Глава 6. Языковаяспособность
человека
Основная мысль, которую мы развивали выше, заключалась в следующем: устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации, которые сами насыщены информацией, подобной языковой. Мы пришли к выводу, что не существует никакого правдоподобного объяснения происхождения таких систем в терминах естественных процессов. Чрезвычайно интересно сравнить этот вывод с исследованиями происхождения языка, и поэтому мы очень благодарны Норману Фрэзеру, МЛ., М. Sс, Ph. D.1, который предоставил нам свои материалы по данной теме. Он является известным в мире специалистом по математической лингвистике — как теоретической, так и прикладной. Наряду с другими вопросами он занимался структурой русского языка. Доктор Фрэзер — один из пионеров в области автоматического распознавания голоса. В 1993 г. он стал одним из основателей VOCALISPLC, одной из ведущих компаний в области телекоммуникаций.
Размышления о происхождении языка Норман Фрэзер
Науку интересует существование вещей в физическом мире. Научно-исследовательские процедуры сформировались в ходе многовековой разработки способов свободной от предубеждений рефлексии, развития методов проб и ошибок и получения проверяемых результатов. Критерий проверяемости является в науке одним из важнейших. Утверждения, которые не могут быть поддержаны эмпирическими данными и логическим выводом, должны быть признаны недопустимыми.
Исследование происхождения какого-то явления предполагает изучение того, как вещи появились в нашем мире.
183
Оно серьезно зависит от естествознания, но само наукой не является. Исследование происхождения осуществляется с помощью следующих процедур.
Сбор и анализ данных (например, подсчет годовых колец на пне дерева).
Разработка исторической реконструкции, принимающей во внимание фактические данные и ранее созданную научную теорию (например, определение возраста дерева по числу годовых колец построено на том, что каждый год у деревьев образуется одно новое кольцо).
Теории происхождения могут быть подвергнуты критике на основании каких-то новых фактических данных, но они не подлежат проверке в общепринятом смысле понятия "научная проверка". "Истинность" теории о происхождении какого-то явления зависит от ее внутренней связности и согласованности, а не от соответствия реальности, поскольку это соответствие нельзя установить.
Строя теорию происхождения некоего явления, мы действуем подобно тому, когда в графе зависимостей восходим из известной точки к исходной. Известная точка соответствует текущему состоянию, и ее положение в графе определяется тем, что мы знаем о состоянии объекта в настоящее время. Начнем с того, что существует бесконечное множество способов восхождения к начальной точке, но по мере накопления исторических данных некоторые возможные способы исключаются. К историческим данным относятся археологические находки, окаменелости, относительное положение артефактов в геологических слоях и результаты радиоуглеродного анализа. Чем большим числом эмпирических данных мы располагаем, тем более ограниченным является число возможных обратных ходов.
Теория происхождения какого-то явления представляет собой реконструкцию, благодаря которой мы движемся к исходной точке через промежуточные пункты, не вступая при этом в противоречие с другими теориями.
Происхождение языка
Естественный язык был предметом научных исследований на протяжении тысячелетий. За это время накопилось много самого разного рода данных, которые складываются в достаточно полную картину его современного состояния. Поэтому, строя теорию происхождения языка, мы можем, по крайней мере, начать обратное движение от известной точки. К сожалению, мы фактически не располагаем никакими другими точными данными, которые помогли бы нам ограничить теорию происхождения языка.
Самые ранние из известных образцов письменности восходят к 4 000 г. до н. э. Хотя на языке, зафиксированном в этих письменных памятниках (шумерском), никто сегодня не говорит, по своим выразительным возможностям он так же сложен, как и современные языки. Надписи на шумерском языке свидетельствуют о том, что это самостоятельный развитый язык, а не какая-то праформа языка как такового. И даже если бы были найдены более древние фрагменты текстов, то они тоже ничего на сказали бы нам о происхождении языка, поскольку письмо является просто средством языкового выражения. Язык должен сначала возникнуть для того, чтобы сформировались системы письма.
Некоторые исследователи с целью объяснения генезиса языка обратились к археологии и к дисциплине, которая известна под названием "лингвистическая палеонтология"2. Значительные усилия исследователей были затрачены на то, чтобы реконструировать устройство голосового аппарата у древнего человека или квази-человека, чтобы определить, обладал ли древний человек физическими данными для речевой артикуляции в том виде, в каком мы ее знаем сегодня3 . Однако речь не тождественна языку. Речь является физической деятельностью, тогда как язык — это абстрактная психическая сущность. Речь может использоваться для того, чтобы выражать язык. Но для этой же самой цели могут использоваться и письмо, и жесты (язык глухонемых), и барабаны, и многие другие средства передачи информации. Спо-
184
собность к речевой артикуляции не гарантирует владения языком, как следует из примера людей с ограниченными умственными способностями. Хотя, как показывает опыт, язык обычно выражается с помощью речи, две эти сущности являются логически отличными друг от друга. Поэтому лингвистическая палеонтология не может внести существенного вклада в изучение происхождения языка.
Фундаментальная проблема здесь заключается в том, что не существует сведений о доисторическом состоянии языка. Мы набираем воздуха в легкие и начинаем говорить на данном языке. Но интересующие нас языковые факты тут же улетучиваются. Каким был язык наших далеких предков? Использовали ли они слова, которые покажутся нам сегодня странными? Отличался ли их акцент от нашего? Большинство из нас об этом не знает. Язык наших предков потерян для нас, поскольку никто специально не заботился о том чтобы сохранить его.
Отсутствие надежных данных подрывает все теории про исхождения языка, хотя, как мы увидим ниже, препятствия в изучении этой проблемы, кажущиеся непреодолимыми, не остановили некоторых выдающихся ученых от попыток ее разрешить.
Достаточное развитие получили такие дисциплины, как этимология (наука об истории слов) и филология (наука об истории языков и языковых семей). Но их возможности определяются тем, что может быть установлено на основании документальных данных и достаточно традиционных и осторожных исторических реконструкций. Исследовательский горизонт этих научных дисциплин ограничивается несколькими тысячами лет.
Попытки проследить происхождение языка традиционно встречали скептическое отношение к себе лингвистов-теоретиков. Когда в 1865 г. было основано Парижское лингвистическое общество (SocietedeLinguistiquedeParis), то в его Устав (статья 2) было внесено положение о том, что общество не рассматривает статьи о происхождении языка4.
Это положение было принято потому, что не существует надежных данных для реконструкции предыстории языка. Наиболее ранние письменные источники были созданы не более чем несколько тысяч лет тому назад и не могут пролить свет на происхождение языка, поскольку письменность уже предполагает существование языка. Не могут способствовать решению этой проблемы и такие исторические дисциплины, как археология и палеонтология, поскольку они не располагают сведениями о сознании древнего носителя языка.
Построение теории при отсутствии необходимых данных является не более чем спекуляцией. "Мы должны исследовать то, что есть", — сказал Александр Дж. Эллис, президент Лондонского филологического общества в 1873 г.5. Не следует поддаваться соблазну строить домыслы при отсутствии надежных фактических данных.
В течение целого века происхождение языка обсуждалось только в стенах академических учреждений. Но в последние годы наблюдается всплеск интереса к ней как специалистов, так и широкой публики. Чем это объяснить? Критика теории эволюции в свете данных о происхождении языка
Что же все-таки побудило многих серьезных ученых проникнуть на территорию, которая обозначена как "опасная зона"? Тому есть несколько причин. Большая часть из них связана с проблемами теории эволюции путем естественного отбора, встающими в связи с данными о природе языка. Мы рассмотрим ниже четыре таких причины.
Во-первых, научное сообщество стало все больше осознавать, что именно язык (а не жизнь) является вершиной процесса эволюции. Язык служит этапом развития, следующим за развитием жизни, дополняющим ее и обычно с ней не ассоциирующимся. Многие виды животных способны к простейшей коммуникации, но только человек освоил все богатство и символическую сложность языка. Это самая сложная форма разумного поведения в известном человеку
186
187
мире. Всякая теория происхождения жизни, которая направлена на объяснение сложных форм жизни и поведения и которая тем не менее ничего не может сказать о самом сложном в этом ряду феномене, является своего рода пирамидой без вершины. Поэтому ее нельзя считать завершенной и, в конечном итоге, способной объяснить то, ради чего она была разработана.
Во-вторых, кажется маловероятным, что язык мог возникнуть из последовательности многочисленных шагов, ряд которых оказался удачным и потому закрепился в качестве коммуникативных единиц. Этот вывод можно обосновать несколькими аргументами.
Первая проблема, на которую наталкивается данная теория, связана с инновациями, не находящими общей поддержки. И она заключается в том, что язык выполняет свою функцию только тогда, когда оба участника коммуникации находятся на одинаковом уровне развития языковой способности. Поэтому единственный путь к прогрессу путем эволюции состоит в том, что два или более члена сообщества проходят одинаковые полезные мутации в одно и то же время. Это абсолютно маловероятно.
Другая проблема данной теории связана с тем, что язык функционирует в соответствии с правилами: и конструирование, и понимание правильно построенных высказываний подчиняется системе грамматических правил. А грамматические правила являются, по-видимому, операциями над символами, подчиняющимися принципу "все или ничего". Лингвисты и когнитологи6, вероятно, придерживаются точки зрения Ст. Гоулда, который считает, что если глаз выполняет свою функцию на 5 %, то это примерно то же самое, как если он вообще не функционирует7.
Некоторые известные психологи высказывают свои сомнения по поводу неполных систем правил следующим образом: "Как бы это выглядело, если бы организм располагал половиной символа или тремя четвертями правила?"8
Проблема "грамматических пертурбаций" состоит в том, что богатейшая дедуктивная структура грамматики устроена таким образом, что малейшее изменение одного-един-ственного принципа может оказать кардинальное влияние на весь язык в целом, поскольку оно имеет последовательный, "каскадный", эффект на все грамматические механизмы. В действительности, единичная мутация не может иметь либо незначительное позитивное, либо незначительное негативное воздействие на языковую компетенцию индивида. Эти воздействия могут быть существенными, но, видимо, смешанными (отчасти позитивными, отчасти негативными). В-третьих, не существует "отсутствующих звеньев" — все 6000 известных естественных языков являются равно развитыми. Квазиязыков не существует. Язык совершенно отсутствует у ближайших к нам по организации приматов. "Несмотря на то, что другие виды животных обладают определенным интеллектом, и тот факт, что коммуникативные системы животных по своей сложности похожи на простейшие языки, ни у одного вида животных нет языковых систем. И дело не в том, что они в них не нуждаются. По какой-то причине даже простой язык невероятно сложен для животных. Это является загадкой для науки"9.
В-четвертых, для того чтобы постулировать эволюцию языка, мы должны видеть, что существуют грамматические системы, которые лучше соответствуют задаче воспроизводства их носителей. На первый взгляд это утверждение кажется разумным, но у него есть серьезные недостатки. Дэвид Примак, который одним из первых проводил эксперименты по усвоению языка шимпанзе, критикует эволюционную интерпретацию происхождения и развития языка, указывая на присущую языку "рекурсивность", то есть грамматический принцип, согласно которому простые предложения могут быть встроены в более сложные: "Я предлагаю читателю дать историческую реконструкцию сценария жизненной ситуации, которая дала бы объяснение рекурсивности в свете естественного отбора. Так, считается, что язык
188
189
возник, когда люди или их исторические предки охотились на мастодонтов... Имел ли преимущество один из наших предков по сравнению с другим, если он, сидя на корточках у костра, был способен сказать своему сородичу: "Остерегайся коротконогого зверя, которому Боб повредил переднее копыто, которому, забыв свое собственное копье в лагере, он нанес удар тупым копьем, которое позаимствовал у Джека"?
Естественный язык является камнем преткновения для теории эволюции, потому что он обладает гораздо более обширными возможностями, чем можно ему приписать в терминах естественного отбора. Семантический язык с простыми правилами соответствия между словом и объектом, который можно увидеть у шимпанзе, вероятно, обладает выразительными возможностями, достаточными для обслуживания охоты на мастодонтов и аналогичных операций. Для коммуникации в рамках подобных операций, синтаксические классы, правила структурной зависимости, принцип рекурсии и проч. являются избыточно мощными механизмами, наличие которых в данном контексте кажется абсурдным"10.
Интерес к происхождению языка нарастает именно потому, что, как заметил Примак, язык "является камнем преткновения для теории эволюции". Хотя среди большинства биологов и некоторых психологов принято считать, что естественный язык представляет собой результат эволюции, существует научная дисциплина, представители которой не столь уверены в адекватности эволюционного подхода к языку. Эта научная дисциплина называется лингвистикой и детально изучает тонкости организации естественного языка.
"Для... большинства лингвистов нет никакого смысла искать доказательства существования языка на ранних этапах человеческого общества, и еще меньше смысла — искать признаки языка в коммуникативных системах человекообразных обезьян. ...[Существует] философское противоречие между теми, кто рассматривает человека как особый вид, отличный от всей остальной природы, и теми, кто рассмат-
ривает его как один из видов, тесно связанный с другими. Нигде это противоречие не проявляется с такой силой как в дискуссии о природе и происхождении языка"11.
Многих лингвистов убеждают даже те аргументы против эволюционной теории, которые мы привели выше, но вопрос, придающий наибольший импульс их скептицизму в отношении эволюционной теории, — это способность людей к усвоению языка. Усвоение языка и врожденная языковая способность
Каким образом дети усваивают язык? Было бы заманчиво поверить в то, что структуры и правила языка усваиваются на основе использования общих когнитивных способностей, таких как способность к обобщению, категоризации, распознаванию моделей и способности к выстраиванию последовательностей. Но это не может быть так. С самого раннего возраста дети проявляют способность строить высказывания, которых они никогда ранее не слышали. Это свидетельствует о том, что они не просто преобразуют ранее услышанные образцы высказываний, а оперируют с лежашей в основании своей речевой активности системой правил, которая обладает потенциалом производить ранее не зарегистрированные высказывания. Каким образом они могли интериоризировать12 эту систему?
Дерек Бикертон показывает, что даже отдельное предложение представляет невероятную проблему для слушающего/говорящего, не владеющего соответствующей системой
языка.
"Попробуйте преобразовать обычное предложение, состоящее из 10 слов. В принципе возможно 3628800 комбинаций этих слов, но для первого предложения данного абзаца только одна такая комбинация дает правильную и осмысленную фразу. Это означает, что 3628799 других сочетаний будут неправильными. Как мы этому научаемся? Ни родители, ни учителя не могут научить нас этому навыку. Мы можем знать, как это делать, только располагая неким рецептом построения предложений, рецептом, столь сложным и
190
191
совершенным, что он позволяет автоматически исключить все 3628799 неверных способов сочетания десяти слов и выбрать единственно верный. Но поскольку такой рецепт должен применяться ко всем предложениям, а не к данному конкретному примеру, этот рецепт для каждого языка исключает больше противоречащих грамматическим нормам языка грамматических конструкций, чем имеется атомов в космосе"13.
Задача реконструкции языковой системы на основе относительно небольшого числа высказываний, которая стоит перед каждым ребенком, является невероятно сложной. Она может быть решена только в том случае, если ребенок уже рождается с соответствующими механизмами в головном мозге. Этот вывод в основном ассоциируется с концепцией Н. Хомского, одного из ведущих лингвистов XXвека. Хомский утверждает, что дети рождаются наделенными врожденной языковой способностью, которая, наряду с другими вещами, определяет универсальную грамматику, то есть сеть ограничений на структурные возможности языков мира. Усвоение языка ребенком является процессом "запуска" параметров универсальной грамматики14.
Язык является в большей степени инстинктом, нежели индивидуальным достижением15. Но каким образом этот инстинкт появился у данного вида? Этот вопрос является непреодолимым препятствием для эволюционной теории. Н. Хомский пишет по этому поводу следующее: "Представляется, что не существует данных, подтверждающих взгляд, согласно которому человеческий язык — это просто более сложный случай чего-то, что может быть найдено где-то еще в животном мире. Это ставит проблему для биолога, так как, если это верно, мы имеем дело с примером действительного "возникновения" — появления качественно особого явления на особой стадии развития сложной организации"16.
Известный философ языка Джерри Фодор указывает, насколько важна эта проблема: "У нас буквально отсутствует представление о том, как усваивается концептуальная
система, более богатая, чем та, которой человек уже располагает; мы просто не представляем себе, как может происходить переход от концептуально бедной к концептуально более богатой системе путем процесса обучения"17.
Критические замечания Фодора относятся как к процессу обучения и освоения нового отдельным человеком, так и к развитию вида на протяжении многих эпох эволюции. Он говорит, что, на самом деле, мы наталкиваемся здесь на философский барьер. Весьма категорично говорят об этом Бэйтс и его соавторы: "Если основные структурные принципы языка не могут быть усвоены из опыта или выведены из общих принципов, можно выдвинуть только два возможных объяснения их существования: или универсальная грамматика была дарована нам создателем, или наш вид претерпел мутацию необычайного масштаба, своего рода когнитивный Большой Взрыв"18. Идеология и происхождение языка
Несмотря на все эмпирические и философско-теоретические сложности в построении теории происхождения языка, количество публикаций о проблемах эволюции не уменьшается. В силу отсутствия надежных исторических данных они, по определению, носят спекулятивный характер и в большей мере обусловлены идеологическими симпатиями приверженцев эволюционной теории, чем научными данными.
Так, например, в заключении своей влиятельной работы, в которой предпринимается попытка реабилитировать эволюционную теорию в лингвистике, Линкер и Блум признаются, что большая часть научной работы, которую следует проделать для обоснования их тезисов, еще не была осуществлена. "Мы считаем, что множество надежных научных данных, относящихся к эволюции языка, еще не было синтезировано"19.
Однако складывается такое впечатление, что они не видят необходимости в синтезировании этих научных данных, поскольку они уже решили, что единственно возможный
192
193
ответ на загадку происхождения языка состоит в следующем: "Язык обнаруживает черты сложного устройства, предназначенного для передачи пропозициональных структур, а единственное объяснение происхождения органов, имеющих столь сложную организацию, состоит в процессе естественного отбора"20.
Обратите внимание на логику рассуждения Пинкера и Блума, поскольку для того, чтобы дискутировать с ними, чрезвычайно важно увидеть ошибочность их аргументации. Итак, они говорят, что естественный отбор как механизм возникновения языка составляет одну из их предпосылок. Язык, утверждают они, представляет собой пример класса артефактов, которым можно дать только одно объяснение. Хотя большая часть их исследования направлена на то, чтобы обосновывать выводы в духе теории эволюции, эти выводы, на самом деле, являются их исходной позицией.
В области исследований происхождения языка далеко не редко встречаются ученые, которые пытаются представлять свои идеологические допущения как результаты тщательно проведенных научных изысканий и которые вместе с тем проявляют должную ответственность в других отношениях. Но в лучших образцах научных трудов предпосылки формулируются открыто, а выводы делаются осторожно.
Текущее состояние исследований происхождения языка можно коротко охарактеризовать следующим образом: наука не может сказать в этой области ничего определенного, но ей удалось выявить несколько загадок. Скудность данных о предыстории языка означает, что маловероятно, что какая-то из предложенных теорий получит надежное фактическое подтверждение. Однако эти загадки имеют принципиальное значение, настолько принципиальное, что могут подорвать все здание дарвиновской концепции естественного отбора. Хомский заметил по этому поводу следующее:
"Вполне можно приписывать это развитие [развитие врожденных языковых структур. — Н. Ф.] "естественному
отбору", если только мы понимаем, что такое утверждение лишено содержания, что оно сводится не более чем к убеждению в существовании натуралистического объяснения этих явлений"21.
ПРИМЕЧАНИЯ
М. А. - сокр. от MasterofArts- "магистр гуманитарных наук", М. Sc. - сокр. от MasterofScience~ "магистр естественных (или точных) наук", Ph. D. - сокр. от DoctorofPhilosophy- доктор философии {прим. перев.).
См., напр.: Renfrew С. Archaeology and Language. L.: Jonathan Cape, 1987.
Lieberman Ph., Crelin E. S. On the Speech of Neanderthal Man /'/ Linguistic Inquiry. 1971. Vol. 2. P. 203 - 222.
Stam James H. Inquiry into the Origin of Language: (The Fate of a Question). N.Y.: Hagerstow, 1976. P. 259.
Ibid. P. 256.
Когнитология - комплексная дисциплина, изучающая познавательные процессы (прим. перев.)
Gould St. J. Evolutionary Considerations. Paper Presented to the McDonnell Foundation Conference "Selection vs. Instruction", Venice, May, 1989.
Bates E., ThaI D., and Marchman V. Symbols and Syntax: A Darwinian Approach to Language Development // Krasnegor N.. Rumbaugh D., Studdert-Kennedy M. and Schiefelbusch R. (eds.) The Biological Foundations of Language Development. Oxford, 1989. P. 3.
Deacon T. The Symbolic Species: The Co-Evolution of Language and the Human Brain. L.: Allen Lane, 1997. P. 42.
Premack D. 'Gavagai!' or the Future History of the Animal Controversy // Cognition 1985. N19. P. 281 - 282.
Leaky R. The Origin of Humankind. L.: Wedienfeld and Nicolson, 1994. P. 120."
Интериоризация - психологический термин, обозначающий перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. (См.: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983) (прим. перев.).
Bickerton D. Language and Species. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 57-58.
Chomsky N. Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Usc.N.Y.:
Praeger, 1986.
Pinker St. The Language Instinct: How the Mind Creates Language. N.Y.: Morrow, 1994.
Хомский H. Язык и мышление. M.: Изд-во МГУ, 1972. С. 89.
194
195
Bates E., ThaI D., and V. Marchman. Op. Cit. P. 2 - 3.
Pinker St. and Bloom P. Natural Language and Natural Selection // Behavioral and Brain Sciences, 13, 1990. P 727
Ibid. P. 726 - 727.
Хомский H. Язык и мышление... С. 113 - 114.
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем