Глава 10. Природанравственностииее основания
А. Общие замечания
Темой настоящей главы является человеческое поведение. Начнем с определения терминов. Под поведением человека мы имеем в виду не просто как люди себя ведут, а как они должны себя вести.
Смысл данного заголовка, таким образом, заключается в том, что существует такой феномен, как подлинно человеческое поведение, в отличие от более низших форм, каковыми являются формы поведения животных, и что мы должны вести себя подлинно человеческим образом.
Между поведением человека и поведением животного много общего. И животное, и человек, испытывая голод и жажду, стремятся их утолить. И животное, и человек находят себе пару и производят потомство. Это поведение продиктовано природой, или, если хотите, инстинктом.
Но, проводя сравнение, мы очень скоро обнаруживаем, что человеческое поведение отличается от поведения животного одним существенным параметром. Мы обладаем моральным чувством, тогда как у животных, насколько мы знаем, его нет. Вы можете приучать свою собаку не входить в дом к соседу и не таскать у него со стола мясо. Чтобы она этого не делала, вы можете наказывать се каждый раз, как она это делает. Поскольку вторжение в дом соседа у нее будет ассоциироваться с болью, она постарается этого не делать. Но, обучая ее не воровать, вы никогда не сможете объяснить ей, почему это безнравственно. Не имеет смысла приводить ей какие-то доводы.
Однако именно доводы в пользу нравственности вызывают у людей больше всего вопросов. Скажите подростку:
260
261
"Ты должен слушаться своих родителей", и вы скорее всего получите в ответ: "А зачем?" Скажите кому-нибудь: "Тебе не следует лгать", и ваш собеседник ответит: "А почему не следует, если мне это удобно?" Аесли вы будете настаивать: "Лгать нельзя, потому что это безнравственно", в ответ вы, наверное, услышите: "А кто ты такой, чтобы навязывать мне свои нравственные нормы?"
Итак, мы видим, что людей интересует, почему наш долг как человеческих существ состоит в том, чтобы вести себя нравственно.
Этика и мораль
Тема настоящего раздела — человеческое поведение. Основные термины, которые обычно используются в связи с обсуждением этих вопросов, — "этика" и "мораль" (или "философия морали"). Прежде чем мы приступим к подробному обсуждению нашей темы, объясним, как мы будем использовать эти термины.
Слово "этика" имеет не единственное значение. Прежде всего оно служит названием особой дисциплины (сравните с другими аналогичными названиями, типа "физика" и "математика"), предметом которой является философия морали. Так, например, философии морали посвящен трактат Аристотеля "Никомахова этика"1. В таком смысле "этика" и "моральная философия" - взаимозаменимые термины.
Однако эти значения совпадают не всегда. Они расходятся, например, когда мы говорим об этике медицины. Под "этикой медицины" мы подразумеваем кодекс поведения терапевтов, хирургов, психиатров и др., основанный на общих принципах морали, но содержащий в то же время и указания, как эти моральные принципы должны применяться в конкретных ситуациях, когда врачам приходится принимать конкретные решения в своей каждодневной практике. "Этично ли, — спрашиваем мы, — удалить почки у умирающей женщины и пересадить их другому больному пациенту, не спросив разрешения у самой женщины или ее родственни-
ков?" Или: "Этично ли тайком продать эти почки состоятельному пациенту, а деньги оставить себе?"
В данном примере под этикой мы понимаем реальное правильное поведение, тогда как мораль — это фундаментальные принципы, которые регулируют и контролируют наше поведение, то есть в последнем случае мы имеем дело с теорией нравственности, тогда как в первом — с применением теории на практике.
Почему так важно и полезно проводить различие между двумя этими понятиями? Рассмотрим несколько обыденных ситуаций.
1. Иногда применение основных моральных принципов на практике требует различных, зачастую — прямо противоположных мер.
Возьмем, например, принцип, согласно которому мы должны любить своих ближних, как самих себя, и потому не наносить им никакого вреда. В мире найдется десять тысяч способов применения этого принципа, в том числе ему подчинены и правила дорожного движения. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы избегать аварий. Для этого существуют правила, предписывающие, по какой стороне дороге следует ездить. В одних странах принято правостороннее движение, в других — противоположное, левостороннее. Неважно, по какой стороне следует ездить, важно, чтобы все придерживались одного правила. Безотносительно к правилу движение по левой или правой стороне морально нейтрально. Оба правила равно соответствуют моральному предписанию избегать происшествий, в результате которых вашему ближнему может быть причинен вред.
Рассмотрим более сложную ситуацию.
2. Достойная с моральной точки зрения цель может быть достигнута порочными с точки зрения морали средствами.
Рассмотрим фундаментальный принцип, согласно которому муж должен любить свою жену и детей. На практике это может означать, что он должен работать и содержать их. Предположим, что глава семьи не сумел найти себе ра-
262
263
боту и ему подвернулась возможность заработать на незаконном распространении наркотиков. Этот заработок, разумеется, решит проблему поддержания семьи. Но следует ли главе семьи браться за такую работу? Цель, которую он преследует, нравственна. Но средства, которые оказались в его распоряжении для достижения этой цели, безнравственны.
Эта ситуация служит примером значения этического правила: цель не оправдывает средства. Неприемлемо с моральной точки зрения использовать порочные средства под предлогом, что они служат достижению благой цели. Средства должны быть сами по себе нравственными и независимыми от целей, которым они служат.
3. Иногда необходимо нарушать букву морального закона, чтобы соблюсти его дух.
Приведем пример, к которому часто прибегали древние философы. Моральный принцип гласит, что безнравственно нарушать клятвы.
Предположим, что человек на время взял у своего друга острый нож, поклявшись, что вернет его по первому требованию. И вот наступил момент, когда друг пришел за своим ножом. Однако всем ясно, что он сошел с ума и требует нож, чтобы убить свою жену.
Что должен в этом случае сделать человек, позаимствовавший нож? Должен ли он сдержать свое обещание и отдать нож хозяину? Если он его сдержит, то будет способствовать убийству жены его владельца. А это, разумеется, не будет означать выполнения морального закона, который запрещает наносить ущерб своему ближнему.
Это значит, что ему не следует возвращать нож хозяину в данный конкретный момент. И хотя внешне он тем самым нарушит моральный закон, но внутренне останется верен его духу, так как смысл закона, предписывающего держать слово, направлен на то, чтобы предупреждать зло, обычно связанное с нарушением слова. Но приданных обстоятельствах,
отклоняющихся от нормы, сдержанное слово принесет зло, а отнюдь не предотвратит его.
4. В тех случаях, когда возможно следовать двум моральным предписаниям одновременно, предпочтение должно быть отдано более высокому из двух законов.
Например, говоря, что ложь является нравственным злом, мы не осуждаем людей, которые во время Второй мировой войны обманывали гестапо и не выдавали места, где скрывались евреи. Если бы эти люди сообщали правду, а в некоторых случаях просто молчали, то это бы вело к смерти скрывавшихся от гестапо евреев. Укрывавшие их люди стояли перед моральным долгом делать благо и проявлять милость к евреям и перед моральным долгом говорить правду. Но в данной ситуации они не могли соблюсти оба этих моральных долга. Следовало выбирать. И они справедливо делали выбор в пользу более высокого морального закона. Обманывая гестапо, они делали благо и для гестапо, мешая ему совершать грязные преступления.
Предварительные выводы
Из приведенных примеров мы можем видеть, что основные моральные принципы могут быть ясными, тогда как правильный путь к их соблюдению может быть достаточно сложным. Но из этих примеров мы также видим, что следование моральным принципам может быть сопряжено с принятием сложных решений. Это вместе с тем не означает, что обессмысливаются сами принципы.
Отметим между прочим, что можно найти параллели этой ситуации в науке и технике. Например, фундаментальным принципом полета летательных аппаратов является аэродинамический профиль, то есть определенная форма крыла, которая обеспечивает летательному аппарату подъем. Этот принцип сам по себе исключительно прост, но применение его на практике в моделировании летательных аппаратов чрезвычайно сложно. В то же время ни одна из этих сложностей не подрывает правильности самого принципа.
264
265
Разумеется, теоретические моральные принципы недостаточны сами по себе. Они должны применяться в соответствующей этической практике. Кто не слышал о знаменитом римском философе-стоике и плутократе Сенеке (Iв. н. э.)? Он писал трактаты по философии морали, рассказывая людям, как им следует себя вести. Однако когда император Нерон убил свою собственную мать Агриппину, Сенека помог ему написать письмо в римский сенат, где давалось другое объяснение смерти Агриппины, которое тем самым покрывало преступление Нерона2.
В то же время, если мы хотим вести себя добродетельно, одной практики недостаточно. Наша практика должна опираться на осознанную теорию морали, в терминологии античных философов — "рассудительность". Как говорит об этом Аристотель: "...невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели... потому что как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели"3. Еще одно требование
До сих пор мы говорили о теории морали и практике морального поведения (то есть об этике) и о том, почему и то, и другое необходимо. Если мы хотим быть нравственными людьми, мы должны не только понимать законы морали умом, но и правильно относиться к ценностям, которые стоят за этими законами, и подчинять им свои чувства. Речь идет, конечно, не о слезливости или сентиментальности, а о соответствующей этим моральным ценностям эмоциональной реакции.
Наше понимание ценностей непосредственно определяет наше поведение. Если человек увидел, что у него горит дом, он не бросится в огонь спасать пачку сигарет. Если у него в доме был спрятан слиток золота, он может осмелиться проникнуть в дом, чтобы достать его. Но если в детской остались его двое маленьких детишек, то он может и рискнуть своей жизнью, чтобы вытащить их из огня.
В минуты опасности, перед лицом гибели или искушения, сугубо рационального понимания основных принципов и законов морали обычно недостаточно, чтобы уберечь человека от нравственного компромисса. Во времена правления деспотичных и жестоких римских императоров, типа Нерона или Домициана, многие члены Сената пресмыкались перед ними. И не потому, что не понимали моральных принципов разумом, а потому, что не усвоили эти принципы на уровне чувств и эмоций. Жизнь была для них дороже нравственной чистоты.
Итак, от предварительных наблюдений и объяснений мы переходим к основному вопросу, касающемуся морали, которому и будет посвящена остальная часть данной главы. Мы не будем обсуждать детали этической практики, хотя они и чрезвычайно важны. Мы обратимся к вопросу, который лежит в сердце всех систем морали, а именно: каковы источник и природа морального закона и моральных ценностей?
Б. Источник и природа морального закона
Вопрос о природе и источниках морального закона является предметом острой дискуссии, и по нему существует большой разброс мнений. Каких бы взглядов вы сами ни придерживались, с точки зрения образования важно знать и другие позиции и понимать, почему разные люди занимают разные позиции.
Разговор на эту тему лучше всего начать с попытки осмыслить свой собственный опыт и опыт других людей. 1. Врожденное чувство справедливости
Все мы обладаем внутренним чувством справедливости. Оно есть даже у маленьких детей. Рассмотрим простую ситуацию. Два брата играли во дворе, как вдруг старший выхватил у младшего игрушку. Младший начал протестовать, выражая свой протест плачем и криком. На крик выбежала мама и увидела, как младший ударил старшего по лицу. Она не видела, как началась ссора и что ее зачинщиком был стар-
266
267
ший, ее любимец. Не разобравшись в чем дело, она нашлепала младшего, призвала обоих к миру, забрала игрушку и ушла. Естественно, младший начал плакать и возмущаться: "Это нечестно! Я не виноват! Не я первый начал...".
Мы можем задаться вопросом: откуда у этого раздосадованного малыша взялась идея, что мир должен быть устроен по справедливости, и все, что произошло, было абсолютно несправедливо? Как он смог прийти к этой мысли, не прилагая особых к тому усилий? Понятно, что реакция мамы была для него и физическим, и эмоциональным шоком. Но если вспомнить наше собственное детство и опыт взрослой жизни, то можно предположить, что самым болезненным для мальчика в этой ситуации была не физическая боль, а травма, нанесенная его чувству справедливости.
Чувство справедливости остается у человека и тогда, когда он взрослеет; хотя, постоянно сталкиваясь с несправедливостью мира, мы теряем восприимчивость ко злу и превращаемся в циников. Иногда нам кажется, что чувство справедливости не нужно, поскольку жизнь идет с ним вразрез. Встает вопрос: какое значение следует придавать чувству справедливости? Мы не изобрели его сами. Откуда оно взялось? Является ли оно надежным ориентиром в этом мире?
В связи с этим имеет смысл рассмотреть другие свойственные человеку чувства.
2. Эстетическое чувство
Это чувство мы тоже не придумываем сами. Мы с ним рождаемся. Оно для нас исключительно ценно, поскольку позволяет воспринимать красоту формы и цвета и наслаждаться ею. В то же время бывает, что наше эстетическое чувство ранится уродством и безобразием. Именно эстетическое чувство руководит нами, когда мы защищаем красоту и боремся, насколько позволяют силы, с безобразием.
Как говорилось во Введении к этой книге, восприятие красоты розы является в высшей степени субъективным опытом, чем-то таким, что мы переживаем глубоко внутри себя. Но когда мы показываем розу другим людям, мы ожи-
даем, что они тоже согласятся с тем, что она прекрасна, и у них не возникнет проблем с этой оценкой. Отсюда можно сделать два вывода. 1) Хотя оценка красоты является в высшей степени субъективным опытом, все же существуют объективные критерии, позволяющие решать, что красиво, а что - нет. 2) Каждый человек обладает врожденным чувством красоты. Если некоторые люди и не обладают им или даже отдают предпочтение безобразному, мы воспринимаем их как отклонение от нормы или как своего рода дальтоников, или как людей, страдающих нарушениями умственных способностей, не позволяющими им правильно воспринимать форму или цвет. 3. Врожденная языковая способность
Другая важная врожденная способность - способность к усвоению и владению естественным языком. В свое время выдвигалась гипотеза, что человеческий язык является результатом эволюции звуков, издаваемых животными. В упрощенном виде это можно представить следующим образом. Вообразите себе, что обычная свинья, натолкнувшись на льва, издала крик ужаса. Предположим, что это событие повторилось несколько раз (с разными свиньями и разными львами) и другие свиньи, слышавшие этот крик ужаса, привыкли связывать его с сигналом "лев!". Так рождается специальный сигнал со значением "лев". На основе этих и других подобных ему примитивных сигналов, связанных с другими реакциями, постепенно, в течение многих миллионов лет, якобы формируется человеческий язык. Для подтверждения этой теории проводились длительные эксперименты с человекообразными обезьянами, направленные на то, чтобы доказать, что их можно обучить языку. Ни один из них до настоящего времени не удался. Сторонник эволюционной теории профессор Джордж Гэйлорд Симпсон высказался по этому поводу вполне определенно: "Человеческий язык кардинально отличается от любой коммуникативной системы животных. Это становится предельно ясным из сравнения его с сигналами животных, максимально напоминающи-
268
269
ми человеческую речь и обычно называемыми "языком животных". Звуки, издаваемые животными, представляют собой, на самом деле, междометия. Различие между междометием животного и языком человека — это различие между нашим "Ой!" и фразой "Огонь горячий"4.
"Исследование Дарвина и многие более поздние исследования были направлены на то, чтобы проследить происхождение языка как эволюцию от источника, существовавшего на земле до появления человека. Они не оказались успешными. Как сказал один из современных специалистов в этой области: "Чем больше мы знаем об этом [то есть о коммуникации обезьян и приматов], тем меньше эти системы, видимо, помогают нам в понимании человеческого языка"5.
"Более того, в настоящее время ни один из известных языков не является примитивным в смысле существенной близости к истокам языка. Даже люди, принадлежащие наименее сложным культурам, обладают в высшей мере сложными языками, со сложной грамматикой и богатой лексикой, которые предназначены для называния и обсуждения всего, что происходит в окружающем носителей языка мире...".
"...Самый старый из доступных для реконструкции языков уже является современным, сложным и развитым с эволюционной точки зрения"6.
Более того, как указывает в своих новаторских исследованиях языка Ноам Хомский, американский лингвист и философ,7 сущность человеческого языка состоит не столько в использовании произвольных звуков (и слов), чтобы представлять вещи и идеи, сколько в способности понимать, а затем выражать с помощью синтаксиса логические отношения между идеями.
Поразительно то, что эта способность проявляется у человека в очень раннем возрасте. И дело здесь совсем не в том, какой язык ребенок начинает усваивать первым — русский, японский или якутский. Любой естественный язык усваивается с одинаковой легкостью. Какой бы язык ребенок ни начал слышать и усваивать, он уже с самого раннего детства
способен понимать внутренние логические отношения между его фразами и предложениями, передаваемыми с помощью синтаксических связей данного языка.
Так, ребенок может, например, понять такую сложную логическую связь, как гипотетическое условие. Когда мать говорит своему четырехлетнему ребенку: "Если ты сегодня будешь хорошо себя вести, то я куплю тебе мороженое", ребенок может понять логическое отношение между главным и придаточным предложениями и прекрасно осознает, что удовольствие от обещанного мороженого он получит только в случае примерного поведения.
Ни собаки, ни человекообразные обезьяны не способны на это, сколько бы слов, звуков, цветов, жестов они ни научились распознавать. Логика сложнейшего синтаксиса разговорного языка остается за пределами их интеллектуальных возможностей: они не обладают врожденной языковой способностью, сравнимой с языковой способностью людей. Врожденная языковая способность человека определяет его возможность выучить любой язык, какой он захочет, и затем выражать свои мысли на этом языке8.
4. Еще раз о чувстве справедливости
Эстетическое чувство может быть усилено путем обучения и практики, но это возможно только потому, что для него есть исходная основа. То же самое можно сказать и о языковой способности ребенка. Она может быть развита и усилена опытом, обучением и анализом, но только потому, что у человека, в отличие от животных, она основывается на врожденных свойствах.
Вернемся к чувству справедливости, в частности к тезису, с которого мы начали данный раздел. У взрослых людей оно развивается и подвергается испытанию жизненным опытом. Но, как мы уже убедились, у детей оно есть уже в самом раннем возрасте. Складывается впечатление, что чувство справедливости, как и эстетическое чувство и языковая способность, является врожденным. Это составная часть нашей человеческой природы.
270
271
5. Врожденная способность различать добродетели и пороки
Итак, мы видим, что человек обладает не только врожденным чувством справедливости и несправедливости, но и врожденной способностью понимать, что одни действия и представления являются нравственными, а другие — безнравственными. Отсюда проистекает сознание того, что человек должен поступать правильно.
Рассмотрим, к примеру, ложь. Обратите внимание, как люди реагируют на ложь, причем не просто когда они рассуждают о лжи на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в жизни.
Рассмотрим простую ситуацию. Человек А, ведущий деловые переговоры с человеком В, вдруг обнаруживает, что В его обманывает. Полный негодования А предъявляет В неоспоримые доказательства обмана и бросает ему в лицо обвинение: "Вы мне лгали!".
Отсюда становятся ясными сразу же несколько вещей. Во-первых, А ожидает, что В признает силу обвинения и почувствует себя виноватым в гнусном нарушении морального закона. При этом A не развивает подробной философской аргументации, направленной на то, чтобы показать В, что лгать плохо. С точки зрения А и В, как и всякого другого человека, ложь - это зло.
Разумеется, А прекрасно осознает, что лгут многие люди — как по пустякам, так и в серьезных ситуациях. Но в то же время А понимает, что те, кто лгут, включая В, понимают в глубине души, что лгать нехорошо. Об их понимании свидетельствует то, что, будучи уличенными во лжи, они чувствуют неловкость и стыд9.
Итак, А обвиняет В в том, что В лжет, и ожидает, что В, как и любой свидетель их разговора, согласится с общепринятой нормой, на основании которой строится обвинение Л. Какой же реакции мы ожидаем от В в ответ на обвинение? Сначала он может попытаться доказать, что он на самом деле не лжет. Если ему это не удается, он может пожать плечами
и уйти. Более вероятно, что он попытается найти себе оправдание, описав положение, в которое он попал, и страх, который и заставил его солгать. Но уже сам факт, что он пытается найти себе оправдание, показывает, что он действительно понимает, что лгать нехорошо. Он допускает существование и справедливость всеобщего морального закона и затем пытается найти себе оправдание в своем проступке.
Но мог ли он пренебречь всеобщим моральным законом? Мог ли он сказать: "Конечно, я тебе все время лгал, но я не вижу в этом ничего особенного. Я всегда говорю неправду"?
Ложь паразитирует на правде. Лгун вводит своих слушателей в заблуждение потому, что они исходят из предпосылки, что люди должны говорить правду. Если бы все лгали, то никто бы не верил тому, что говорится. Все отношения были бы разрушены, и семейная, и деловая жизнь стали бы невозможными. Социальная нестабильность превратилась бы в хроническую.
Ложь не соответствует тому, что есть на самом деле, и потому подрывает социальную безопасность. Лжец не просто передает ненадежную информацию. Он дискредитирует себя как ненадежного человека. Он пользуется доверием другого, чтобы предать его и нанести ему ущерб. Он подобен несущей конструкции здания, которая внешне выглядит надежной, а на самом деле проржавела. Считая ее надежной, строители могут использовать эту конструкцию по назначению и соорудить дом, который может в любой момент обрушиться и похоронить под обломками своих создателей. Точно так же и лжец рискует похоронить себя под обломками своей лжи и усиливает предательскую ненадежность этого мира.
Принятое в обществе отношение к лгунам — их осуждение — и поведение самих лгунов (попытки найти себе оправдание ) свидетельствуют о том, что моральный закон, направленный против лгунов, так сказать, написан в сердце каждого человека. И это относится не только к закону против лжи, но и к другим фундаментальным моральным законам. Они являются врожденными.
272
273
6. Всеобщее осознание естественного закона
Тот факт, что некоторые моральные законы написаны в человеческом сердце, не означает, что все люди на земле на протяжении всего существования человечества придерживались этих законов или даже просто стремились их соблюдать. Когда человек привыкает нарушать моральные законы, его совесть успокаивается и смиряется с моральным злом. Обманщик может решить, что его поведение - признак ума и зрелости, приемлемый путь достижения успеха в учебе или спорте. Нечестный бизнесмен может подумать, что ложь и обман необходимы при ведении бизнеса, а недобросовестный политик — что это необходимая составляющая политики.
Несмотря на все это, история свидетельствует о том, что основные моральные законы являются общепризнанными и всеобщими. В своей книге "Человек отменяется"10 К. С. Льюис приводит список принципов морали, общих для всех мировых цивилизаций. Он называет их "примерами естественного закона" и объединяет в 8 групп.
1. Закон общего благоденствия.
Сюда он относит следующие правила: не убивай, не разоряй; не будь рвачом, угнетателем, не клевещи; не очерняй, не лжесвидетельствуй, не делай другому то, что ты бы не хотел, чтобы делали тебе, а также соответствующие позитивные правила.
2. Закон благоденствия в конкретных областях жизни. Здесь речь идет о любви к своей жене, семье, родным и
стране.
Обязанности перед родителями, старшими и предками.
Обязанности перед детьми и потомками.
Закон справедливости.
Здесь речь идет о справедливости в отношениях между полами, честности и справедливом суде.
Закон доброй веры и правдивости.
Закон о милости.
8. Закон о великодушии.
Сюда входит смелость, готовность пострадать во имя защиты других; предпочтение смерти перед жизнью в стыде и бесчестье; стремление избегать похотливых и непристойных мыслей и дел.
Но, наверное, каждого из нас одолевает искушение счесть те моральные законы, которых придерживалось человечество на протяжении многих веков, устаревшими. Давайте проведем "мысленный эксперимент". Сначала обратимся к представлению древнего египтянина о важных для него моральных законах, а потом попробуем сопоставить то, что было важно для него, с тем, что говорит наша собственная совесть.
Список, который мы приводим ниже, содержится в египетской "Книге мертвых". "Книга мертвых" была своеобразным документом, который прилагался к телу умершего человека при подготовке его к погребению. Идея этого документа в том, что человек после смерти должен предстать перед Последним Судом, решающим, допускать ли умершего к вечной жизни или нет. В этом документе содержалась своего рода "декларация", в которой сообщалось, что человек не совершал дурных поступков и не нарушал законов нравственности. Приведем некоторые пункты этой "декларации".
Я не чинил зла людям.
Я не совершил греха в месте Истины.
Я не творил дурного.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною недуга.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
Я не обманывал и на пол-аруры.
274
275
Я не крал.
Я не завидовал.
Я не совершал прелюбодеяния11.
Цель нашего "мысленного эксперимента" заключается не в том, чтобы определить, действительно ли умерший египтянин жил в соответствии с тем, что говорилось в его "декларации", а в том, чтобы ответить на три вопроса.
Каковы с точки зрения древнего египтянина важнейшие моральные законы, предписанные человечеству?
Можете ли вы сказать, что какие-то из этих моральных законов совсем не были законами и что не имеет значения, если кто-то в нашем мире их нарушает?
Можете ли вы заключить, что существуют некоторые врожденные законы, существовавшие во все времена и у всех народов?
Но если существуют моральные законы, которые не придуманы человеком, а, так сказать, написаны в его сердце, мы должны задаться вопросом, как они там появились, кто их там написал. Но прежде чем обсуждать эти вопросы, мы остановимся еще на двух врожденных чувствах. 7. Стыд и совесть
Каждый знает из своего личного опыта, что нам дано два внутренних механизма для удерживания нас от нарушения моральных законов или в случае их нарушения служить внутренним голосом, говорящим о неправильности нашего поведения. Один из них — это совесть, а другой — чувство стыда. Совершенно очевидно, что мы не придумали их сами, поскольку оба они приносят достаточно много хлопот и беспокойства, настолько докучая некоторым людям, что последние пытаются их игнорировать или подавлять.
Совесть выступает судьей над поступками, которые мы собираемся совершить, и либо санкционирует их как достойные, либо протестует против них и наполняет нас беспокойством по поводу самой мысли о том, что мы можем пойти на них. И если вопреки своей совести мы все-таки совершаем какой-то поступок, противоречащий моральному закону,
совесть поднимает свой голос и изводит нас своими постоянными обвинениями или наполняет нас чувством вины.
Другой механизм — это чувство стыда, который так же, как и совесть, предупреждает нас о позоре, который нам грозит в случае поступка, идущего вразрез с моральными принципами. И если мы все же решаемся на плохой поступок и он становится известным, то мы реагируем не только эмоционально, но и физически — краснея перед свидетелями. Более того, даже если "тайное не становится явным", это внутреннее чувство заставляет нас стыдиться самих себя.
Оба эти механизма стоят на страже всеобщего морального закона. Если они часто подвергаются грубому насилию, то могут перестать действовать. Один древний писатель сокрушался о людях, "сожженных в совести своей" (1 Тим. 4: 2), а другой обрушивался на своих в высшей степени развращенных современников — как на обычных людей, вроде торговцев, так и на священнослужителей: "Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют" (Иер. 6: 15).
Что из всего вышесказанного следует?
Что же мы можем, в конце концов, сказать обо всех этих врожденных чувствах и механизмах: чувстве справедливости, эстетическом чувстве, языковой способности, понимании и осознании фундаментальных моральных законов, совести и чувстве стыда?
Будь мы неодушевленными, пусть и сложными механизмами, типа самолетов, мы бы сразу же ответили на этот вопрос. Кабина современного самолета оборудована разнообразными приборами: световыми и звуковыми индикаторами, радарами, которые помогают пилоту управлять самолетом. Они показывают высоту, направление и скорость движения, количество топлива и предупреждают пилота об опасности. И хотя он должен принимать решение сам, эти приборы были специально созданы, чтобы он мог руководствоваться их показаниями и помогать ему в принятии решений.
276
277
Таким образом, напрашивается естественный вывод: врожденные чувства и способности человека также были специально задуманы и даны ему, чтобы помогать в принятии решений.
Вот что мы читаем о них в Библии: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую..." (Рим. 2: 14-15).
В этом отрывке говорится, что Бог использовал два пути, чтобы люди познали Его моральный закон. Первый путь заключался в постепенном раскрытии требований Его закона через десять заповедей, данных Моисею и истолкованных ветхозаветными пророками, а затем — через проповеди Иисуса Христа (такие как Нагорная проповедь) и нравственные наставления Его апостолов.
Но тот факт, что это учение о нравственности к тому времени не распространилось среди язычников повсеместно (о чем свидетельствует фраза "язычники, не имеющие закона" (стих 14), то есть закона Моисея), отнюдь не означал, что Бог оставил языческие народы в полном незнании Своего морального закона. Когда Творец создал человека по Своему образу и подобию, то Он написал основные принципы и требования Своего морального закона у него в сердце. Отсюда — универсальность этого закона.
Но отсюда же проистекают власть и авторитет морального закона. Если, скажем, пилот самолета не принял во внимание показания приборов и в результате этого самолет потерпел аварию, а сам пилот выжил, то ему придется давать объяснение, почему он проигнорировал сигналы опасности, которые можно было увидеть по приборам. Более того, свое объяснение ему придется давать не индикаторным устройствам, и не самому себе, а своему руководителю, который отвечает за порядок на авиапредприятии, а также владельцам этого предприятия, по приказу которых индикаторные
устройства, позволяющие судить о критичности ситуации, были помещены в кабину пилота.
Если же именно Бог-Творец написал основные принципы и требования Своего морального закона в наших сердцах, то именно перед ним мы должны будем отвечать за свои поступки, противоречащие моральным принципам.
Моральные принципы в наших сердцах были написаны Богом не так, как, скажем, программируется компьютер, который впоследствии автоматически работает по данной программе, а скорее так, как в кабину пилота встраивают радары и индикаторные устройства, со всеми их экранами, щитками и прочими приспособлениями, позволяющими пилоту принимать правильные решения и вести самолет по курсу. Человеческие существа обладают свободной волей: они могут принять решение выполнять требования Божьего морального закона — что, на самом деле, они обычно и делают. Но они свободны и пренебречь моральным законом, отвергнуть его или исказить, то есть сделать то, что мы все-таки делаем достаточно часто.
Таким образом, если моральные законы действительно написаны у нас в сердцах Богом, отсюда вытекает чрезвычайно серьезное следствие, к которому мы обратимся ниже (см. с. 325 и след.; 332 и след.). А пока ограничимся следующим кратким замечанием: каждый из нас как моральный субъект связан не просто с неодушевленным кодексом, а с Личностью. И если это отношение построено на взаимном уважении, тогда соблюдение моральных законов является не просто вопросом следования некой норме, а подлинно личностным отношением.
Но как всем нам хорошо известно, это объяснение источника и авторитета моральных законов для ряда людей является неприемлемым. Во-первых, они не верят в Бога, а во-вторых, они считают, что отношение к Богу как к силе, стоящей за моральным законом, было причиной бесконечных страданий и несчастий рода человеческого. Поэтому в следующем разделе мы рассмотрим данное понимание нравственности и вытекающие из него следствия.
278
279
В. Субъективна или объективна мораль?
В Разделе Б мы рассмотрели точку зрения, согласно которой всеобщий характер и авторитет моральных законов исходит от Творца человечества, Бога. В данном разделе мы приступим к рассмотрению противоположной, атеистической, концепции морали и ее источников.
Здесь есть определенные трудности, в частности, связанные с вынужденной краткостью, обусловленной жанром учебного пособия. Одна из таких трудностей обусловлена тем, что не существует единой атеистической концепции морали. Их много: гуманистическая, марксистская, экзистенциалистская и др., и они существенно отличаются между собой. Мы не будем останавливаться и на деталях этической практики, то есть на различиях этих подходов к тому, как конкретно могут применяться различные общие моральные принципы в конкретных ситуациях. Мы будем анализировать только различия в понимании фундаментальных принципов морали самих по себе и источников этих принципов.
В данном коротком обзоре не представляется возможным в равной мере осветить все разнообразные атеистические подходы к морали. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателю обратиться к обширному кругу первоисточников, а также к интерпретациям этических концепций в литературе по истории философии и в философских энциклопедиях.
Итак, существует два важнейших вопроса, которые теист задает стороннику атеистической концепции нравственности.
1. Обеспечивает ли атеистическое понимание морали некую абсолютную норму (или нормы), с помощью которой можно было бы оценивать истинность данных моральных принципов? Этот вопрос важен потому, что атеисты обычно возражают против теистического подхода, согласно которому источником морального закона во всей его полноте является Бог. Суть их возражения состоит в том, что согласно
данной позиции моральный закон наделяется божественным абсолютным авторитетом, а такая власть, полагают они, наносит ущерб человеческому достоинству и нравственной независимости и в конце концов низводит его до положения морального раба.
Таким образом, вопрос, который задает теист своему оппоненту, формулируется так: предполагает ли атеистический подход к нравственности абсолютную, авторитетную норму? И если предполагает, то какого она рода? И если он предполагает ее, то почему эта норма лучше соотносится с человеческой свободой, чем норма, установленная Богом? И если атеист не придерживается абсолютной объективной нормы в рамках своей системы, то не является ли эта система совершенно субъективной и потому произвольной?
2. Другой фундаментальный вопрос несущественно отличается от первого, но его отличие, на самом деле, очень важно, по крайней мере, для объяснения некоторых специальных терминов. Итак, второй вопрос: существуют ли объективные нравственные ценности, или все нравственные ценности являются субъективными?
Значение терминов "объективный" и "субъективный"
Наша первая задача в данном разделе состоит в том, чтобы понять значение терминов "объективный" и "субъективный" в данном контексте, а затем разобраться, почему так важно решить, являются ли нравственные ценности объективными или субъективными.
Если мы говорим, что существуют объективные моральные ценности, это означает, что есть такие моральные установки, которые всегда правильны, независимо от чьих-то личных чувств и оценок, симпатий иантипатий. Таким образом, каждому человеку, когда бы и где бы он ни жил, следует поступать в соответствии с ними. Это также означает, что есть такие установки, которые всегда неправильны, независимо от того, что по этому поводу думают отдельные люди, группы людей или целые государства, и это также означает, что никто не должен этим установкам следовать.
280
231
В то же время если мы говорим, что нравственные ценности субъективны, это означает, что они зависят от симпатий и антипатий, пристрастий и предубеждений отдельных людей. Один человек одобряет какие-то нравственные ценности, потому что они ему нравятся, другой может их отвергать, потому что они ему не нравятся. И не существует высшей абсолютной нормы, в соответствии с которой можно оценивать, какие нравственные ценности и установки являются правильными, а какие неправильными.
Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Если говорится, что моральные законы объективны, это значит, что они похожи на законы арифметики. Мы, люди, их не придумали сами: мы их открыли. На протяжении истории разные народы изобретали разные системы чисел (например, древние вавилоняне использовали шестеричную систему, тогда как современные люди пользуются десятеричной системой). Но все эти придуманные людьми системы чисел передают одни и те же законы арифметики: никто эти законы не изобрел.
Предположим, ученик, решая задачу, получил ответ, что корень из 9 = 4. Учитель говорит ему, что это неправильный ответ, а правильный ответ будет корень из 9 = 3. Но это не значит, что учитель навязывает школьнику свои взгляды. Законы арифметики обладают для него точно такой же силой, как и для школьника. Правильность этих законов не зависит от взглядов на них учителя. Единственное различие между учителем и учеником в данном случае заключается в том, что у учителя было больше времени понять, что, согласно законам арифметики, объективно правильно, а что объективно неправильно, и он, обладая этим знанием, учит своего питомца подчинить свое мышление объективным арифметическим законам.
С другой стороны, те, кто отрицает объективность нравственных ценностей и тем самым — существование какой бы то ни было абсолютной нормы, в соответствии с которой мы определяем, какие нравственные ценности верны и служат предписаниями для всех и каждого, а какие — неверны и не
являются обязательными, считают, что моральные законы изобретены разными людьми и группами людей в разные времена, чтобы соответствовать разным историческим ситуациям. Таким образом, они никогда не были и никогда не должны считаться универсально применимыми и подлежат постоянному пересмотру в зависимости от времени, места и обстоятельств.
При таком подходе нравственные ценности оказываются подобными стилю одежды, который зависит от национальной традиции, климатической зоны, возраста человека и др.
Следствия субъективизма в понимании морали
1. Субъективизм в понимании морали в конечном итоге сводит нравственные ценности к вопросу вкуса.
Мы уже касались этого вопроса в Главе 8, а сейчас остановимся на нем несколько подробнее.
В вопросах вкуса никто не может считаться правым или виноватым. Вкус — это дело субъективных предпочтений. Если Наташа говорит: "Я обожаю шпинат", а Алексей говорит: "А я его терпеть не могу", то мы имеем суждения о двух диаметрально противоположных предпочтениях. Но мы не можем сказать, что какое-то одно из них неверно. Если Наташа не лицемерка, ее высказывание "Я обожаю шпинат" истинно: она действительно его любит, и никто не может этого отрицать. То же самое относится и к высказыванию Алексея.
Более того, Алексею не имеет никакого смысла утверждать, что Наташе не следует любить шпинат, а следует любить свеклу, так же, как и он. "Следует" здесь ни при чем. Никто не обязан любить свеклу или не любить шпинат. Это вопрос субъективного вкуса.
Наташа, конечно, может сказать: "Тебе следует любить шпинат, потому что он тебе полезнее, чем свекла". Однако в таком случае Алексей имеет право ответить: "На каком основании ты судишь, что шпинат для меня полезнее, чем свекла?" И тогда Наташе будет недостаточно сказать: "Это гово-
282
283
рит доктор N", так как Алексей может в свою очередь ответить: "А доктор М. говорит, что шпинат не полезен, полезна свекла". А когда мнения двух специалистов различаются (как это часто бывает буквально по всем вопросам), единственный путь решить, кто из них прав, — это доказать то, что один из них прав, а другие не правы: а чтобы сделать это, нужно иметь некую норму, на основании которой можно оценить обе точки зрения и дать им сравнительную объективную оценку. Здесь мы подошли к такому этапу, на котором уже нельзя следовать субъективным суждениям.
Отсюда можно сделать вывод, что если бы моральные законы и ценности были вопросом субъективного вкуса и предпочтений, тогда мы никогда не смогли бы сказать, что предпочтение одного человека с точки зрения морали является верным, а предпочтение другого — неверным; или что мы можем предпочесть одну точку зрения и отвергнуть другую.
Но посмотрите, к чему такая позиция ведет. Мы, например, никогда не смогли бы обвинить Гитлера в геноциде. Гитлеру достаточно было бы сказать: "Вам не нравится убивать евреев? Ну, и не убивайте. А мне нравится убивать евреев. Это просто вопрос вкуса. Кто вы такие, чтобы навязывать мне свой вкус?"
Далее. Если один человек просто скажет: "Я считаю, что геноцид отвратителен", а другой возразит: "Я думаю, что геноцид приемлем", ни один из говорящих на самом деле ничего не говорит о геноциде. Оба просто сообщают что-то о самих себе, а именно, что один одобряет геноцид, а другой не одобряет. Если же другой человек ответит: "Я думаю, что геноцид приемлем. Это не преступление. Он избавляет человечество от раковой опухоли", то это высказывание, конечно, относится непосредственно к геноциду и дает ему моральную оценку. Но какое из этих высказываний является правильным с моральной точки зрения? Вы не можете этого определить, стоя на субъективных позициях. Для этого нужна некая объективная моральная норма.
Но если не существует никаких абсолютных объективных моральных норм, каким образом тогда решать этот вопрос?
2. Можем ли мы считать моральные законы подобными правилам игры?
Возьмем, к примеру, футбол. Правила игры не являются вопросом индивидуального вкуса или предпочтения. Все игроки с обеих сторон должны соглашаться играть по правилам. Кроме игроков, есть еще независимый судья. Он определяет, кто и когда нарушает правила, и в случае спора между командами разрешает его. Более того, в международных соревнованиях правила устанавливаются группой международных экспертов и все команды со всего мира соглашаются придерживаться этих правил. Таким образом, это не вопрос просто личного субъективного вкуса или национально-культурной традиции. Речь идет об объективных правилах и нормах. Однако эти правила явились результатом общего обсуждения и согласия, а не произвольного внешнего установления.
Но в таком случае, продолжают далее сторонники обсуждаемой интерпретации природы морального закона, хотя футбольные правила являются в этом смысле объективными, это не означает, что правила остаются всегда одними и теми же и никогда не меняются. Они могут меняться и время от времени меняются, так что правило, установленное пятьдесят лет тому назад, не допускается сейчас, и наоборот. Это происходит потому, что правила полагаются не божественным авторитетом, а путем достижения согласия всех футбольных авторитетов мира, и если все они соглашаются изменить правила, чтобы сделать игру более интересной и увлекательной, то можно их изменять; и тогда то, что считалось недопустимым ранее, становится допустимым сейчас. И это правильно.
Почему же, в таком случае, мы не можем иметь объективные нравственные ценности, организованные по тому же принципу: принятые на основе согласия всего человечества,
284
285
но открытые изменению и адаптации по мере того, как меняются жизненные условия человечества?
Это рассуждение кажется на первый взгляд вполне привлекательным. Но аналогия, на которой оно построено, неправомерна. И тому есть несколько причин.
Правила игры в футбол являются главным образом простейшими предписаниями. Так, во время игры запрещено брать мяч руками, и это правило не оказывает никакого влияния на нравственность игроков.
Футбольные правила не могут диктовать игроку говорить правду, любить своих детей, почитать родителей и т. д.
Следующий дефект обсуждаемой аналогии, предполагающей, что моральные законы могут быть установлены на основе общего обсуждения и согласия (как в футболе), заключается в том, что сторонники этой концепции забывают, что футбол — не единственная игра, в которую играют люди. Есть и другие игры, и каждая из них имеет разные системы правил, и то, что допускается, скажем, в гандболе, запрещено в футболе. Футболист не может сказать, что правила гандбола плохие, потому что они отличаются от футбольных. Никто не может сказать и то, что следует играть, скажем, в крикет, а не в хоккей. Каждый человек волен играть в те игры, которые ему нравятся, и, следовательно, руководствоваться теми правилами, которые приняты в данной игре.
Но можно ли считать это применимым к моральным законам? Если "да", то на каких основаниях мы могли бы осуждать каннибализм? Каннибал бы просто сказал: "Я играю в другую игру, а ты кто такой, чтобы говорить, что моя игра хуже твоей?"
4. Но, может быть, мы несправедливы по отношению к рас сматриваемой аналогии? Те, кто предлагают эту аналогию, могут, например, апеллировать к следующему обстоятель ству: футбольная игра развивалась до того момента, пока разработанные для нее правила не были приняты на основании всеобщего согласия. А теперь для каждого отдельного игрока или команды когда-то находившиеся в стадии разра-
ботки правила являются абсолютными и вполне объективными. И потому если человечество смогло перейти к абсолютным правилам в футболе, почему мы не можем надеяться, что в один прекрасный день человечество созреет настолько, что все люди мира признают единый нравственный авторитет, который сделает в области нравственности то, что было сделано в футболе, то есть установит объективный, всеобщий, абсолютный моральный закон?
Интересная идея. Давайте допустим — хотя это будет очень смелое допущение — что это на самом деле произошло и что этот единый для всего мира авторитет установил абсолютный закон, согласно которому насилие является абсолютно безнравственным. Эволюционист Майкл Рьюз пишет, что если бы разумные существа с галактики Андромеда (если они там вообще есть) прилетели на Землю, то мы бы обнаружили, что они не считают насилие безнравственным, поскольку, согласно Рьюзу, их эволюционная история может быть совершенно отлична от нашей12.
В этом случае, видимо, было бы необходимо назначить (разумеется, на основе всеобщего согласия) галактический нравственный авторитет для утверждения всеобщей межгалактической нравственной системы, обязательной для всех жителей всего мира, которые могут существовать во Вселенной.
В связи с этим мы со всей серьезностью утверждаем, что, в действительности, такой галактический авторитет существует и он называется Богом. Однако все дело в том, что атеисты, видимо, не стали бы возражать против всеобщего нравственного авторитета, который бы утвердил всеобщий закон, если бы этот авторитет, был установлен путем всеобщего согласия людей, а не Богом.
Но основанные на эволюционном подходе рассуждения Майкла Рьюза по поводу нравственности гипотетических жителей Андромеды увели нас в область фантазии, тогда как нам нужна мораль, отвечающая нашим земным нуждам.
Мы не можем ждать, пока возникнет некая всеобщая система морали, которая до сих пор существует как гипотети-
286
287
Все мы, разумеется, приветствуем искренние усилия Организации Объединенных Наций, направленные на достижение всеобщего согласия в вопросе о необходимости покончить с агрессией и насилием, ограничить политические амбиции, добиться повсеместного соблюдения прав человека, покончить с эксплуатацией третьего мира, побороть нищету, запретить распространение вооружений, способствовать справедливому распределению материальных благ и т. д. Ни один человек доброй воли не пожелает уступить уже достигнутых позиций в решении этих вопросов.
Но совершенно очевидно, что для Организации Объединенных Наций как выборного международного органа чрезвычайно сложно добиться всеобщего согласия даже в теории (не говоря уже о политической, социальной и экономической практике), не беря на себя ответственность в обсуждении и укреплении всеобщей объективной моральной системы.
В любом случае крайне сомнительно, что политизированный всеобщий мировой авторитет может быть разумным решением проблемы высшего авторитета и сподвижника в вопросах морали. История тоталитарных режимов, которые утверждали свои моральные убеждения в качестве всеобщих не только в своих странах, но и стремились насадить их во всем мире, полна жестокости, угнетения, отрицания свободы совести. В то же время прямо противоположные по своему характеру политические системы, основанные на волеизъявлении демократического большинства, вряд ли служат разрешению вопросов морали. Всегда ли большинство (или меньшинство) приходит к справедливому решению? И каким образом вы бы могли судить о том, кто прав — большинство или меньшинство, — если бы не существовало высшего морального авторитета над ними?
Но теперь пришло время атеистам сказать, как они справляются с этой проблемой.
ПРИМЕЧАНИЯ
Никомах - имя сына Аристотеля. Книга назвала так либо потому, что Аристотель посвятил ее своему сыну, либо потому, что Никомах был каким-то образом причастен к се созданию, например, к редактированию.
Тацит. Анналы. XIV. 11. См. также: Ошеров С. От Рима к миру / Сенека Луций Алией. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 340.
Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М.. 1984. Т. 4. Книга VI.13 (1144БЗЗ - 1145а5).
Simpson G. G. The Biological Nature of Man // Science. 1966. Vol. 152.April 22.P. 476.
Ibid. P. 477.
Ibid.
Хомский H. Аспекты теории синтаксиса. M.: Изд-воМГУ, 1972; Chomsky N. Rev. of: В. F. Skinner. Verbal Behaviour // Language. 1959.35: 26 - 58; Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Use. N.Y., 1986.
Coвремени Дж. Дж. Симпсона и первых работ Н. Хомского ученые, разумеется, далеко продвинулись в изучении вопроса об обучении животных естественному языку. Единого мнения по этому вопросу до сих пор нет. Но естественный язык продолжает оставаться камнем преткновения для эволюционной теории. Более подробно см. выше Гл. 6, написанную Норманом Фрэзером.
Теория, которая лежит в основе детекторов лжи, заключается в том, что сообщение ложной информации сопровождается поддающимися из-мерению сигналами, которые показывают изменения физического состояния человека.
Lewis С. S. The Abolition of Man. Collins, Fount Paperbacks, 1978. P. 49-59.
Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М.: Худ. лит. 1973. С. 71-72.
Ruse М. Is Rape Wrong on Andromeda? // Regis E. Jr. (ed.) Extraterrestrials. Cambridge, 1985.P. 60 - 67.
288
289
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем