В. И. Указ. соч. С. 309 - 310.
Колбановский В. Н. Коммунистическая мораль. М., 1951. С. 20. Он же. Коммунистическая мораль и быт. М: Военнздат, 1955. С. 7 — 8.
Сталин И. Вопросы ленинизма. Изд. 11-ос. ОГИЗ, 1939. С. 30.
Kruschev N. // Ukrainian Bulletin. 1960, August 1 - August 15. P. 12. (Высказывание H. С. Хрущева дастся в обратном переводе, поскольку в русских изданиях речей и сочинений Н. С. Хрущева данный текст обнаружить не удалось {прим. перев.).
Fischer Е. Marx in His Own Words. Translated from German. L.: Penguin Books, 1973. P. 80 - 93.
Kurtz P. (ed.) Humanist Manifesto II. Buffalo: Prometheus Books. 1980
Kurtz P. Is Everyone a Humanist? // Kurtz P. (ed.) The Humanist Alternative. Buffalo, 1973. P. 177.
Hocutt M. Toward an Ethic of Mutual Accommodation // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics. Buffalo, 1980. P. 137.
Цит. пo: Genne W. H. Our Moral Responsibility // Journal of the American College Health Association. 1967, May. Vol. 15. P. 63.
Kurtz P. Does Humanism Have an Ethic of Responsibility? // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 11.
Hocutt M. Toward an Ethic of Mutual Accommodation... P. 138 -
139.
51. Fletcher J. Comment on Nielsen Article//Storer M. B. (ed.) Humanist
Ethics... P. 71.
Hocutt M. Op. cit. P. 138
Ibid. P. 143.
Tarkunde V. M. Comment on Hoccutt Article // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 148.
Kurtz P. A Declaration of Interdependence: (A New Global Ethics) // Free Inquiry. 1988. Fall. P. 6.
Storer M. B. Preface // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics...
Annual General Meeting of the British Humanist Association. July 1967.
Baier K. Freedom, Obligation, and Responsibility // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 81.
Kurtz P. Docs Humanism Have an Ethic of Responsibility? ... P. 15.
Ibid.
Ibid. P. 20.
Ibid. P. 17.
Eysenck H. J. A Reason With Compassion // Kurtz P. (cd.) The Humanist Alternative. Buffalo, 1973. P. 92.
Lamont СA. Lifetime of Dissent. Buffalo: Prometheus Books, 1988. P. 55.
Durant W. // The Humanist. 1977, February.
Russel B. Human Society in Ethics and Politics. N.Y.: Mentor, 1962. P. viii.
Huxley J. Religion Without Revelation. N. Y.: Mentor, 1957. P. 32.
340
341
G8. Kurtz P. (cd.). Humanist Manifesto II. Buffalo... P. 18
Nielsen K. Religiosity and Powerlcssness // The Humanist. 1977. Vol. 37,May/June. P. 46.
Платон. Соч.: В 4 т. M.: Мысль, 1990. Т. 1. 9-е-2.
Также. Ю-а-3-5. - •.-
Эта идея восходит в основном к Канту и не имеет никакого отношения к Новому Завету.
The Humanist. 1954. Vol. 5. P. 226.
Larnont С. The Philosophy of Humanism. N.Y.: Frederick Ungar, 1982. ..P. 248.
В действительности, это выражение принадлежит Г. Гейне. Но К. Маркс, благодаря своему чутью полемиста, смог придать ему статус крылатой фразы. Об этом и других высказываниях, которые приписываются Марксу, а на самом деле являются заимствованиями см.: JohnsonР. Intellectuals. N. Y. ct al.: Harper and Row. 1988. P. 56 {прим. перев.).
Kurtz P. The Humanist Alternative. Buffalo: Prometheus, 1973. P. 50.
Обсуждение проблемы боли и зла, которые, по мнению некоторых людей, делают веру в любящего Бога невозможной, см. в: Гудинг Д., Леннокс Дж. Христианство: опиум или истина? Duncanvillc, USA: World Wide Printing, 1998.
■
:
■
- . ■
|
|
|
|
| • |
" . ■•■'.,,...
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем